КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ ФЕСТИВАЛЯ?.. - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

КТО СТУЧИТСЯ В ДВЕРЬ ФЕСТИВАЛЯ?..

20 июля, 2001, 00:00 Распечатать

На самом южном краешке украинской земли, лакомом для многих на протяжении всей истории человечества полуострове Крым, раскинулась у самого моря уникальная детская республика — «Артек»...

Малое жюри во главе с И.Магитоном
«Сестры»-победительницы и их создатель Сергей Бодров, кумир тинэйджеров
Самый выносливый Сивка-Бурка А.Смоляков на артековском вечере
Малое жюри во главе с И.Магитоном

На самом южном краешке украинской земли, лакомом для многих на протяжении всей истории человечества полуострове Крым, раскинулась у самого моря уникальная детская республика — «Артек». Родилась она 76 лет назад из нескольких палаток на берегу и, разрастаясь год от года, заняла пространство от Аю-Дага до Адалар. Как и всякое государство, «Артек» имеет мощную инфраструктуру, обеспечивающую его жизнедеятельность и комфорт постоянно меняющегося основного контингента главных своих жителей — пяти тысяч ребят, съезжающихся сюда на отдых. Некогда со всего СССР и прилегающего к нему соцлагеря, сегодня — из СНГ, в основном — из Украины и России.

Около восьми десятков лет формировались артековские законы и традиции, да и сам он, как и вся страна, знал взлеты и падения, расцвет и разруху. И все это время взрослые дяди и тети, следуя указаниям партии и правительства, строгим педагогическим методикам, а иногда и на собственный страх и риск, воплощали в жизнь один из главных советских лозунгов — «все лучшее детям». Хотя иногда лучшим оставалось лишь само географическое положение «страны счастливого детства». Надо отдать должное нынешней команде «Артека» во главе с генеральным директором Михаилом Сидоренко, которая в постсоветские времена, знаком которых является необузданная, иногда принимающая диковатые формы приватизация, не позволила растащить детскую республику на отдельные княжества нуворишей, владеющих гостиницами, казино, ресторанами и пляжами. И отдыхают в Международном детском центре бок о бок дети «новых» людей, умело управляющиеся с мобильными телефонами, помогающими в разминке пальцев, и ребята-чернобыльцы, дети из многодетных семей и инвалиды. Преодолевая социальное неравенство, они учатся слышать друг друга и дружить, и большинство увозит в свою повседневную жизнь новое мироощущение. Почти каждая смена — тематическая: то под патронатом Президента из далекой Элисты соревнуются по олимпийским канонам юные шахматисты, то под теплым крылом Юрия Петрова проходит технико-космический фестиваль «Сузір’я», отмечает будущих солистов балета Юрий Григорович на «Фуэте» и, наконец, открывает для многих неведомый сегодня мир кино Международный детский кинофестиваль «Артек».

В конце прошлой недели торжественно завершился IХ МДКФ «Артек». Возраст для подобного форума немалый, и в преддверии юбилея есть смысл вспомнить прожитое, проанализировать нажитое, чтобы войти во второе фестивальное десятилетие зрелым, уважаемым, профессиональным праздником кино. Для детей и для взрослых.

 

Самый выносливый Сивка-Бурка А.Смоляков на артековском вечере

Прежде всего надо помнить, что в прошлом году, на взлете, оборвалась жизнь души и сердца фестиваля, его многолетнего, бессменного идеолога — Владимира Вагнера. Как и всякий творческий, увлеченный человек, он не был застрахован от ошибок. Но он умел их признавать, умел слушать, а главное — стремился создать вокруг фестиваля команду профессионалов, знающих фестивальную специфику. Это Владимир Карлович придумал «Золотую фильмотеку», где ребята, многие из которых впервые видят кино на большом экране, знакомятся с любимыми картинами своих мам и пап, бабушек и дедушек, и одновременно — с создателями этих картин, постаревшими, но так искренне общающимися с ними. Кстати, именно эта программа была наиболее интересной и духовно наполненной и на IX фестивале. Здесь и «Захар Беркут» — фильм представлял Иван Гаврилюк, и «Посол Советского Союза» (Юлия Борисова), «Сто дней после детства» (Сергей Соловьев) и «Лесная песня» (Раиса Недашковская), «Ключ без права передачи» (Алексей Петренко) и «Дикая собака Динго» (Галина Польских) и т.д. Каждый из этих просмотров-встреч оставил след в душах зрителей и создателей картин и образов.

Что греха таить, сегодняшние ребята-зрители знают лишь тех артистов, чьи лица «списываются» их памятью с телеэкранов. Свидетельство тому — визг восторга, громкие, долгие, искренние аплодисменты при упоминании, например, имени Владимира Горянского (психиатр Костя из нашумевшего отечественного сериала «День рождения Буржуя») или «погодной вещуньи» Русланы Писанки. Имена же народных и любимых старшим и средним поколениями встречали вежливые хлопки, старательно дирижируемые вожатыми. Узнавание происходило в кинозале Суук-Су, где шли просмотры «Золотой фильмотеки», и на мастер-классах. Последние хоть и носят изначально несколько формальный характер, но в процессе общения дают такой мощный духовный заряд и тем, кто их ведет, и тем, кто слушает, что нельзя недооценивать этот «момент истины».

Но вернемся к последнему фестивалю, который в преддверии своего десятилетия по-прежнему не числится в международном фестивальном календаре. Стало быть, он не признан мировым киносообществом и гордый эпитет «международный» носит исключительно по воле своих учредителей. О последних, кстати, отдельный разговор.

МДКФ «Артек» — совместное дитя Украины и России. Листая каталоги прошлых лет и заглядывая в последний, я обнаружила странную метаморфозу учредительского списка. Раньше в их числе после непосредственного «зачинщика» МДЦ «Артек» стояли: Министерство по делам семьи и молодежи Украины, Министерство культуры и искусств Украины, ТОО «Телекомпания НТВ», два ЗАО — «НТВ-холдинг» и «МОСТ-синематограф», а за ними — длинный список государственных, общественных и коммерческих структур, поддерживающих фестиваль. В новой редакции ряды учредителей значительно поредели и рядом с константой — МДЦ «Артек» стоит недавно созданный в Москве Фонд пропаганды детского искусства «Киногром». Украинские государственные структуры, видимо, занятые более серьезными делами, «потерялись», лишь в конце списка «группы поддержки» скромно стоит гордое имя Министерства культуры и искусств Украины. Что ж это, «наши» самоликвидировались?.. А в чем выражается патронат Президента Украины, объявленный с 1999 года? Или гордую фразу — «под патронатом Президента Украины»— не надо принимать всерьез, а рассматривать лишь как рекламный слоган?

Свято место пусто не бывает, и благодаря усилиям Московской дирекции, которой умело руководит Ирина Громова, в финансирование фестиваля и в поддержку его идеологии — забота о духовном воспитании подрастающего поколения — активно включилась мэрия Москвы и лично Юрий Лужков. Его патронат выразился в конкретной сумме, позволившей провести фестиваль, привезти гостей и участников, достойно пригласить гостей на пиратский ужин, устроенный российской делегацией, и расцветить небо над Аю-Дагом умопомрачительным фейерверком. А представитель московской мэрии, приветствуя открытие фестиваля, с пионерским задором выпалил, что «за это счастливое кинодетство» нужно благодарить исключительно Юрия Михайловича. Может он и прав, но хотелось бы не только увидеть на сценической площадке облеченных реальной властью соотечественников, но и ощутить их реальную заинтересованность в поддержании дееспособности этого уникального форума.

«Сестры»-победительницы и их создатель Сергей Бодров, кумир тинэйджеров

Профессиональные качества, задор и напор московских коллег вызывают восхищение, равно как сожаление вызывает полное «наличие отсутствия» инициативы со стороны соотечественников. Справедливости ради надо отметить, что и Киевской дирекции фестиваля не существует, а руководитель фестивального проекта в Артеке господин Ерохин сотоварищи, видимо, посчитали лишним проведение в родной столице предварительной пресс-конференции. Посему «ограниченный контингент» представителей украинской прессы прибыл на фестиваль в полном неведении касательно программ, гостей, культурных мероприятий и других фестивальных радостей.

Ранее в течение энного количества лет частичные организаторские функции — формирование украинского сегмента программы, делегации, устройство незабываемо веселых, остроумных и хлебосольных вечеров КРОКа, которые автоматически становились вечерами украинской стороны, — добровольно брала на себя дирекция признанного в мире Международного фестиваля анимационного кино КРОК во главе с неутомимой Ириной Капличной. В этом году она не только не имела к вышесказанному никакого отношения, но и сама не приехала в Артек, в обиде за свою анимационную паству: за исключением Давида Черкасского, режиссерам и художникам которой, носителям известнейших в киномире имен, увенчанных престижнейшими наградами в стране и на ведущих мировых кинофорумах, не нашлось места даже в Доме отдыха «Артек» — «привале» украинской делегации. Таким образом, фестиваль «Артек» в организационном неведении или в порыве самонадеянности потерял добрых союзников в лице Капличной и Ко, автоматически исключив из культурной программы «украинский вечер».

Отсутствие единого фестивального пространства для всех гостей и участников — корабля — вызвало некоторую отчужденность, деление на кланы и даже некое подобие социального неравенства. И это тоже было достаточно сильным раздражающим фактором.

Но главное на кинофестивале все-таки кино — вернемся же к конкурсной программе. Нелепо уж говорить, что кинопроизводство сегодня оставляет желать лучшего, особенно это касается детского кино, особенно в Украине. Так стоило ли в конкурс ставить не новую — режиссера уж нет в живых — и не самую удачную ленту Радомира Василевского «Как кузнец счастья искал»? Ну нет хорошей картины и нет, обидно, да что делать! Ведь даже богатый и уважаемый Московский фестиваль не поставил в конкурс отечественное кино, мотивируя это тем, что хорошие фильмы разобрали другие фестивали, а плохой показывать стыдно. Или почему бы не взять (говорю об этом уже второй год) подборку отлично сделанных документальных фильмов студии «Контакт», посвященных выдающимся личностям, родившимся в Украине и внесшим немалый вклад в мировую историю культуры. Тем более что у МДКФ «Артек» нет строгого регламента.

Всего в конкурсе было 12 полнометражных кинолент. Две из них остались за рамками внимания Большого жюри. «Бременские музыканты и Ко» — дебют в кинорежиссуре господина Абдулова, который снял фильм с показа и изъял из конкурса, сильно расстроившись якобы из-за отсутствия должного профессионализма у местного киномеханика. А на мой взгляд, это глубочайшее неуважение к своему юному зрителю, в большом количестве собравшемуся вечером у безжизненного экрана в тщетном ожидании встречи с любимым актером и его «пробой пера» в режиссуре. Вторую работу — «Поклонник» Николая Лебедева, постсоветского Хичкока, не рекомендовало к показу детской аудитории Малое детское жюри.

Ребята в Малом детском жюри были замечательные — 20 человек, по два от каждого лагеря, работали под бессменным председательством чудного Исаака Магитона самозабвенно, не видя ни солнца, ни моря. Из любви к кино и уважения к взрослым дядям и тетям, его делающим, они раздали «всем сестрам» по Диплому жюри с формулировками, на которые им понадобилось, думаю, немало времени и изобретательности. «Царевну-лягушку» трудно испортить режиссерскими изысками, тем более — сделать скучной, но некоторым удалось. Режиссер Владимир Рябов и оператор Игорь Клебанов получили диплом за талантливую экранную версию театрального спектакля. Два посмертных диплома получили соответственно Радомир Василевский — за добрую, веселую сказку и Мамука Кикайлешвили («Горе-злосчастье») — за тонкую, оригинальную трактовку сказочного образа. Были отмечены композитор Никас Капургос за прекрасную музыку фильма «Велосипед канареечного цвета» — добрый, разумный, но усыпляющий по темпоритму фильм,— и один из исполнителей Гиогрос Халарис — «с белой завистью к его удивительному таланту». (Эту же картину Большое жюри назвало «самым мудрым фильмом».) Не забыли и других актеров, взрослых и юных: Петра Ульянова («Триумф») — за талантливое перевоплощение в человека, которого не дай Бог встретить, Лену Борушко (белорусская картина «Зорка Венера», рассказывающая историю юной наркоманки) — за талант, который раскрылся в фильме и как аванс на будущее, артистов компании «Хлопушка» из Киева — Людмилу Чиншевую, Елену Блинникову и Андрея Мороза — за талантливый игровой синхронный перевод и многих, многих других. Дочка Андрея, десятилетняя Марианна Мороз была членом Малого жюри и покорила всех журналистов своими знаниями в области кино и умением анализировать.

Зрелыми газетчиками показали себя юнкоры из Новокузнецка, успевшие за время фестиваля выпустить два номера «Остров А».

Главные же призы, замечательный кинокораблик, придуманный в этом году главным редактором издательства «Самовар» Александром Шевченко, присуждаются в результате обработки материалов голосования Большого детского жюри, в которое входят все ребята, отдыхающие в Артеке, а их — около 5 тысяч. Самым добрым это жюри назвало фильм Павела Гелета (Словакия) «Сокольник Томаш» — добротная работа, очень типичная для словацкого кино, вспомним хотя бы киносказку из своего детства — «Три орешка для Золушки». Исполнитель роли Томаша — лучший мальчик-актер фестиваля. Самый увлекательный (спасибо, что не самый добрый) — фильм Олега Погодина и Владимира Аленикова «Триумф». Лучшими актером и актрисой фестиваля названы исполнители главных ролей в фильме Валерия Пендраковского «Два товарища», раскрывающего сегодняшним ребятам секреты взросления их родителей, — Юлия Назаренко и Юрий Мосейчук.

Особую тревогу вызывает россыпь наград и восторженные отклики ребят по поводу режиссерского дебюта Сергея Бодрова-младшего «Сестры». Об этой грамотно скроенной, просчитанной на успех ленте читатели «ЗН» уже знают из обзоров ОРКФ «Кинотавр». Этот фильм получил диплом за лучшую режиссуру, а Оксана Акиньшина (старшая сестра) признана лучшей девочкой-актрисой, Ката Горина — младшая — дипломированным «неиссякаемым вдохновением». Девочки действительно работают хорошо и искренно, борьба мафиозных кланов за «общак» держит зрителя в напряжении, и папа, пусть он и бандит, не может не быть для дочки положительным героем. А для зрителя? Здесь, по-моему, сработал стереотип детского мышления — фильм любимого героя — Сергея Бодрова — доброго киллера Данилы («Брат» и «Брат-2») и его личное эпизодическое присутствие на экране. Бог с ним, пусть смотрят и оценивают кино взрослые дяди и тети, но зачем же включать его в конкурс фестиваля детского кино? Потому что там дети хорошо работают? Но в «Леоне-киллере» тоже замечательно играет девочка-героиня... Да и сам фильм добрее.

Уже не первый год я говорю о необходимости серьезного отбора картин для конкурсной программы фестиваля, а воз и ныне там. Приятно, что на этот раз меня поддержали и московские коллеги (в частности Леонид Павлючек): «На каждом уважающем себя кинофоруме есть человек, отвечающий за программу: на «Кинотавре» — Ирина Рубанова, на Московском фестивале — Кирилл Разлогов, и для «Артека» должна работать отборочная комиссия, должен быть директор программ фестиваля, несущий за них личную ответственность». Выйдя из зала, где проходила вышеупомянутая пресс-конференция, так и не услышав имен составителя или составителей конкурсного марафона, я с удивлением узнала, что являюсь членом отборочной комиссии от Украины. Заверяю официально, что не принимала в этом никакого участия и ответственности за критикуемую мною программу не несу, т. к. лишь приехав в Артек, впервые увидела список вышеперечисленных фильмов и в восторг не пришла. Может, стоит обратиться, например, к профессиональной команде МКФ «Молодость», которая хорошо знает мир кино и которую принимает этот мир на равных? Они могли бы и программу грамотно сверстать, и украшение каждого кинофорума — суперзвезду пригласить к ребятам. Правда, для этого нужны деньги.

Возвращаясь с фестиваля, уже в поезде я попросила поделиться впечатлениями члена украинской делегации, известного актера Ивана Гаврилюка.

— Такой детский фестиваль не просто нужен, он полезен — и детям, и взрослым. Другое дело, что нет или почти нет детского кино — это самое страшное. Одно дело рассказывать о кино, другое — когда дети видят на экране то, что делает артист, смотрят хорошее, заряженное добром кино. Существует фестиваль и существует райское место, где он проходит. И коль Президент декларирует заботу о молодом поколении, то вот он — предмет для реального приложения усилий. Причем минимальных усилий, здесь все готово. Никакое другое искусство не действует так на сознание и подсознание, как кино. При разумной политике государства кино — это идеология. Правда, прежде чем популяризировать ее через экран, нужно, чтобы у государства была идеология. Сегодняшние ребята умнее, чем были мы, они задают взрослые вопросы и при этом умеют удивляться.

Рассказывая о фестивальных впечатлениях, очень хочется быть услышанной теми, кто искренне заинтересован в жизнеспособности этого уникального киносмотра-общения. Услышит и примет критику как призыв не к скоропалительной расправе с работниками среднего и младшего звена, но к общему созиданию. Ведь этот фестиваль может стать одним из поводов к национальной гордости.

Быть ли фестивалю — вопрос риторический. Обязательно быть! Ведь несмотря на просчеты, после киносмены по домам разъедутся пять тысяч яростных поклонников Его Величества Кино. А в «Артеке» остались люди, которые, несмотря на повседневные трудности, будут готовить десятый, юбилейный фестиваль. И пусть его стержнем станет хорошее кино, разумная организация и доброе общение самых разных людей, приехавших в гости в Украину. Посмотри на детей своих, страна!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно