Куратор Первой киевской биеннале Дэвид Эллиот: «Мы живем в конце эпохи!»

Поделиться
В столицу Украины с «культурной» миссией глобального масштаба нашего собеседника привела многолетняя любовь к Восточной Европе.

Для тех, кто еще не знает: с 24 мая по 31 июля в столице будет проходить Первая международная биеннале современного искусства. Без преувеличения, главная арт-сенсация этого года. В день, когда в «Мистецькому Арсеналі» - основной локации форума - стартовала «теоретическая» часть ARSENALE 2012 (так называемая Дискуссионная платформа), о самом проекте, о мировых арт-трендах, об апокалипсисе и возрождении в эксклюзивном интервью ZN.UA рассказал куратор биеннале - Дэвид Эллиот.

К слову, в столицу Украины с «культурной» миссией глобального масштаба нашего собеседника привела многолетняя любовь к Восточной Европе. Еще в 1999 году Дэвид организовал этапную выставку «После стены: искусство и культура в посткоммунистической Европе» (Стокгольм, Мюнхен, Берлин) с участием украинских художников. (По данным российского журнала «Артгид», «отцом» первой украинской биеннале он стал все же благодаря рекомендации бессменного комиссара Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна.)

О степени весомости г-на Эллиота в арт-мире свидетельствует само его curriculum vitae. В 1976-1996 годах он- директор Музея современного искусства в Оксфорде, в 1996-2001 - директор Музея современного искусства в Стокгольме. Эллиот возглавлял Художественный музей Мори в Токио (2001-2006) и Стамбульский музей современного искусства. Был куратором 17-й международной биеннале в Сиднее (2008-2010). В числе его кураторских проектов - «Искусство и власть: Европа под властью диктаторов. 1933-1945» (Лондон, Берлин, Барселона, 1995), «Илья и Эмилия Кабаковы: где наше место?» (Венеция, Токио, Рим, 2004-2005), «Иди за мной! Китайское искусство на рубеже тысячелетий» (Токио, 2005), «Время прошедшее, время нынешнее: 20 лет Стамбульской биеннале» (Стамбул, 2007), «Прощай, Китти! Современное японское искусство между раем и адом» (Нью-Йорк, 2011) и «Между небом и землей. Современное искусство Центральной Азии» (Лондон, 2011).

- Концепция Первой киевской биеннале современного искусства зиждется на знаке апокалипсиса… Вот и главный проект вы назвали - «Найкращі часи, найгірші часи. Відродження та апокаліпсис у сучасному мистецтві». Насколько нынешние эсхатологические настроения близки вам лично? Или это все же арт-игра?

- Речь, скорее, о симптомах современности. И сама наша выставка расскажет именно о них. В некотором смысле мы действительно живем в конце эпохи. Рационалистские идеи западного просвещения, которые до сих пор доминировали в экономике, сама вера в правильность того, что ты делаешь, опровергнуты. Есть капиталистический и «социалистический» Запад…

- Социалистического Запада больше нет!

- Об этом и речь! Вопрос в том, что будет после капитализма и социализма?

- Империализм, если верить классикам марксизма-ленинизма!

- (Смеется). Посмотрите на Китай!

- В контексте разговора об апокалипсисе (и возрождении) - сопутствующий вопрос… Вы смотрели нашумевшую «Меланхолию» Ларса фон Триера? Ему-то как раз очень близок образ фатума, за которым непонятно, «что»...

- Увы, пока не смотрел. (Переходит на русский) Но обязательно посмотрю!

- Триер все же «оптимистичен», ведь его «непонятно, что» может быть и позитивным, может быть просто сном разума, который рождает чудовищ… Впрочем, вернемся на ARSENALE 2012 в Киев, где будут представлены проекты ведущих мировых звезд современного искусства, включая самого Ай Вэйвэя. Как вам удалось уговорить таких знаменитостей участвовать в киевском проекте?

- Это не было проблемой. Достаточно было просто предложить участвовать в проекте. Я показал им всем фотографии нашей локации, то есть «Мистецького Арсеналу»… Все пришли в восторг. Кроме того, пусть не со всеми, а со многими художниками я уже работал раньше.

- Банальный вопрос: кто из участников грядущей Киевской биеннале - «самый дорогой» художник?

- Боюсь, что денежная сторона вопроса меня интересует меньше всего… Я вообще не питаю интереса к коммерческому искусству и арт-рынку. Оценивать «арт» стоит не в денежных, а в эстетических категориях. Например, если говорить об украинских художниках, то мы можем выделить три поколения - старшее, среднее (появившееся на стыке 1980-х - 1990-х) и вашу молодежь... В будущем проекте я и хочу продемонстрировать «разницу» в поколенческих подходах к искусству.

- Чтобы закончить с «низменной» экономической темой, еще один вопрос. Во время одной из «предбиеннальных» пресс-конференций вы поспорили с г-жой Заболотной о том, стоит ли устанавливать плату за вход на ARSENALE 2012. (Вы были против, а комиссар биеннале - за). Так будут ли в «Арсенале», в итоге, брать деньги за билеты - или?..

- Решение вскоре будет принято. Его огласит Наталья Заболотная. В принципе, организаторы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы биеннале посетило как можно большее количество людей: от этого мы и будем отталкиваться. Если плата за вход и будет установлена, то небольшая.

Кроме того, если рассуждать рационально, она нужна хотя бы для того, чтобы контролировать поток посетителей выставки: бесконтрольность может привести к хаосу. Это может сказаться на состоянии работ.

- Предварительный список украинских учасников арт-форума было обещано огласить еще в 20-х числах января, но до сих пор этого не сделано. Почему? Когда, наконец, узнаем имена «биенналистов»-соотечественников?

- В конце марта.

- А почему настолько сдвинули сроки оглашения списка?

- Большая его часть уже готова. Но, во-первых, не очень хорошо представлять незаконченные наработки заранее: художники окажутся в неравных условиях. Во-вторых - и это тоже важно, - я не выбираю участников втемную. Сейчас продолжаю ездить по разным городам Украины (вот как раз собираюсь в Харьков и во Львов), встречаюсь с художниками, смотрю их работы… Это довольно трудоемкий процесс, и я должен быть уверен, что финальный перечень составлен с учетом всего имеющегося материала.

В общем, позднее оглашение нашего списка - это не почва для догадок и конспирологических версий, оно продиктовано желанием сохранить объективность.

- Как правило, каждый арт-конкурс в Украине - и тут особенно отличается отбор на Венецианскую биеннале - сопровождается непременным скандалом… Организаторов упрекают в необъективности, в продажности, в непрофессионализме, бог знает в чем еще. Не опасаетесь, что после оглашения пресловутого «украинского» перечня учасников ARSENALE тоже разразится буря?

- Конечно, от упреков никто не застрахован (а скандалы в арт-жизни - это вообще нормальная ситуация). С другой стороны, знаю многих украинских художников, известных в мире... И предъявить мне претензии в том, что пригласил их в свой проект, будет очень сложно. (Смеется).

Ну и наконец: это ведь всего лишь первая биеннале в Киеве. А в будущем их будет много. Принять участие смогут все желающие.

- Напоследок - как бы вы охарактеризовали главные тренды в мировом современном искусстве?

- Я сейчас не буду говорит о стилях. Основная же тенденция в том, что искусство становится более (переходит на русский, услыхав оговорку переводчицы) «дискурсивным». То есть на первом плане - дискурс…

- Дэвид, вы, оказывается, прекрасно владеете языком Чехова и Достоевского. Почему скрывали?

- Ну-у… (По-английски, серьезно). Искусство отходит от объекта в площадь дискурса, искусство (переходит на русский) - гер-ме-тич-но!

Тенденция состоит в том, что реальность больше не воспроизводится, а описывается. Например, знаменитые «клетки» у Луизы Буржуа - рефлексия над ее детскими переживаниями. И вместе с тем они имеют более широкое значение, демонстрируя, как художник в принципе видит окружающий мир.

ИЗ ДОСЬЕ

Дэвид Эллиот - известная не только в Великобритании, но и в мире творческая личность, «хранитель» художественных музеев и галерей. В свое время Дэвид принимал участие в осуществлении различных творческих мероприятий, занимательных проектов.

Эллиот родился в 1949 году в Великобритании. Искусство интересовало его с ранних лет.

Окончив школу, поступил в University of Durham, в котором изучал историю, а через некоторое время стал студентом института Courtauld Institute of Art, где познавал тонкости истории искусств.

Получив образование, Дэвид Эллиот занял должность в художественном совете Великобритании - отвечал за проведение выставок (и не только). Затем он директор Музея современного искусства в Оксфорде, где работал в течение двух десятилетий (1976-1996 гг.).

Значимость Дэвида Эллиота и его культурных программ трудно переоценить. Он организовал большое количество выставок, в том числе работ из Латинской Америки, Азии, Южной Африки, Восточной Европы, а также из Советского Союза.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме