КУЛЬТУРА «НА ТРОЕЧКУ» - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

КУЛЬТУРА «НА ТРОЕЧКУ»

18 августа, 2000, 00:00 Распечатать

Очевидно, сложно усомниться в том, что в массовом сознании последнее десятилетие обозначено как сплошная и жестокая борьба за выживание...

Очевидно, сложно усомниться в том, что в массовом сознании последнее десятилетие обозначено как сплошная и жестокая борьба за выживание. Борьба эта почти не оставляет ни времени, ни сил для мыслей о материях духовных, эстетических и вообще несъедобных. Проверку справедливости такого предположения осуществили специалисты Украинского центра экономических и политических исследований.

Результаты социологического опроса, осуществленного УЦЭПИ, в общих чертах подтвердили упадочнические настроения, которые на уровне аксиом известны в околоинтеллектуальных кругах.

46,3% опрошенных констатировали, что их духовные потребности в течение последних девяти лет снизились. Здесь сложно сказать, идет ли речь об объективном и необратимом «отрыве от нематериальной культуры» или респонденты таким образом оправдывают свою собственную интеллектуальную лень. Но, без сомнения, внутреннее осознание «уменьшения духовных потребностей» позволяет человеку еще немного приблизиться к матери - дикой природе.

28,9% респондентов заверили, что уровень их духовных потребностей не изменился. Что, в общем, естественно для сложившихся и психологически стойких людей. Меньшинство, составляющее 18,2% опрашиваемых, задекларировало рост своих духовных потребностей. Объяснить эту оптимистическую цифру непросто. Собственно, можно предположить, что ощущение роста духовных потребностей отчасти вызвано проблематичностью их удовлетворения, но об этом далее. Также в повседневной практике подмечено, что об увеличении потребностей часто говорят люди с возросшим имущественным статусом. Они героически приняли на себя большое бремя — представлять «новую элиту». А статус, как известно, обязывает...

Не сумели определиться относительно изменений или их отсутствия в своих духовных потребностях 6,6% опрошенных.

Что же касается «уровня удовлетворения» духовных потребностей, то, по крайней мере по некоторым показателям, ситуация примерно такая:

>

Комментариев данная статистическая информация в общем не требует. Конечно, можно утверждать, что телевидение и видео вытесняют кино, а цены на театральные билеты не всем по карману. Тем не менее расценки на музейно-выставочные услуги остаются в общих чертах символическими, да и бесплатных акций хватает. В конце концов, уровень потребления промышленных товаров, в первой необходимости которых можно усомниться (автомобилей, ковров и т.д.), едва ли сократился на протяжении последних девяти лет более чем на 70%...

Отдельный интерес вызывает на удивление незначительный процент тех, кто начал чаще посещать театры и другие «культурные заведения» по сравнению с теми, кто заявил об увеличении духовных потребностей. Выводов может быть два: или уровень духовных потребностей этой части опрошенных не совпадает с возможностями их удовлетворения (они бы очень хотели, но...), или они удовлетворяют свои «культурные запросы» в заведениях «культурного отдыха», не перечисленных в анкете и доступных, опять же, лишь людям с определенным имущественным статусом.

Так же несколько непропорционально к количеству людей с «константными» духовными потребностями выглядит процент тех, кто уделяет театрам, музеям и т.п. такое же большое внимание, как и ранее. Хотя, можно предположить, что эта группа респондентов состоит в общем из консервативно настроенных представителей старшего поколения, испытывающего сейчас, пожалуй, самые большие материальные трудности.

В связи с этим стоит вспомнить один из предыдущих опросов, проведенный УЦЭПИ. Оценивая по пятибалльной шкале культурный уровень населения, большинство респондентов поставило «троечку» (38,2%), на «двойку» оценили свою культурную среду 23,3% опрошенных. Следующее место занимает «единица» — 17,9%. На «проходной балл» для нашей культуры расщедрились 14,2% тех, кто поставил «четверку», и лишь 0,8% оценили нашу культуру на «отлично». Следовательно, превалируют среди нас те, кто недоволен культурной атмосферой, но в то же время не в состоянии что-либо изменить, подменяя собственные духовные потребности чем-то другим, оправдывая свою духовную лень и не делая над собою ни малейшего усилия, чтобы сберечь себя как живую и умную душу.

ВЕРА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ

По данным социологического опроса УЦЭПИ, 53,7% населения считает, что исповедование определенной религии не обязательно для их национальной самоидентификации. И этот факт мог бы вызвать глубокий оптимизм: сторонников здравого смысла — все-таки больше половины. Но в то же время почти треть — 30,5% респондентов — придерживается прямо противоположного мнения.

С одной стороны, это проблема государства, не сумевшего создать религиозно толерантную национальную доктрину (как, кажется, и любую другую). Ибо люди при власти, пропагандирующие религию в качества компонента национальной самоидентификации, склонны публично озвучивать свои мысли. Более того, рано или поздно наиболее деятельные из них могут проявить нездоровый интерес к религиозной принадлежности своих сограждан. А относительно религиозных различий — они и сейчас остаются «местом страстей» в нашей стране.

С другой стороны, это проблема и церквей, позволяющих своим верным соотносить собственную дорогу в Небо с царством... скажем, Президента. Забывая, кроме определенных религиозных принципов, еще и о том, что в наших широтах цезаропапизм куда привычней, чем папоцезаризм. И, соответственно, в неприемлемом симбиозе государства и церкви первые роли будут исполнять отнюдь не духовные пастыри.

15,8%, которым тяжело ответить на данный вопрос, очевидно, не особенно над ним задумывались в силу различных причин (атеизм, etc.)

Достаточно равномерно распределились мнения респондентов относительно вопроса о необходимости создания Единой Поместной Православной Церкви в Украине. 39,9% опрошенных считают, что такая церковь необходима. Довольно большое количество людей (23,2%) к этому вопросу равнодушно. 19,6% респондентов не видят необходимости в создании такой церкви, а 17,3% не могут ответить на этот вопрос.

Интересным кажется то, сколько человек из опрашиваемых смогли бы хоть приблизительно сказать, что такое Единая Поместная Церковь или хотя бы как они себе ее представляют…

Относительно того, какая из имеющихся в Украине ветвей православья должна стать центром вероятного объединения, мнения респондентов распределились следующим образом: (вопрос задавался только тем, кто считает подобную церковь необходимой)

17,9% считают, что роль объединительного центра должна выполнять УПЦ Московского патриархата, «поскольку это каноническая церковь».

УПЦ КП, которая «находится на государственнических позициях», как благоприятную основу для объединения считают 47% опрошенных.

УАПЦ, которая кроме того, что она «национальная и стоит на государственнических позициях», имеет еще и «исторические корни», на роль центра для дальнейшего объединения одобрили 9,9%.

Другие варианты ответов предложили 3,2%, а не сумели ответить на данный вопрос 22% респондентов.

Хочется остановиться на том факте, что во время предыдущего опроса, где в анкете отсутствовали фразы о «государственнических позициях» и «исторических корнях», голоса между УПЦ МП и УПЦ КП разделились так: верными УПЦ МП назвали себя 55,4% опрошенных, к УПЦ КП относят себя 14% опрошенных христиан. Очевидно, наиболее обеспокоены «государственнической риторикой» верующие, которые относятся к УПЦ КП. По результатам обоих опросов, именно они — горячие сторонники Единой Поместной Православной Церкви и готовы принести на алтарь «государственности» даже такую безоговорочную вещь, как каноничность церкви.

В общем, этот опрос достаточно убедительно доказал желание существенной части наших сограждан «в своем доме» иметь не только «свою правду», но и свою церковь. Досадно, что национальное самосознание выражает себя таким образом.

Можно сделать вывод также о том, что христианство в Украине имеет традиционалистский (то есть связанный с историей, культурой, а следовательно — и с нацией) характер. В большинстве случаев оно не выступает, как это предусмотрено Божественным Промыслом, нравственно-этической системой регулирования ежедневной жизни, которая является самодовлеющей и автономной от кесарей, урядников, а то и целых народов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно