КТО ЗАЩИТИТ УКРАИНСКУЮ ПЕСНЮ?

31 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 31 января-7 февраля

Когда-то один мудрый человек сказал: выше песни может быть только молитва. Сознавая то, что песня, к...

Вадим Крищенко
Вадим Крищенко

Когда-то один мудрый человек сказал: выше песни может быть только молитва.

Сознавая то, что песня, как, видимо, никакой иной жанр искусства и литературы, в новейшие времена не потеряла, если можно так сказать, своей конверсионной ценности, додумываю для себя — а не с нее ли следует начать духовное возрождение, утверждение украинской идеи, о которой мы так часто говорим?

Много лет своей творческой жизни я отдал именно песенному жанру. Рад, что большинство из именитых сегодня исполнителей начинались именно с моей песни, что мне выпала честь работать с известными и талантливыми композиторами. Но снова мучает вопрос. При большом творческом потенциале, при способных композиторах и исполнителях — почему наша песня во многих случаях остается бескрылой птицей? И здесь, как мне кажется, на первый план выступают чисто субъективные факторы.

Что делает песню популярной? Могу прямо сказать: ее «раскручивание» на телевидении и радио, ее повторяемость в концертных программах, наличие аудиокассет и компакт-дисков с записями этой песни. Теперь разложим по полочкам эти соображения. Много ли украинских песен вы слышите на каналах телевидения? Думаю, что утвердительно не ответит никто. А в радиоэфире, по Fm-радиостанциям, которые часто слушают водители, пассажиры, сотрудники учреждений культуры, развлекательных объектов? Ответ такой же. А на этих радиоволнах слушателей — тысячи и тысячи. К сожалению, до них украинская песня не долетит.

Уже слышу гневные возражения: мы крутим то, что людям нравится. Ладно. Тогда еще один вопрос. А была ли у нас хотя бы попытка в течение последних пяти лет сделать хорошую украинскую песню популярной, чтобы ее почувствовали люди, чтобы она несколько раз в день звучала по радио и телевидению, чтобы ее захотелось затянуть за столом? Нет, подобных попыток не было. А концертная деятельность? Взгляните, например, на рекламные щиты у дворца «Украина». Кто там господствует? Более 80 процентов — российские исполнители. Разве наше родное искусство — это только коммерция, а не высокая государственная политика? Горько, очень горько.

Талантливое не только может, но и должно дойти к людям. Но для этого нужно желать и делать. Деятельных людей, умелых организаторов концертных программ украинской песни, ох, как не хватает!

Другая проблема — меценатство и спонсорство. Почему для российских исполнителей наши богатые фирмы и корпорации открывают свой кошелек, а для украинских... Да что там говорить. Я сам был организатором многих песенных акций, в частности, такого известного действа, как «Хай святиться ім’я твоє, або Десять Господніх заповідей». К участию в нем были привлечены лучшие художественные силы Украины.

Поистине достойный духовный проект, вызвавший большой резонанс. Но в то же время сколько порогов было обито, сколько поклонов пришлось отвесить... Откликнулись же — единицы. А почему такой проект не взяло под свое крыло государство, почему наше Министерство культуры стыдливо отвернулось? Здесь уместно добрым словом вспомнить киевского городского голову Александра Омельченко, который многим художникам протягивает руку помощи. Но почему не узаконено наше меценатство? Почему для людей, желающих помочь родной культуре, в частности песне, не ослабить налоговое бремя? Вопросы, вопросы... К сожалению, без ответов.

Тревожит засилье непрофессионализма, любительства в худшем смысле этого слова. Как можно слушать песню, текст которой состоит из четырех предложений и имеет три грамматические ошибки и три неправильных ударения? А она звучит. И кто-то старается подобную песню, в которой собрано несколько какофонических звуков, подать в качестве новации, в качестве достижения. Если посмотреть правде в глаза, в современном песенном творчестве много мутной пены. Утешаю себя лишь тем, что время-волшебник ее отцедит, оставив лишь достойное. Мне непонятно, почему мы отказались от практики проведения художественных советов, ведь были и есть у нас песенные авторитеты, и к их советам стоит прислушиваться.

Когда-то с легкой руки Леонида Брежнева говорили: будет хлеб — будет и песня. Считаю, эти понятия ставить по ранжиру не следует, поскольку в жизни бывает и наоборот.

Нам сплошь и рядом пытаются привить чувство вторичности украинской культуры, в частности нашей песни. И прослеживается это всюду. Возьмите наши русскоязычные газеты, называющие себя всеукраинскими. Часто ли вы встречали на их страницах интервью с украинскими поэтами или композиторами?

На Новогодний и Рождественский праздники я, как и многие из вас, нажимал кнопочки на пульте переключения телевизионных программ, пытаясь найти достойное украинское песенное действо. Наши каналы не сподобились на такой показ. Лишь первый московский три вечера подряд транслировал «Песню года». Не все в ней нравится, но это однако было настоящим песенным праздником, на котором отмечали и творцов, и исполнителей лучших песен. Уверен, что телевизор смотрели тысячи и тысячи украинских зрителей. Слушая российскую эстрадную песню и не находя ничего подобного у нас, многие из них, наверное, про себя говорили: вот видите, как у них... А у нас... А разве такое же не под силу нашему телевидению, все песенные акции заполняющему заезжими певцами и певицами, не всегда высшего качества.

Умолк «Славянский базар», который наши организаторы перенесли на территорию Украины и обещали... Чего только не обещали. Утих «Пісенний вернісаж», который, несмотря ни на что, был хорошим стимулом для нашей украинской песни и ее исполнителей. Весьма ощутимо отсутствие блестящего режиссера песенных праздников, фестивалей и конкурсов Бориса Шарварко. При жизни в него летели стрелы критики, но вот его не стало, и все почувствовали —замены ему пока нет. Это был человек колоссальной творческой энергии, он умел пробивать, осуществлять задуманное.

Проблемы развития песни разные. Посмотрим и на себя, посмотрим на наш родной Союз писателей... Любя красивую песню, его руководители почему-то не пускают поэтов-песенников в круг своих вкусов и симпатий. А песенный жанр вообще не включен в литературный процесс. Это видно из отчетных докладов и речей. То же касается и распределителей разнообразных премий.

Но вернемся к песне. Масштабные, скажем так, недешевые мероприятия, такие, как фестивали, вернисажи, песенные праздники, требуют экономической поддержки со стороны государства. Таким стал мир: сейчас человеку интереснее увидеть, чем услышать или прочесть. Почему же не использовать это для распространения нашей украинской песни, нашего языка и, наконец, нашей духовности?

Известно, что творцы песен — поэты, композиторы и за небольшим исключением исполнители — не относятся к зажиточному слою общества. Не срабатывает авторское право, нет системы продажи песен на радио и телевидение, да и не согласованы отношения поэта и композитора с исполнителем. Срабатывает правило: я лучше спою плохой материал, но бесплатно. Какой-то странный вертеп. Отсутствие авторских прав я почувствовал и на себе. Когда-то мы с бандуристом Виктором Лисоволом написали песню «Наливаймо, браття, кришталеві чаші». Звучит она в тысячном повторе, под нее шагает украинское войско. И вот без нашего разрешения ее использовали в фильме «Огнем и мечом». Просто использовали и все. Представляете, сколько бы авторы получили в этом случае на «диком Западе»? А нам — ни копейки. Полагаю, что многие композиторы и поэты могли бы привести аналогичные примеры из своей творческой жизни. Разве подобное положение — стимул для развития и распространения нашей украинской песни?

Ставя эти болезненные вопросы, я смотрю не только в сторону государственных чиновников, но и наших меценатов и благотворителей, в сторону менеджеров и продюсеров, в сторону всех тех, кто любит и кому небезразлична современная украинская песня.

На крутых поворотах судьбы песня не раз спасала нашу украинскую душу.

Так протянем же сегодня ей руку помощи и поддержки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно