«КРОК» ЗАВЕРШИЛ ФЕСТИВАЛЬНОЕ ЛЕТО - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

«КРОК» ЗАВЕРШИЛ ФЕСТИВАЛЬНОЕ ЛЕТО

14 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

На одесском перроне киевская жара пролилась на участников и гостей «КРОКа» обильным дождем, котор...

Высокое жюри — чей костюм лучше?
На дне рождения Давида Черкасского
Карнавал
Высокое жюри — чей костюм лучше?

На одесском перроне киевская жара пролилась на участников и гостей «КРОКа» обильным дождем, который успокоился, когда автобус подвез нас к морвокзалу, где у причала ждал кроковцев большой белый, умытый дождем пароход «Тарас Шевченко», удачно названный моим коллегой «Ноевым ковчегом».

Пока шло расселение, команда фестиваля во главе с Ириной Капличной уже вплотную приступила к работе — аниматоров и артистов, а также любимые мультики ждали в «Молодой гвардии» и в кинотеатре «Родина», где на следующий день должно было состояться официальное открытие форума. К сожалению, этот день был омрачен общей бедой — в стране был объявлен траур по поводу гибели донецких шахтеров. В одном доме не может быть одновременно горе и радость, поэтому открытие прошло в строгом рабочем порядке: были представлены участники фестиваля, мэр Одессы Р.Боделан пожелал «КРОКу» удачи, жюри приступило к работе — начался просмотр конкурсной программы.

 

А в полночь теплоход, набирая ход, ушел в сторону Севастополя, и начались фестивальные будни, наполненные просмотрами и общением, радостью творческих открытий и весельем ночного клуба «Реанимация». А за всей этой легкостью и четким графиком дела и отдыха — напряженная работа фестивальной команды и помощь спонсоров и учредителей. Среди которых — Министерство культуры Российской Федерации (оно сполна выполнило все, чтобы «КРОК» состоялся), Министерство культуры и искусств Украины (обещание 170 тысяч гривен витало в воздухе до и во время фестиваля, будем надеяться, что деньги все-таки поступят на счет «КРОКа»), Союзы кинематографистов Украины и России, Конфедерация союзов кинематографистов, Главное управление культуры Киева, поддержали «КРОК» правительство Москвы, Одесская и Севастопольская горадминистрации. Спонсоры «КРОКа» — Центр «Укрчастотнагляд», информационно-аналитический центр «Новоком» и компания «Canon», компания «ULIS sistem», в которой был изготовлен великолепный каталог, и издательский центр «Гопак», «Квазар-микро» и авиакомпания KLM, концерн «Оболонь» и давний друг фестиваля француз Франсуа Соломон.

Карнавал

Каждый город встречал «Крок» по-своему, но везде чувствовалось — его ждали. Севастополь встретил военным оркестром, а выступления гостей органично влились в торжества по поводу празднования десятилетия независимости. В Ялте встреча с многочисленными зрителями прошла прямо на набережной у корабля. Дело в том, что ялтинские власти, пресыщенные летними гастролерами, предложили «КРОКу», загодя готовившему программы фильмов и встреч со зрителями (кстати, бесплатными), уплатить аренду кинотеатра.

Очень продуктивно проходили пресс-конференции, которые великолепно вела Лариса Малюкова. Они давали возможность познакомиться с творцами конкурсных картин. «Круглые столы», к сожалению, были менее успешными — то ли в силу их неподготовленности, то ли из-за отсутствия «твердой руки». Четко сформулированные по темам, они превратились в многословные односторонние прения.

О конкурсной программе подробно рассказал Сергей Тримбач в предыдущем номере «ЗН», я хочу лишь заметить, что, хотя программа была супернасыщенной и, по словам руководителя селекционной комиссии Александра Татарского, всесторонне отражала все происходящее в сегодняшней анимации, на мой взгляд, «компьютеризация всей страны» играет с анимацией в злые игры. Благодаря умной машине почти исключается то самое коллективное творчество, которое и есть основой любого кино, в том числе и анимационного, не нужна студия с ее громоздким оборудованием, специальное образование. Равно как и само образование можно опустить, сценарии забыть и стать вольным графоманом от анимации. Поэтому среди разнообразного, качественного, интересного кино присутствуют маловнятные зарисовки, утомляющие своим сходством с доморощенным видео.

Заседания клуба «Ре-анимация» были веселыми и непринужденными — аниматоры умеют включаться в игру и веселиться. Вечер знакомств перетекал в день рождения президента «КРОКа» от Украины несравненного Давида Черкасского, его плавно сменял карнавал и вечер песен народов мира — благо, география участников очень широка. Неизменным ведущим был интеллигентный записной остряк из Санкт-Петербурга Вадим Жук — великолепный импровизатор, тонко чувствующий аудиторию. На «сцене» блистали Тонино Гуэрра и Руслана Писанка, показавшая себя поистине синтетической актрисой, Игорь Иртеньев и Алла Босарт, Эдуард Назаров и Наталья Лукиных, Михаил Тумеля и многочисленные гости из далекого зарубежья, включая Страну восходящего солнца, представительница которой уморительно пародировала театр «Кобуки». И не существовало барьеров — ни духовных, ни языковых.

На дне рождения Давида Черкасского

А 1 сентября в киевском Доме кино венчали победителей. Вначале раздали свои призы спонсоры и общественные организации. Компания «Canon» вручила видеокамеру фильму «Падение» (Аурел Климт, Чехия) — за социальную значимость в студенческой работе, зеркальный фотоаппарат — «Весне» (Нильс Скапанс, Латвия) — за обращение к детской аудитории и просто фотоаппарат — «Дворику безмолвия» (Андрей Денисенко, Россия) — за художественный образ в компьютерной графике.

Призом имени Ирины Гурвич был отмечен дебютант, что приятно наш соотечественник и «наследственный аниматор» Александр Черкасский за фильм «По мотивам одноименного произведения Д.Хармса». Телевизор от «1+1» будет смотреть бельгиец Марк Роле, режиссер ленты «Тревога». А приз Фонда Российского Деда Мороза и администрации Вологодской области 2 000 долл. поделили «Три сестры, которые упали в гору» (Екатерина Михайлова, Россия) — за лучший фильм-сказку и сюжет россиянина Олега Ужинолва из сборника «Мультипотам» — за самый гуманный фильм. Конфедерация Союзов кинематографистов вручила свой приз Михаилу Тумеле (Россия—Беларусь) за картину «Мячик». Оргкомитет фестиваля отметил две лучшие первые ленты — «Подозреваемый» (Жозе-Мигель Рибейро, Португалия) — 1000 и 500 долл. — «Черный кот» (Изабель Бутен, Бельгия). Ряд призов — собственные рисунки — вручил молодым аниматорам маэстро Тонино Гуэрра.

А теперь о решении высокого жюри под председательством Андрея Кржановского. Целый ряд картин награжден дипломами, сопровожденными различными формулировками: за новый подход к старому сюжету — «Девочка и облака» (Жорж Швицгебель, Швейцария), за органичное сочетание звукового и изобразительного ряда в технике бескамерной анимации — «Песнь моря» (Ричард Гривз, Великобритания), за черный юмор в цветном изображении — «Нож среди вилок» (Жан-Лу Феличьоли, Ален Ганьоль, Франция) и др. Среди дипломантов две ленты из нового российско-английского проекта «Кентерберийские рассказы». «Возвращение домой» Аиды Зябликовой и «Дерево с золотыми яблоками» Натальи Дабижи — за высокий уровень кукольной анимации.

Среди специальных призов хочется отметить награду за музыкальное оформление, которую получил украинский композитор Вадим Храпачев за музыку к фильму «Настраивая инструменты» мэтра польской анимации Ежи Куча. Он же отмечен как лучший в своей категории от 10 до 30 минут. Среди награжденных представители России и Эстонии, Португалии и Великобритании, США и Нидерландов.

Гран-при и 5000 долл. получил дебютант из Екатеринбурга Дмитрий Геллер за картину «Привет из Кисловодска». Надо отметить, что конверты с деньгами — дополнение к призам жюри — «дело рук» Франсуа Соломона. И еще четыре конверта по 3000 долл. были вручены Алексею Демину (Россия) за фильм «Кошки под дождем», Наталье Березховой — за лучший фильм для детей «Моя жизнь» (Россия) и за два дебюта — мексиканца Рене Кастилло «Вниз в преисподнюю» и россиянина Степана Бирюкова — «Соседи».

Анимационное братство хоть и скрипит, пошатываясь под натиском экономико-бытовых преобразований и неурядиц, а также техногенных перемен, но держится кучно, сохраняя касту людей, умеющих вдыхать душу в неживой предмет. Вот и закончился фестиваль — смотр работ, подведение промежуточных итогов, анализ достижений и ошибок. Впереди — работа, работа, работа. Дай-то Бог! Какой она будет, надеюсь, покажет следующий «КРОК».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно