КОНТРАСТЫ ЛЬВОВСКИХ «КОНТРАСТОВ»

25 октября, 2002, 00:00 Распечатать

В этом году, как и предыдущие семь лет, музыкальные «гурманы» Львова с нетерпением ожидали начала международного фестиваля «Контрасты», ставшего неотъемлемой частью осеннего города...

Остап Шутко
Остап Шутко

В этом году, как и предыдущие семь лет, музыкальные «гурманы» Львова с нетерпением ожидали начала международного фестиваля «Контрасты», ставшего неотъемлемой частью осеннего города. А потом в течение трех недель в разных концертных залах звучала музыка только что завершившего свой бег ХХ столетия и новые произведения уже ХХІ века, премьеры которых состоялись именно на нынешних «Контрастах». Немало из них были датированы 2002 годом.

Так, впервые прозвучала симфония № 2 Ж.Дерунгса, посвященная памяти погибших во время летней авиакатастрофы во Львове. В последние годы композитор, родившийся в 1935 году в Германии и живущий там сейчас, потерял много близких ему людей, поэтому с такой горечью воспринял он и львовскую трагедию. «Симфония жалости» прозвучала во Львове в исполнении камерного хора «Глория» (в его десятилетней творческой жизни — возвращенное широкому зрителю духовное наследие ХVII—XVIII ст., а также неизвестные или редко исполняемые произведения Мартина Львовского, Дилецкого, Березовского, Бортнянского, Лысенко, Вербицкого и т.д.) и симфонического оркестра Львовской филармонии под управлением известного дирижера Симона Камартина. Усилило впечатление концертного вечера и проникновенное исполнение оратории Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя на кресте». И хотя Гайдн — это не ХХI и даже не ХХ век, организаторы (а это Львовское отделение Союза композиторов Украины, Центр международных культурных инициатив при поддержке местных властей) решили, что на фестивале может и должна звучать музыка и великих классиков, чьи юбилеи отмечаются в этом году. В данном случае в 2002 году исполняется 270 лет со дня рождения великого композитора Гайдна. А вообще нынешние «Контрасты» связаны со многими круглыми датами.

Первый фестивальный вечер тоже начался с юбилейного композитора — Евгения Станковича, отметившего недавно свое 60-летие. Прозвучали «Псалом 83», хоровой концерт «Господи, Владыка наш» и хоровая опера «Купала», «пересыпанная» множеством музыкальных жемчужин, выписанных в народно-поэтическом духе. Профессионально, образно, колоритно представлял композитора камерный хор «Киев» под управлением Николая Гобдича. А 19 октября, в последний день фестиваля, духовную музыку Николая Лысенко и Кирилла Стеценко (тоже юбиляров) исполняли львовяне — камерный хор «Глория» под управлением директора «Контрастов» и дирижера Владимира Сывохипа. 70-летие Родиона Щедрина отмечалось исполнением «Кармен-сюиты». В тот вечер на сцене Львовской филармонии играл Новый международный симфонический оркестр под управлением швейцарского дирижера Гунгарда Маттеса.

Что касается дальнейшего перечня мировых музыкальных премьер, то впервые здесь прозвучали произведения польского композитора (рожденного во Львове) Богуслава Шеффера. Исполнил их ансамбль «Кластер» (созданный в 1996 году композитором Иваном Небесным для популяризации украинской современной классической музыки) и польский музыкант Марек Холоневски (электроника). Шеффер создает музыку с помощью самых современных выразительных и эстетических музыкальных средств. Так, его последнее произведение «In memoriam», написанное в 2002 году, рассчитано на 159 инструментов, хотя сам композитор считает, что его достаточно экспериментальная музыка может успешно исполняться также и на одном, пяти, пятнадцати… 59 инструментах. Во Львове ее играли девять музыкантов-инструменталистов в сопровождении сопрано. Впервые в Украине были исполнены произведения японского композитора (живущего и работающего сейчас в Германии) Тошио Хосакава, в частности «Метаморфозы» — для кларнета и струнного оркестра с ударными. Состоялась мировая премьера «Концерта №2» для фортепиано с оркестром Анджея Никодемовича (львовянина, живущего с 1980 года в Польше), написанного также в нынешнем году. А вообще представленная композиторская палитра была очень широка и разнообразна: Бибик, Грабовский, Кёрчнер, Мемлок, Ненкерроу, Балей, Варез, Жоляс, Шельси, Мефано, Штокгаузен, Кагель, Дембский (он же и дирижировал на своем концерте, как и Рунчак на своем), Чайковский, Пилютиков, Козаренко, Рот, Понкьелли, Уэлчер, Скалторпе, Шикеле, Задор, Нюстедт, Пярт, Лятошинский, Губаренко, Карабиц, Скорик и многие другие. Как считают специалисты-музыканты, это сегодня — лучшие представители современной классической музыки.

Наверное, не зря когда-то организаторы назвали этот фестиваль именно «Контрастами». Выстраивается он действительно на контрастах. С одной стороны — стопроцентная классика в традиционно классическом исполнении. С другой — модерн, авангард как в музыкальной основе, так и в исполнении. Тот же Богуслав Шеффер, Джордж Крам со своими тремя «Макрокосмосами», написанными для специально подготовленного фортепиано с электрическим усилением, трехпедального, в сопровождении вокальных вставок, игры на струнах пальцами и еще многих нетрадиционных музыкальных (или около них) эффектов, «Электроакустическое произведение для трех исполнителей, записи и компьютерной обработки в реальном времени» Аллы Загайкевич, где скрипку, фортепиано и компьютер дополняли пение и актерская игра. А были еще композиторы-народники, джазовики и иные. Использовались все наличествующие в музыкальном реестре инструменты — как в оркестровом исполнении, так и в сольном.

Это был действительно праздник большой музыки.

Но именно львовяне, львовская музыкальная школа — фундамент, на котором строилось все остальное фестивальное здание. Когорту известных современных композиторов прекрасно дополнили львовяне: Мирослав Скорик, Виктор Каминский (его «Фантазия» для камерного оркестра, флейты и гобоя также была на «Контрастах» премьерой), Ольга Криволап и ее новая «Симфония №3» для струнных и фортепиано, Юрий Ланюк и другие. Львовская музыкальная школа всегда гордилась своими исполнителями. Сегодня это Оксана Рапита (фортепиано), Остап Шутко (скрипка), Андрей Карпьяк (флейта), Йожеф Эрминь (фортепиано), Оксана Пасичнык (сопрано), Наталия Пасичнык (фортепиано) и другие, ставшие знаменитостями не только в Украине, но и за рубежом. Многие из них преподают во Львовской музыкальной академии. А львовские прославленные музыкальные коллективы — симфонический оркестр Львовской филармонии (главный дирижер Юзюк), великолепый Львовский камерный оркестр Музыкальной академии им. Лысенко, камерный оркестр «Виртуозы Львова», камерный оркестр «Леополис», камерный хор «Глория»…

— Мы стараемся преподносить хорошую музыку в хорошем исполнении, — говорит директор международного музыкального фестиваля «Контрасты» Владимир Сывохип. — Это наше кредо. Восемь лет назад фестиваль выбрал именно такую концепцию, и мы ее придерживаемся. Приятно, что из года в год наращиваем свои силы. И если раньше в программах фестиваля было по 15—20 концертов, то в этом году 26. Но два концерта, к нашему большому сожалению, не состоялись. Это мировые премьеры произведений Юрия Ланюка и Александра Щетинского и первое исполнение в Украине виолончельных концертов Витольда Лютославского и Франгиз Али-Заде. И как результат не приехали во Львов известные исполнители Иван Могинетти, Анджей Бауэр, Иван Кучер, а также Национальный симфонический оркестр Украины. Причина срыва этих концертов банальна: Кабмин не выполнил перед нами своих финансовых обязательств… Для кого-то это всего лишь два концерта, а для организаторов — боль и потеря, так как мы впервые хотели отметить память великолепнейшего виолончелиста, рожденного в Галичине (в этом году исполняется сто лет со дня его рождения) Эммануэля Фойермана (1902—1942 гг.). Известные музыканты, композиторы стремятся к нам приехать. Благодаря поддержке международных творческих центров, посольств и других организаций некоторые получают возможность выступить на «Контрастах». Но желающих значительно больше. Все фестивальные концерты бесплатны. Мы хотим, чтобы как можно больше людей прикоснулось к великой музыке, которая действительно способна воскрешать души…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно