Кристина Соловий: "С Вакарчуком у нас полный консенсус по поводу песен"

2 октября, 2015, 00:00 Распечатать

Молодую украинскую певицу Кристину Соловий называют настоящим открытием на сегодняшнем музыкальном небосклоне. В интервью ZN.UA Кристина рассказала о своем увлечении лемковскими песнями, а также о творческом сотрудничестве с наставником. 

 

Молодую украинскую певицу Кристину Соловий называют настоящим открытием на сегодняшнем музыкальном небосклоне. 

Недавно она выпустила дебютный альбом "Жива вода", который уже называют одним из самых важных событий музыкального года (диск объединил народные песни в авторской адаптации Святослава Вакарчука и две песни авторства самой Кристины). Как известно, молодая исполнительница — подопечная Вакарчука со времени "Голосу країни". Святослав также выступил продюсером альбома, работа над которым проходила в Киеве на студии "ЗвукоЦех" с участием лучших музыкантов страны. 

Импреза, посвященная "Живій воді", состоялась и на ГогольFest, где молодую исполнительницу принимали очень тепло. В интервью ZN.UA Кристина Соловий рассказала о своем увлечении лемковскими песнями, а также о творческом сотрудничестве с наставником. 

— Кристина, помните, когда впервые ощутили тягу к пению и решили заняться им профессионально? Это, очевидно, еще школьные годы?

— Знаете, даже сейчас я не могу сказать, что занимаюсь пением профессионально. Профессиональные музыканты — мои родители, хоровые дирижеры, они познакомились в консерватории имени Николая Лысенко. А я с детства находилась в музыкальной среде. В результате все вылилось в пение. 

Родители никогда не настаивали, чтобы мы с братом занимались только музыкой: дескать, все надо делать так, как делают они. В результате, брат окончил политех, я — филологический факультет Ивано-Франковского университета. 

А еще — моя бабушка пела много песен, это были старинные песни Галичины. Они поражали до слез, трогали до глубины души. Когда я была маленькой, спать не могла без этих песен — просила петь и петь. 

Поэтому музыка постоянно была в моей жизни. Да, музыкальную школу я окончила. Отбивалась руками и ногами от теоретических музыкальных дисциплин. Мне они казались сложными и ненужными. А зачем? Если я все могу подобрать на слух...

— В вашем альбоме очень выделяются прекрасные мелодичные лемковские песни. А что именно, на ваш взгляд, их отличает от большого песенного массива Западной Украины? 

— Думаю, мелодика. Почти в каждой лемковской песне есть неповторимый мотив. Это нельзя объяснить словами, но эта отчаянность, неповторимая эмоциональность и глубина есть почти в каждой песне. Вот если бы я была сильнее в музыкальной теории, то объяснила бы профессионально. Но музыку воспринимаю сердцем. Одним словом, лемки — это темперамент, и проявление этого темперамента отразилось в песнях.

— Как вы находите такие редкие песни?

— Слушала по радио песню "Под облачком". И в душу упало зерно любви. Потом пошла на спектакль "Формули  Екстази" по Богдану-Игорю Антоничу (Львовский театр имени Л.Курбаса). Там в исполнении актеров звучали три или четыре лемковских песни.

Дальше — больше, начала искать где только можно. Спрашивать у родственников, у мамы. Но мне этого было мало. И вот, помню, ехала однажды в институт и на Площади Рынок увидела надпись большими буквами "Товариство "Лемківщина". Понятно, в тот день до института я не доехала. 

Прихожу в это общество и заявляю: "Хочу петь, только скажите, куда идти, что делать!" Люди приятно удивились. Посоветовали хор "Лемковина", действующий многие годы. Конечно, я стала участницей коллектива. И для меня не имело значения, что возрастной диапазон хористов 50—80 лет, меня это нисколько не огорчало. Я набиралась от них всего — участие в коллективе оказало большое влияние на становление моей личности. Почти все люди — переселенцы, они знали о той беде, о которой я пою в альбоме. У моей семьи тоже есть лемковские корни. Например, мой двоюродный прадед Иван Майчик, очень многое сделавший для лемковских песен в хоровых обработках. Это был уважаемый человек во Львове в среде лемков. 

— Вакарчук — безоговорочный авторитет в современной музыке. Интересно, все ли его установки вы выполняли, работая над альбомом, или, возможно, в чем-то оставались при своем мнении?

— У нас со Святославом очень хорошие взаимоотношения. Он всегда спрашивает мое мнение по тому или иному поводу, а уже потом может что-то посоветовать или объяснить. Передо мной человек, отвечающий за качество украинской музыки в Украине. Даже сомнений не возникает, что что-то не так. 

У нас полный консенсус по поводу песен, которые мы писали. Сначала записывали песню, потом она обрастала нюансами, украшениями, что-то в окончательном варианте оставалось, а что-то отпадало. Иногда говорят, что Вакарчук "диктатор", и я должна делать все, что он велит... В действительности у нас правильный формат продюсирования, мы всегда ищем компромисс. Наш альбом "Жива вода" выдержан временем (записан еще год назад), но из-за событий в стране, событий Майдана, мы решили, что спешка неуместна. Да, сейчас, слава Богу, период затишья. И именно Святослав почувствовал, что надо издавать альбом, и не ошибся. 

— Вы недавно принимали участие в ГогольFest — там была презентация "Живої води" и ваш первый сольный концерт. Какие ощущения? 

— ГогольFest — это круто. Публика во время концерта восприняла меня хорошо, я ощутила в зале поддержку с самого начала. Ведь у меня нет большого сценического опыта. Я в первую очередь переживала не за песни или их аранжировку. Только знала, что от меня многое зависит, что надо многое отдать и раскрыться на сцене. 

Мне в большой степени помогли люди, пришедшие на концерт. Я распространяла информацию в соцсетях, поэтому публика пришла. Все вышло позитивно, меня переполняли эмоции, была даже эйфория. Впечатления от этого состояния трудно передать. Словно это была не я. Все песни публика восприняла очень хорошо. Это была полная презентация альбома — всего 12 песен. Даже выходила на бис со своей авторской песней "Тримай". Тогда, на ГогольFest, происходила какая-то магия. Я была в каком-то параллельном мире, это нереальное состояние. Я даже забыла, что говорила со сцены.

— В "Живій воді" есть ваши авторские произведения. Интересно, как они у вас рождаются? Что побуждает обратиться к той или иной теме в песне?

— Я чувствую песню, когда она идет издали. Мне надо уединиться и идти ей навстречу. В действительности это приятные мгновения. Да, можно сесть за инструмент, настроиться и написать песню, но она не будет искренней. Я не думаю, что такую песню стоит дописывать и подавать ее как полноценное произведение. Песня, наоборот, должна передавать момент, опыт. Необязательно собственный, меня может поразить книга или история... 

Скажу, что на следующий альбом у нас уже есть песни. Что же касается текстов, то иногда слова появляются сразу, потому что это может быть конкретная фраза... В будущем я бы хотела написать музыку на тексты любимых поэтов. 

— Как думаете, продолжится ваше творческое сотрудничество с Вакарчуком в будущем? 

— У нас много творческих планов. Также говорим и думаем о конкретных песнях. Таким образом, сотрудничество продолжается. 

Его последний и очень важный совет: не принимать близко к сердцу похвалу, которую слышишь от людей, ведь порадоваться от души можно только один день. А потом снова наступят будни, надо создавать, делать то, с чего все начиналось. Никогда нельзя останавливаться, никогда нельзя быть полностью довольной собой. Потому что тогда не будет развития. 

Еще раз повторяю — у меня почти нет сценического опыта. И, наблюдая, как это делает Святослав, я не могу его полностью копировать... Хотя многие говорят, что мое поведение на сцене похоже на его. Но влияния и не могло не быть. В целом, стараюсь перенимать от людей все лучшее. Но все это во мне трансформируется, перерабатывается. Таким образом, выкристаллизовывается мой собственный стиль. 

— Какая из ваших песен волнует слушателей до слез, и вы видели эти слезы?

— Очевидно, это две песни — "Гамерицкий край" и "Горе долом"... А также моя авторская песня "Тримай", она была единственная в доступе до выхода альбома. 

— Ваше мнение и ваше ощущение Квитки Цисык, американской певицы, которая стала легендой в Украине? Иногда вас даже сравнивают…

— Я часто слушала ее песни. У Квитки Цисык изысканная и праздничная подача песни — это особый случай в украинской музыке. Квитка Цисык — непревзойденный авторитет, это любимая певица Святослава Вакарчука. Она неповторимо поет известную лемковскую песню "Ой верше, мій верше". У нас было множество вариантов, как бы это звучало в моем исполнении, но того, который мог бы передать всю глубину этой песни, мы пока что не нашли... Это будет в будущих концертах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно