«КОРОТКИЕ ПЛАНЫ» С НАБЕРЕЖНОЙ КРУАЗЕТТ

28 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 28 мая-4 июня

Фестиваль начался с бомбы. Настоящей. Самодельное взрывное устройство было обнаружено на рассвете 12 мая мойщиками окон в одном из офисов в центре Канн...

Фестиваль начался с бомбы. Настоящей. Самодельное взрывное устройство было обнаружено на рассвете 12 мая мойщиками окон в одном из офисов в центре Канн. На Круазетт были немедленно вызваны усиленные отряды жандармерии, которые находились там в течение всего фестиваля, на входе в фестивальный дворец служба охраны «прозванивала» металлоискателями всех входящих и контролировала соответствие фото на аккредитациях их владельцам.

Тем не менее «бомба» взорвалась. Это произошло на церемонии закрытия фестиваля, когда председатель жюри канадский режиссер Девид Кроненберг объявил победителей. Среди них оказался лишь один из фаворитов - испанец Педро Альмодовар, получивший приз за режиссуру фильма «Все о моей матери». За чертой награжденных остались Леос Каракс и Рауль Руиз, Атом Эгоян и Тим Роббинс, Такеши Китано и Питер Гринуэй, Джим Джармуш и Девид Линч.

Русские идут?!

Фестиваль открылся фильмом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник». Режиссер заявил со сцены большого зала Люмьер, что особое удовольствие ему доставляет объявить начало фестиваля по-русски (очевидно, учитывая, что фильм снят на английском). Не будем останавливаться на этом произведении, уже знакомом украинскому зрителю, отметим только достаточно резкую негативную реакцию французской и международной критики и публики, считающих эту работу Михалкова самой худшей и конъюнктурной из сделанных им (киножурнал «Верайети» озаглавил рецензию на фильм так: «Цирюльнику» стоило бы побриться»).

В конкурсной программе киносмотра Россию представлял фильм Александра Сакурова «Молох», снятый совместно с Германией и Францией на немецком языке. Он повествует о 24 часах, проведенных Евой Браун и Адольфом Гитлером весной 1942 года в их высокогорной резиденции в баварских Альпах вместе с Мартином Борманом и четой Геббельсов. Традиционный для Сакурова стиль, имеющий своих горячих поклонников и не менее яростных противников. Картина была отмечена не только критикой, но и жюри, наградившем ее призом за лучший сценарий (написанный Юрием Арабовым и Мариной Кореневой). Режиссер же, в полном соответствии со своим мироощущением, не явился даже на церемонию закрытия.

Лучшим фильмом официальной программы (в которую входят «Конкурс», «Специальные сеансы» и «Особый взгляд»), по мнению многих, было произведение еще одного бывшего советского режиссера Отара Иоселиани, живущего во Франции и снявшего там уже восемь своих фильмов. Последний называется «Прощай, родимый дом» и, будь он в конкурсе, претендовал бы на один из призов. Фильм Отара Иоселиани - светлая, прозрачная, как всегда глубокая и на удивление оптимистичная киножемчужина - оказался выше фестивальной суеты и получил главный приз - просветленные лица зрителей, выходящих после сеанса.

Восторги

и разочарования

Совершенно естественно, что в первую очередь внимание зрителей было приковано к новым работам выдающихся режиссеров, которыми изобиловала конкурсная программа. Первым же ударом по их ожиданиям был показанный в первый рабочий день фестиваля новый опус Леоса Каракса «Пола Х». Фильм является вольной экранизацией романа Германа Мелвилла «Пьер, или Неопределенность», имеет посвящение «Федору Михайловичу Д.» и является продуктом полубезумного наркотического воображения, весьма испорченным набившей оскомину балканской темой. Среди актеров, исполняющих главные роли, - Катрин Денев, Гийом Депардье и Катерина Голубева (спутница культового режиссера Шарунаса Бартаса, который сам появляется в очень характерной роли). Безусловно, во многом благодаря им двоим фильм найдет своих горячих приверженцев среди экстремистски настроенных киноманов.

Еще одним большим разочарованием стал новый опус британца Питера Гринуэя «8 1/2 женщин». Фильм, задуманный как посвящение Федерико Феллини и описывающий землетрясение и сексуальные фантазии в Женеве и Киото, является шагом вспять после экспериментов в книгах Проспера и «Интимном дневнике» и похож на выполненное дотошным студентом домашнее задание на тему «Питер Гринуэй и его ранние фильмы».

Ожидаемо традиционными оказались фильмы классиков - «Няня» итальянца Марка Белоккио с Валерией Бруни-Тедески и «Письмо» португальца Мануэля де Оливейра с Кьярой Мастрояни. Последний достоин восхищения хотя бы потому, что режиссер снял этот фильм в возрасте 90 лет, за что и получил «Приз жюри» под овацию зала.

Были в программе и фильмы, ставшие для зрителей и критики настоящим потрясением. В первую очередь это относится к «Правдивой истории Стрейта» Девида Линча. Мастер темного, патологического, загадочного, во многом эпатажного кино снял на этот раз простой, незамысловатый, но поднимающийся до высот Божественного «роуд муви со скоростью 5 км/ч», повествующий о реальных событиях: поездки в 1994 году старика-фермера из американской глубинки в соседний штат, чтобы увидеться со своим тяжелобольным братом.

Неожиданным был и новый фильм мастера японской криминальной драмы Такеши Китано - «Кикудзиро». Это лирическая комедия о дружбе маленького мальчика, отправляющегося на поиски матери, которой он никогда не видел, и никчемного безответственного хулигана, который постепенно становится для малыша лучшим другом, посвящающим его в магию доброты окружающего мира. В результате проведенного вместе лета каждый из героев - и маленький, и взрослый - преподают зрителям урок мудрости, который может содержаться лишь в настоящем произведении высокого искусства.

Для многочисленных поклонников творчества американца Джима Джармуша его новый фильм «Пес-призрак: путь самурая» с Форестом Вайтеккером в главной роли стал еще одним подтверждением того, что этот режиссер каждый раз создает произведение свежее, оригинальное, наверное, благодаря способности органично смешивать различные культуры, языки и стили. Фильм повествует о чернокожем наемном убийце, живущем рядом с птицами и руководствующемся в жизни и смерти кодексом самурайской чести, о его столкновении с живущей по совершенно другим законам мафией.

Одно из самых ярких впечатлений фестиваля - новая работа Педро Альмодовара. Мастерская режиссура, парадоксальные характеры, способность органично сталкивать в соседствующих эпизодах (иногда без всякого промежутка) трагическое и комическое, абсолютная свобода и непредубежденность видения плюс глубокое эмоциональное восприятие всего происходящего на экране сделало этот фильм фаворитом. Особо заслуживают уважения искренние слова режиссера на церемонии награждения, что в первую очередь он обязан этим призом Линчу, Китано и Джармушу. Фильм Альмодовара получил и приз экуменического жюри.

Фильм каннского любимца Атома Эгояна «Путешествие Фелиции» с удивительным Бобом Хоскинсом - традиционно мастерски-кинематографически сделанное повествование о превращении маменькиного сынка в серийного убийцу. Очень близкая к маркесовской прозе экранизация «Полковнику никто не пишет» мексиканца Артуро Рипштейна; и «театральная» эпопея из нью-йоркской жизни 30-х годов (эпохи Орсона Уэлса и Диего Риверы) «Раскачивая колыбель» американского актера и режиссера Тима Роббинса. Но эти названия не были оглашены 23 мая на сцене главного зала фестиваля.

А победителями стали…

Драматизм в трех залах, куда транслировалась церемония награждения, нарастал по мере объявления главных призов, дойдя до апогея в момент провозглашения «Гран-при» и «Золотой пальмовой ветви», вызвав бурю свиста и аплодисментов: оказалось, что два скромных фильма из Франции и Бельгии собрали все.

«Человечность» француза Бруно Дюмон позапрошлогоднего участника киевской «Молодости», как и его дебют «Жизнь Иисуса», - история простого человека. Простого до состояния психического нездоровья. Молодого и неиспорченного. Пережившего личную трагедию. Постепенно понимающего свою вину за все человечество. Простой и мучительный для просмотра фильм. Ставящий серьезные вопросы - непопулярные у публики и критики. Приз за лучшую мужскую роль Эмманюэлю Шотту - непрофессиональному и умственно неполноценному актеру. За лучшую женскую роль - Северин Канель - непрофессиональная актриса, сыгравшая платоническую возлюбленную главного героя и любовницу его лучшего друга. «Гран-при» - фильму «Человечность».

В этом году каннское жюри продемонстрировало свое принципиальное решение отметить социально направленные картины, в большинстве своем с непрофессиональными актерами. В связи с этим, логичным выглядит присуждение второго приза за лучшую женскую роль актрисе-дебютантке Эмиль Декенн, исполнительнице заглавной роли в фильме «Розетта» братьев Люка и Жан-Пьера Дарденн из Бельгии, а самому фильму - «Золотой пальмовой ветви» с пометкой «единогласно». «Розетта» - история необузданной девушки, которая борется против окружающего мира, чтобы найти в нем место. Честный, эмоциональный, мастерски сделанный фильм.

Наши в Каннах

Необходимо отметить показ в рамках кинорынка нового фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечом» - последней части трилогии, начатой «Паном Володиевским» и «Потопом». Фильм, побивший в Польше все рекорды проката, посмотренный уже шестью миллионами зрителей, будет скоро показан в Киеве. На каннскую премьеру собралась почти вся съемочная группа, в которую входил и исполнитель роли Богдана Хмельницкого - великолепный Богдан Ступка.

Еще одна удивительная встреча - Радмила Щеголева, больше известная нашим зрителям как Геля из «СВ-шоу», исполнившая главную женскую роль в режиссерском дебюте югослава Лазаря Ристовского «Белый костюм». И наконец - Вячеслав Криштофович, начинающий совместный украино-французский проект с Ирэн Жакоб в главной роли.

Что впереди?

По мере движения фестиваля к финалу все громче и чаще стали слышны разговоры о близкой его кончине. Отсутствие звезд, предполагаемая отставка директора Жиля Жакоба, дышащий в спину конкурент - «Берлинале», открывающий в феврале 2000 года новый гигантский, оборудованный по последнему слову техники фестивальный центр на Потсдаммер плац, - все это наталкивает на мысль об упадке. Тем не менее, несравненный экс-Бонд Шона Коннери прибывает на официальную европейскую премьеру своего очередного боевика «Западня» (выходящего, кстати, менее чем через месяц на киевский экран). Элизабет Тейлор, как всегда, приезжает на акцию сбора денег для борьбы со СПИДом, церемонию закрытия ведут Софи Марсо, Вел Килмер, Джони Холидэй и другие звезды, а Жиль Жакоб официально заявляет, что остается на посту, потому что впереди главное - Канны-2000.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно