Концерты. Слушая вечность: Назар Пылатюк и Владимир Сиренко

18 февраля, 2011, 15:03 Распечатать Выпуск №6, 19 февраля-25 февраля

Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины пользуется доброй славой во многих странах Европы, неоднократно выступал в Азии, побывал в Австралии, получая восторженные отзывы зарубежной критики и признание слушателей.

© nsou.com.ua

Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины пользуется доброй славой во многих странах Европы, неоднократно выступал в Азии, побывал в Австралии, получая восторженные отзывы зарубежной критики и признание слушателей. Это единственный украинский музыкальный коллектив, номинировавшийся на премию Grammy. Причем дважды: в 2005-м и 2009 годах.

Несколько сезонов назад концерты НЗАСОУ стали проходить под девизом «Слушай вечность», отображающим поставленную оркестром задачу: исполнять мировую и национальную классику, давать жизнь наиболее талантливым произведениям новой украинской симфонической музыки.

Искусство оркестра служит противовесом быстротекущей суете окружающей нас повседневной бытовой музыкальной среды. В этом году коллектив много выступает на родине. И недавно прошел один из концертов в Колонном зале им. Лысенко. К сожалению, киевский слушатель явно потерял филармонические «чутье» на хорошую музыку и настоящих исполнителей. И гораздо охотнее идет на иностранные имена. А украинские исполнители все реже остаются «пророками в своем отечестве»…

Игру 23-летнего Назара Пылатюка высоко оценивают мэтры с мировым именем. Молодого коллегу поддержал Владимир Спиваков, с оркестром которого год сотрудничал. Прекрасно отзывается о Назаре и альтист Юрий Башмет. Пылатюк участвовал в проектах знаменитых дирижеров — литовца С. Сондецкиса, израильтян Р.Канетти и Ш.Минцеля, украинцев В.Сиренко и В. Кожухаря. В польском городе Ополе Назара ценят как самого молодого в истории этой страны концертмейстера филармонического оркестра.

В первом отделении солист и НЗАСОУ сыграли скрипичный концерт Бенджамина Бриттена (1913—1976). Композитор написал его в молодости и откровенно следовал воздействию романтической и современной музыки. Его звучание то и дело вызывало интонационные аллюзии с Шостаковичем, Прокофьевым.

Назар Пылатюк — яркий музыкант со сложившимся исполнительским почерком. Его манере присущи размашистость, выразительная драматичность, тонкая лирика.

Скрипка его то пела нежно и изысканно, то звучала виртуозно и броско. Этот концерт хорошо известен Владимиру Сиренко. Во время открытия Первого фестиваля Бриттена в Киеве весной 2004 года Национальный симфонический аккомпанировал на сцене Национальной оперы артдиректору фестиваля, нашему известному скрипачу Дмитрию Ткаченко. Сиренко также многократно дирижировал оркестром в Барбикан-холле и Кадоган-холле за пультом Royal Philharmonic Orchestra в финалах международного конкурса скрипачей им. Бриттена в качестве приглашенного дирижера.

Глубокое знание партитуры и понимание музыки сыграло на руку: дирижер и скрипач создали концентрированный энергетический тандем: их чуткое взаимопроникновение наполнило своды концертного зала редкой гармонией.

После антракта интерес публики усилился. Прекрасно прозвучала симфония Густава Малера «Песнь о земле» для контральто (или баритона) и тенора с оркестром на стихи китайских поэтов VIII века. Шесть частей цикла по очереди озвучили тенор Сергей Бортник — многократный партнер Владимира Сиренко в нескольких проектах (вспомним уникальное исполнение всех «Страстей» И.-С.Баха три сезона назад). И баритон Анатолий Юрченко, обративший внимание поклонников вокала партиями Сальери (Н.Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери» в Детском музыкальном театре), Беса (П.Чайковский «Черевички», концертное исполнение), Сергея Голубкова (В.Бибик «Бег», концертное исполнение), концертными программами. Солисты были «в голосе», пели выразительно, чисто, мягко, проникшись замыслом композитора и дирижера. Малер (1860—1911) — один из постоянных авторов в репертуаре Сиренко. Замысел симфонии возник у композитора в 1907 году, в напряженный период его жизни — тяжелая болезнь, смерть маленькой дочери, уход из Венской оперы, переезд в Нью-Йорк и вынужденное вступление на должность директора Метрополитен-оперы. Вновь к этой сложной, глубокой музыке маэстро подошел трепетно.

В «Песне о земле» сконцентрированы основные черты музыки Малера: глубоко выразительная мелодика, многолинейная фактура прозрачной партитуры, обостренность чувств, выразительность мелодий и оркестровых средств, предельный лаконизм. Все это удалось Сиренко: музыканты крепко выстроили форму, воссоздали большое симфоническое панно, на котором «вышили» звуковые узоры китайских иероглифов, своеобразного ориентализма, тонкой пейзажности, лирико-философских раздумий, бережно соединив малеровскую масштабность с камерностью и выразительностью.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно