КУКОЛЬНЫЕ МИСТЕРИИ

19 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 19 января-26 января

А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звездапо пути в Вифлеем...

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда
по пути в Вифлеем.

 

Борис Пастернак

 

В первое Рождество третьего тысячелетия восходила звезда Вифлеемская одиннадцать раз. По доброй традиции, начавшейся в последнем десятилетии века двадцатого, Рождественские праздники на древней волынской земле завершаются праздником театральным. Волынский областной театр кукол на своей сцене в Луцке принимает гостей Международного фестиваля «Рождественская мистерия». В этом году состоялся IV фестиваль, участниками которого были десять театров кукол. Фестиваль этот уникален своей тематической направленностью, на нем могут быть представлены спектакли, тем или иным творческим способом решающие тему мистериального действа. Повествования мистерий насчитывают сотни лет, с течением времени они видоизменялись, приспосабливались, дополнялись, актуализировались, каждый народ вносил в канонический текст что-то сугубо национальное, присущее своей культуре. Но сквозь любое стремление к иносказательности, включение в церковные сюжеты народных светских мотивов, фольклоризацию интермедийных историй всегда проступала, как, наверно, и будет проступать всегда, некая высшая закодированность мистерии, скрывающая в себе формулу вечного возвращения человечества к истокам бытия.

Один из спектаклей фестиваля назывался «Короткий диалог ко дню рождения Исуса Христа». Как бы споря с этим названием, луцкий фестиваль «Рождественские мистерии» явил собой полновесный, заинтересованный полилог мастеров театра, занимающихся исследованием традиций мистерий, их новых артистических форм, видоизмененных ритуалов и своеобразием интерпретаций удивительного явления искусства — вертепа. История о рождении Христа, путешествии трех Волхвов, о зверствах царя Ирода и заслуженной каре, бегстве Марии и Иосифа в Египет представлялась каждым театром в свойственной ему стилистической манере с использованием различных театральных приемов. Пример классического вертепа с соблюдением всех канонов его уровней — небесного и народного, хотя и с привнесением в действие мотивов сегодняшнего дня, продемонстрировал хозяин фестиваля — Волынский театр кукол в спектакле «Вертеп». Пародийные мотивы, введенные в светскую часть спектакля, лишний раз свидетельствуют о возможности бесконечной протяженности сюжетов вертепа во времени. Вертеп в чистом виде, так, как и должен он играться — только одним актером, но в сопровождении аутентичной музыки и пения, был показан в спектакле «Драма про царя Ирода» студентами кафедры театра кукол Ярославского театрального института. Вплетенной в реальную жизнь оказывается библейская история в спектакле Вроцлавского театра кукол «Вроцлавский акрополис. Рождественский вертеп». Современный текст, в который внесены мотивы рождественских колядок, дает возможность прикоснуться к таинству истории. Используя живой план, польские актеры играют куклами в человеческий рост, как бы примеряя облик персонажей прошлого к собственной сущности. В спектакле «Короткий диалог ко дню рождения Исуса Христа» этими же исполнителями используется другой прием, способ открытой театральности. Сидя за длинным столом, произнося текст неизвестного автора XVII столетия, актеры чувствуют себя почти богами. С легкостью Творца они передвигают фигурки кукол, направляя их исхоженными уже, вечными тропами. Все, конечно же, будет происходить по известному сценарию, но как приятно ощутить себя всемогущим. Австрийский «Kabinettheater» показал собственную версию традиционного австрийского вертепа «Криппенспиль», в котором почти отсутствует текст. Актер, находящийся на авансцене, комментирует с помощью изобретательных шумовых эффектов — звуков, шорохов, всплесков — события, показываемые на двух экранах стилизованного вертепа. Все сделано с известной долей доброй иронии по отношению к происходящему, поэтому полет Ангела, несущего Благую весть, сопровождаемый шумом моторчика, как у Карлсона, остается воспринимать просто как творческую шалость. «Рождественская история» Краснодарского театра кукол — еще одна интерпретация сюжета о рождении Исуса. В этом моноспектакле актрисой использованы живой план и плоские фигурки кукол, которые напоминают ожившие иконы. Упрощенная конструкция вертепа представляет собой небольшой ящичек, уместившийся на столе. В персонажах ощущается их особенная символичность. Закончив свой рассказ, актриса садится в зрительный зал, на сцене — один лишь Бог, который родился. Особые симпатии зрители отдали спектаклю «Рождественский вертеп» Ривненского театра кукол. Яркое театральное зрелище, насыщенное мощной духовной энергетикой, интересное сценографическое решение, представившее стилизованный вертеп в различных конструктивных вариантах, придали спектаклю необычное, полнокровное звучание, соединившее в себе дух времени, загадку бытия, вечную радость созидания. Интересным режиссерским решением был отмечен спектакль Крымского театра кукол «Бык, Осел и Звезда». Оттолкнувшись от иллюстративной идеи показа истории о рождении Христа, создатели спектакля сосредоточились на актерской интерпретации образов. Актеры активно действуют, показывают множество перевоплощений, кукла существует лишь как некий знак, взяв который за основу, исполнители продолжают вживую играть ее плоское изображение. Спектакль Брестского театра кукол «Братик Осел» — трогательная история об Ослике, грустящем от того, что родился он Осликом, а не звездой. Глядя в небо, он увидел яркую звезду и пошел за ней в Вифлеем... Игра большими тростевыми куклами, задействование своей театральной площадки, отсутствие непосредственного вертепного ящика все же не мешает причислить и этот рассказ к повествованиям об Исусе. К спектаклям, построенным исключительно на фольклорной основе, на использовании аутентичных, народных языческих обрядов, на стилизованном соотношении принципов традиций и современности, можно отнести представления Венгерского театра «Арлекин» и спектакля «Щедрый вечер» Ивано-Франковского театра кукол. Прославление сил природы, торжество красоты и гармонии, нить духовности, связующая поколения — все это продемонстрировали театры в традициях, сохранение которых — залог сохранения нации.

Еще одним моментом уникальности отличается фестиваль «Рождественские мистерии» — проведением научного симпозиума «Традиции рождественской драмы в кукольном театре». Среди выступивших на симпозиуме были такие мэтры искусствоведения, как Хенрик Юрковский, почетный президент Международного союза деятелей театров кукол УНИМА, Ирина Уварова, Нелли Корниенко, Борис Голдовский, а также Галина Алисейчик, Ирина Волицкая, Ольга Шлемко, Ирина Алейникова и другие. Материалы уже четырех симпозиумов, составивших внушительный том научных исследований темы рождественских мистерий, планируется выпустить отдельным изданием, что будет несомненно серьезным подспорьем для специалистов в этой области искусства.

И напоследок о самом главном, о тех, кто сотворил эту рождественскую сказку в Луцке. Инициатор проведения фестиваля — директор—художественный руководитель Волынского театра кукол Данила Поштарук. В числе организаторов Министерство культуры и искусств Украины, Управление культуры Волынской облгосадминистрации, УНИМА, Национальный Союз театральных деятелей.

Закончились Рождественские праздники. Закончился фестиваль. Но останутся в памяти все его спектакли, которые, как очередные строки, впишутся в вечную Книгу Творчества, в Книгу Поиска Бога. Поиск Бога тождественен поиску истины... Звезда Вифлеемская продолжает свой путь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно