«КУЛЬТУРНОСТЬ» ИЛИ ИНФОРМАЦИОННОСТЬ НУЖНА УКРАИНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ?

5 января, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 5 января-12 января

Прежде всего следует отметить, что автор данного материала (то есть - я) является автором и ведущим культурологического телевизионного еженедельника «КИН»...

Прежде всего следует отметить, что автор данного материала (то есть - я) является автором и ведущим культурологического телевизионного еженедельника «КИН». Исходя из этого можно говорить о некоторой некорректности с моей стороны - мол, возьми да сделай вместо того, чтобы рассуждать о том, как надо сделать. Поэтому сразу необходимо расставить некоторые акценты.

Я осознаю, что программа моя - не super (отчасти - в силу причин, рассматриваемых ниже), поэтому и речь пойдет не о ней и не о других программах - названий и имен я здесь избегаю принципиально. Предлагаемый текст - это скорее вопрос, чем утверждение, или же, сохрани Господь, рецепт. Это попытка начать разговор и, может быть, услышать умные и полезные мысли, найти собеседника и единомышленника. И в результате получить ответ на навязчивый вопрос: «Что еще тебе такому умному и талантливому нужно, чтобы сделать исключительно хорошую передачу?»

Среди программ о культуре и искусстве, присутствующих в украинском телеэфире, доминируют тематические передачи или так называемые «творческие портреты». Немало их разбросано по разным каналам, хотя понятно, что меньше, чем того хотелось бы. Качество этих программ - тема отдельного разговора. В данный момент более актуальной является проблема несистемности и нелогичности подачи культурологической информации. А без полного информативного обеспечения на все 50% теряют смысл существующие культурные программы. Преимущественно потому, что ведущие или авторы тематических передач и творческих портретов ориентируются на собственный вкус, игнорируя мнение критиков и теоретиков искусства, минуя общий культурный контекст. Но такой подход был бы почти невозможен в условиях существования последовательного и методического информирования телезрителя о путях развития современного искусства, о главных процессах, происходящих в культуре вообще.

Исходя из этого, можно говорить о необходимости создания качественно новой культурологической программы, в которой соединялись бы целенаправленная информативность с лаконической аналитичностью. Где целенаправленная информативность предвидит отбор новостей по принципу «произошло ЧТО-ТО», а не «что-то ПРОИЗОШЛО», то есть - отслеживание самых современных процессов в культуре и искусстве, их тенденций и направлений. Лаконическая же аналитичность предвидит выводы и обобщения, сделанные специалистами вследствие изучения данного материала, частично проиллюстрированного в программе.

И хотя в Украине процесс развития искусства все еще остается формально неструктурализованным (из-за отсутствия авторитетных, взаимодействующих и последовательных факторов структурализации - изданий, галерей, студий, творческих центров и школ и так далее), все же его главные неформальные направления давно намечены и именно за ними следует наблюдать. Чтобы держать руку на пульсе культурной жизни Украины, достаточно знать о процессах, происходящих в Киеве, Одессе, Львове и Харькове - театр или кино, изобразительное искусство или артистические «действия», музыка или литература. Даже если важное мероприятие происходит в другом городе - фестиваль в Дубно, биенале в Ивано-Франковске, премьера в Запорожье - все равно источники информации или даже соорганизации находятся в вышеназванных центрах. Носителями такой информации, как и инициаторами и организаторами процесса являются местные авторитеты - кураторы, критики, теоретики, за каждым из которых стоит соответствующая группа творцов. Разношерстные группы, которые причастны к творческому процессу, образуют одну большую артистическую среду. И поэтому журналист, занимающийся вопросом культуры, должен быть нейтральной, но органической частью этой среды, чтобы в своей программе адекватно передавать содержание и действительно интересные новости культурной жизни.

К тому же не следует забывать, что существуют еще два аспекта, усложняющих движение в этом направлении - один очень старый, другой очень новый.

Старый - это традиционное недооценивание культурной информации, такой себе ярлык второсортности. Он по происхождению из советского социализма, где культура была всего лишь приложением к идеологии. Как и многие другие «советизмы» он еще долго будет преследовать общественное сознание развивающихся стран. Еще долго место для размещения культурной информации (будь то пресса, радио или телевидение), как и средства для ее добывания, обработки и подачи, будут выделяться по принципу - «на тобі небоже, що мені не гоже».

Новый - это уже чисто капиталистические попытки монополизировать информацию. Правда, у нас борьба за добывание эксклюзивов подменяется борьбой за невозможность получить какую-либо информацию конкурирующей фирмой. Особенно этим грешат те, кто уже считает себя акулами негосударственного телепространства. Это их «творческим бригадам» хватает ума отключить от сети освещение чужой группы, или же натравить на конкурентов электрика, сторожа, администратора заведения, где происходит съемка, или наконец дать «15 копеек» охраннику-сакурянину, чтобы тот поставил свою квадратную голову прямо перед объективом телекамеры иной компании. Надо заметить, что на нашем мелководье эти акулы с раскрытыми зубастыми пастями скорее напоминают крокодилов. Хотя, конечно, никуда нам не деться от практики продажи эксклюзивных прав на съемку.

И в завершение, еще об одной довольно опасной тенденции современного «культурного информирования». Причиной ее является наша бедность, которая, как известно, не способствует укреплению личностной независимости. Речь идет о так называемых «придворных информаторах» (журналистах, критиках, просто аматорах), лица которых можно неизменно увидеть на всяческих акциях (как и фуршетах), проводимых иностранными культурологическими структурами и посольствами в Украине. Их метод - это неутомимый энтузиазм, их стиль - это неизменный позитивизм. И именно поэтому информация, исходящая от них о качестве предлагаемого нам иностранцами «культурпродукта», должна поддаваться сомнению. Особенно в ситуации, когда нет информации о происходящих в западной культуре и искусстве.

Не хотелось бы, честно говоря, чтобы в некоем мифическом «завтра» оказалось, что наша музыкальная культура формируется в ночных клубах, а самое интересное в западном искусстве - это рекламные ролики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно