КУРС СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

30 декабря, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №52, 30 декабря-14 января

Честно говоря, реклама не относится к моим излюбленным телевизионным зрелищам. Наверное, лишь те, ...

Честно говоря, реклама не относится к моим излюбленным телевизионным зрелищам. Наверное, лишь те, кто хронически страдает от перхоти, дурного запаха изо рта и для кого все дни в году - сплошь критические, могут более-менее снисходительно относиться к этому, увы необходимому и неизбежному ТВ-довеску, коим для нас, зрителей, является реклама. Впрочем, отечественное телевидение в определенной мере еще щадит наши чувства, давая возможность хотя бы фильмы смотреть не прерываясь, чего не скажешь о российских каналах. Но, с другой стороны, у нашего ТВ последние несколько месяцев, сами понимаете почему, была другая беда - политическая реклама. Почему беда? Да потому что, в отличие от рекламы памперсов, прокладок и прочего, эта была не только навязчивой, но и агрессивной, внося дополнительную нервозность и в без того до нельзя раздраженное общество. Но при всей своей наступательности, как ни парадоксально, весьма мало эффективной. На мой взгляд, у большей части телезрителей в какой-то момент просто сработала защитная реакция от посягательств разнокалиберных политиков осчастливить нас против нашей воли. Почему против? Да потому, что та же реклама по большей части не внушала особого доверия. Подчеркиваю, не политики (это совсем другой разговор, насколько электорат в массе своей был знаком с платформами кандидатов в президенты, их идеями и т. д.), а именно - реклама. Вся она была сделана словно по одним лекалам и отличалась лишь степенью все той же агрессивности, изобретательностью формы (но шедевров по этой части обнаружить не удалось) или же почти отсутствием эстетических критериев. Ну и еще, конечно, слоганом. Кстати, вот сейчас, на вскидку попытайтесь припомнить хотя бы один. Который, если и не запал в душу, то хотя бы запомнился, как пресловутый «Выбирай, а то проиграешь». Задача - не из легких. А это тоже показатель качества и эффективности рекламы, которой нас так усердно пичкали.

Впрочем, Бог с ней, с политической рекламой. Сейчас в обществе наступил некий передых. Политические бури поутихли. Можно подумать и о делах наших бренных. И хотя раздумья эти вряд ли большинству из нас принесут отдохновение, но не предаваться же в самом деле отчаянию накануне Нового года и Рождества. В эти дни хочется верить, если не в чудо (оставим эту привилегию нашим детям), то надеяться на лучшие перемены, на стабильность, на ясный свет в конце туннеля. Иначе зачем мы так долго, то и дело спотыкаясь и набивая шишки, по нему движемся. Хочется в конце концов стать лучше и добрее самим, отдохнуть от постоянного чувства напряжения и тревоги за завтрашний день, делающего нас нетерпимыми, недобрыми и в результате - опасными. Для нас самих, в первую очередь. Хочется поднять бокал шампанского в полночь со светлым ощущением праздника.

Вы, наверное, удивитесь (я честно говоря, была удивлена), но все эти лирические мысли навеяла на меня... политическая реклама. Не так давно на канале «1+1» случайно наткнулась на ролик «Наш час, наша Батьківщина», поначалу даже не разобравшись, что именно смотрю. А после, как говорят, втянулась. И уже стала ждать эту рекламу «Батьківщини». Во-первых, это интересно, что уже можно назвать событием. Во-вторых, сделано очень профессионально. Стилистика, присущая неигровому кино, в жанре «потока жизни», словно камера со стороны, просто наблюдает за происходящим. Происходящее же - обыденные ситуации, которые мы наблюдаем ежедневно и участниками которых сами становимся. Старушка, покупающая хлеб в сельпо, которой не хватает каких-то копеек. Врачи, вытаскивающие больного буквально с того света и при этом обычно обсуждающие, что вновь не платят зарплату. Жена, привычно попрекающая мужа-шахтера, который не в состоянии прокормить семью...

Ну что здесь для нас нового, неизвестного и как подобного рода зрелище может внушать оптимизм? Но дело в том, что каждая из этих историй имеет финал. Старушка, стыдящаяся своей бедности, уныло бредет по дороге, когда ее догоняет, приехавший из города сын: «Мама, мы же сказали, что в субботу все привезем». Врачи, несмотря ни на что, вновь бросающиеся в операционную. Мальчик, шепотом признающийся отцу, что в школе на вопрос «Кем ты хочешь стать?» - ответил: «Шахтером»...

Наивно? Может быть. Но я бы скорее сказала: трогательно, что, кстати, очень соответствует рождественскому настроению, в частности, и настроениям, царящим сегодня в обществе вообще. А атмосфера, тональность этих роликов такова, что когда мы читаем заключительный слоган: «Ми все подолаємо», в него хочется верить. Несмотря на собственный скептицизм, понимание текущего момента и т. д. и т. д.

В чем еще достоинства этого проекта? В верно избранной интонации и точности визуального ряда, что делают его более эффективным, чем скажем, лубочное «Все у нас получится» - аналогичный российский проект. Роднит их, пожалуй, одно - и тот, и другой есть своего рода средством социальной реабилитации общества, чувствующего себя скорее больным, чем здоровым.

И еще. Когда герой политической рекламы становится нарицательным персонажем, считайте, заказчики и создатели своей цели добились. А вот бизнесмен или, простите, национальный товаропроизводитель в исполнении Богдана Бенюка имеет для этого все шансы. На вопрос въедливых журналистов - что вас заставляет вкладывать деньги в украинскую экономику - он отвечает: «Чего-чего, живу я тут». Разве скажешь лучше?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно