Кооператив «Чайковский». Украинский виолончелист намерен подать в суд на Московский международный конкурс

6 июля, 2007, 12:37 Распечатать Выпуск №26, 6 июля-13 июля

XIII международный конкурс им.Чайковского в Москве — традиционный парад музыкальных талантов и околомузыкальных скандалов...

XIII международный конкурс им.Чайковского в Москве — традиционный парад музыкальных талантов и околомузыкальных скандалов. Триумфальные лавры снискала представительница Японии (эта страна — один из спонсоров конкурса). А Украина на форуме удостоилась высших результатов в номинации «мужской вокал», заняв первую и третью позиции. Но не обошлось и без обиженных.

«Талант не пройдет»

Завершившийся конкурс был посвящен памяти Мстислава Ростроповича. Накал борьбы на соревнованиях особенно страстен, поскольку Галина Вишневская вручила лауреатам гранты имени Ростроповича, удваивающие денежные вознаграждения. В результате первая премия составила 40 тыс. долл., вторая — 30 тыс., третья — 20.

В следующем году конкурсу исполнится 50. Несколько лет назад его исключали из Всемирной ассоциации международных музыкальных конкурсов за неуплату членского взноса, в результате чего он выбыл из состава десяти престижнейших конкурсов—учредителей ассоциации, понизив свой статус. Но, погасив долги (генеральный спонсор — японский автомобильный концерн «Тойота»), конкурс реабилитировался...

Как в далекие 50-е годы состязание исполнителей задумывалось «в русле задач», сформулированных идеологическим отделом ЦК КПСС. В 58-м за ходом конкурса пристально следил весь мир. Лауреатом первой премии по единодушному (!) решению жюри стал пианист Ван Клиберн. Тогда именно так на русский манер произносилось имя американца Вэна Клайберна. И не было, наверное, яранги, чума, сакли и хаты, где бы по радио или на старом патефоне ни звучал Первый фортепианный концерт композитора в исполнении Клайберна и Госоркестра СССР под управлением Кирилла Кондрашина.

Поначалу авторитет, престиж, профессиональный уровень конкурса были высоки, критерии строги, а состав участников географически широк и по-настоящему многонационален. Однако в советское время авторитет соревнования пошатнулся, а затем состязание прониклось духом пожирающего все сферы жизни постсоветских государств «междусобойчика». И в интервью газете «Культура», озаглавленном «Талант не пройдет!», нынешний председатель жюри конкурса пианистов Николай Петров, оценивая итоги предыдущего 12-го марафона, заявил: «Сейчас большинство конкурсов спокойно можно назвать «шайкой»… Оргкомитет и «Содружество» (один из организаторов. — О.К.) полностью дискредитировали себя и конкурс Чайковского».

Нынешний марафон расширился до шести номинаций: фортепиано, скрипка, виолончель, женский и мужской вокал, а также в его рамках уже в пятый раз состязание мастеров струнных инструментов (глава жюри — профессор Московской консерватории, композитор и скрипач Игорь Фролов). В этой номинации украинцы получили третью премию в конкурсе скрипок (мастер Владимир Антонюк) и грамоты II тура — Андрей Гребнев (скрипка), Александр Прихна и Орест Пуцентела (авторы альтов) и Мирослав Пуцентела (виолончель).

По традиции, «чайнику», как в обиходе называют конкурс музыканты, отданы лучшие концертные залы. Все этапы смотра скрипачей прошли в новом Московском международном Доме музыки (им руководит Владимир Спиваков), «наружность» которого прекрасна, чего не скажешь об акустике. Кстати, членами скрипичного жюри были наши экс-сограждане, в том числе известнейший мастер Борис Кушнир, давно обосновавшийся в Австрии. Скрипачам аккомпанировал молодой оркестр Национальной филармонии России. А поскольку его главный дирижер Владимир Спиваков был председателем жюри скрипачей, за пультом стоял Владимир Понькин.

Русско-японская «война»

В I туре Украину представлял скрипач Сергей Сухобрусов из Харькова. Увы, не прошедший во II тур. Жаль, что ученики-инструменталисты ведущих наших преподавателей Национальной академии Украины им. Чайковского, Одесской, Львовской консерваторий даже не попытались бороться со своими ровесниками. Говорят: бесполезно, мол. В ходе пресс-конференции, подводящей итоги второго тура, на вопрос о том, почему из конкурса выбыли музыкальный израильтянин Сергей Островский (Амстердамская консерватория) и интереснейший белорус Артем Шишков, господин Спиваков ответил: мол, поставил им самые высокие баллы, но увы, это не помешало «срезать» их остальным членам жюри.

К сожалению, члены жюри по-прежнему выставляют своих учеников, что не принято в мире. В частности, выходец из СССР ведущий европейский педагог-скрипач Захар Брон постоянно работает в жюри разных скрипичных состязаний и всегда, если возможно по регламенту, выставляет для участия в них своих воспитанников. Так, на прошлом ХІІ конкурсе Чайковского в финал попали трое его студентов, из которых американка японского происхождения Тамаки Кавакубо получила «золото».

Члены жюри кооперируются... И нередко добиваются заранее запланированных результатов, «помогая» друг другу во время судейства (хотя и не выставляя баллов собственным ученикам).

Вновь, как и пять лет назад, основная скрипичная интрига развернулась в борьбе между ученицей Брона японкой Маюкой Камио и аспирантом Эдуарда Грача, ассистентом своего патрона в его консерваторском классе, солистом Московской филармонии Никитой Борисоглебским.

Оба молоды: Никита поступил в консерваторию в 15 лет, в 19 — в аспирантуру. Он и Маюка ровесники, обоим по 22 года. И они хорошо известны в Украине: Маюка как лауреат первой премии конкурса Ойстраха в Одессе в 2004 году (есть у нее в активе и ряд побед в США, Монте-Карло, на конкурсе Иегуди Менухина). И Никита не раз концертировал в Киеве, он признан у нас одним из наиболее талантливых солистов-виртуозов, игравших в рамках киевского скрипичного филармонического абонемента. Мне он запомнился блестящим исполнением концерта Яна Сибелиуса с нашим Национальным симфоническим оркестром в прошлом сезоне.

Отдавая должное обоим конкурсантам, замечу: Маюка оказалась явно сильнее. Ярче, увереннее, собраннее, техничнее. Достаточно эмоциональна, свободна. В заключительном концерте в день награждения победителей она, пожалуй, выглядела крепче прочих лауреатов первых премий.

Виолончель и «кавалькады в чаще»

Виолончелисты два первых тура отыграли в Малом зале консерватории, а финал — впервые! — тоже в БЗК, и сопровождал их федосеевский БСО им. Чайковского (дирижировал Эдуард Серов). Здесь и грянул скандал: Серов, недавно перенесший инсульт, дирижировал сидя и отказался от исполнения заявленной на III тур претендентом Сергеем Антоновым мало исполняемой и оказавшейся тяжелой для специфических условий Симфонии-концерта Прокофьева. В результате Антонову, ученику председателя жюри виолончелистов Натальи Шаховской, разрешили в последнюю минуту заменить произведение, и он играл Концерт Дворжака.

Как по мне, в финале интереснее и убедительнее прозвучал получивший «серебро» Александр Бузлов (его педагог Наталья Гутман в жюри не восседала и кафедрой не заведует).

Исполнение Бузлова (он играл си-минорный концерт Дворжака и обязательные Вариации Чайковского на тему рококо) в финале было зрелым, ярким, не только технически, но и содержательно совершенным. Хорошо известные призведения открылись по-новому, захватывали слушателей, с замиранием сердца следивших за разворачиванием формы, развитием драматургии, мыслью и эмоциями и композитора, и молодого музыканта. «Бронза» у венгра Иштвана Вардаи.

И еще один инцидент. На одном из московских телеканалов украинский конкурсант-виолончелист, выпускник Московской консерватории и Высшей школы в Ганновере, победитель конкурсов в Италии (1-я премия) и Барселоне (2-я премия) Игорь Бобович заявил, что подает на конкурс Чайковского в суд, как не прошедший во II тур... Думаю, он все же проиграет, а традиционная в наших политических разборках привычка «судиться», вряд ли поможет.

Резонировала на конкурсе и проблема инструментов. Великолепные скрипки и виолончели из Государственной коллекции конкурсанты получили в пользование за неделю до начала конкурса. Что, конечно же, недостаточный срок для «сживания» с ними. И это было не только отмечено Спиваковым и Шаховской, но и слышно в игре Никиты Борисоглебского, проигрывавшего в звуке, несмотря на скрипку Джузеппе Гварнери XVIII века, многолетней обладательнице великолепного Страдивари Маюке Камио.

Под стать ей была получившая «бронзу» Юкки Мануэла Янке из Германии, тоже привлекательная, уверенно звучащая скрипачка (академия Моцартеум в Зальцбурге, скрипка Карло Антонио Тесторе 1740 года).

Интересными, нужными и качественными моментами в работе конкурса стали прямые интернет-трансляции всех выступлений. И, конечно, работа замечательного по уровню компетентности, толерантности и откровенности сайта профессиональных музыкантов www.forumklassika.ru , ежедневно посещаемого десятками тысяч русскоязычных профессиональных музыкантов и любителей со всего мира, обсуждавших все, даже наиболее щепетильные и противоречивые аспекты конкурсной борьбы.

На церемонии закрытия XIII Международного конкурса имени Чайковского в Большом зале консерватории золотыми медалистами стали виолончелист Антонов Сергей из России, скрипачка Маюко Камио из Японии, российская певица Альбина Шагимуратова и украинский певец Александр Цымбалюк. Первую премию в конкурсе пианистов жюри решило не присуждать, а второе место занял россиянин Мирослав Култышев.

Председатели жюри виолончелистов, скрипачей, пианистов и вокалистов Наталья Шаховская, Владимир Спиваков, Николай Петров и Ирина Богачева вручили медали победителям по каждой из специальностей.

Галина Вишневская, которая впервые появилась на публике после смерти Мстислава Ростроповича, вручила гранты его имени первым трем победителям во всех четырех специальностях. Эти гранты удваивают сумму премий. Таким образом, первая премия составила в результате 40 тысяч долларов, вторая — 30 тысяч и третья — 20 тысяч.

Приз зрительских симпатий достался по результатам интернет-голосования и анкетирования зрителей молодому скрипачу Никите Борисоглебскому. Дипломами были награждены также лучшие концертмейстеры конкурса.

После вручения всех премий и наград Государственный академический симфонический оркестр под руководством Владимира Спивакова исполнил Концерт Чайковского для скрипки, в котором солировала победительница скрипичного конкурса Маюко Камио, а также часть фортепианного концерта с победителем конкурса пианистов Мирославом Култышевым. Дирижировал Марк Горенштейн.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно