КОНКУРС В РАГУЗЕ

16 августа, 1996, 00:00 Распечатать

В разговоре со студенткой пятого курса Киевской консерватории Наталией Чепуренко я узнал, что она...

В разговоре со студенткой пятого курса Киевской консерватории Наталией Чепуренко я узнал, что она буквально на днях возвратилась из Италии, точнее - из Сицилии, а еще точнее - из города Рагузы, где участвовала в Международном конкурсе исполнителей, который называется «Игла гранд прайс». В общем ничего удивительного в том не было, потому что с независимостью открылись все границы и множество исполнителей ежегодно выезжают за рубеж для выступлений или участия в различных конкурсах. Мы уже успели привыкнуть к ним и к свободному выезду за границу. Но вот чего мы никак не можем себе представить, так это того, что даже зарубежные конкурсы, а тем более международные, скажем так, далеко не одинаково престижны, имеют очень разные цели. Кроме того, следует сказать о том, что большинство выезжающих на зарубежные гастроли - эстрадные исполнители и очень редко - исполнители классической музыки. Тем более интересным мне показался Международный конкурс исполнителей классической музыки, состоявшийся в маленьком сицилийском городке Рагузы.

Наталия Чепуренко прилетела в Рим в восемь часов вечера, в десять уже ехала в поезде и сразу окунулась в особенности итальянского бытья, приведшего ее, мягко говоря, в замешательство. У нас поезд может опоздать на пять минут и больше, но чтобы он ушел на пять минут раньше положенного времени - этого она не ожидала. Никого особенно не волновало то, что вагон, в которым ты едешь, без всякого предупреждения пассажиров, не знакомых с местными правилами, могут отцепить от состава и перевести на другой путь. Никто не удивляется, если, купив билет, вдруг обнаруживаешь, что твое место лишь в коридоре вагона. Чтобы понять, насколько трудна была поездка в наземном транспорте, достаточно вспомнить, что Наташе надо было сделать три пересадки на различные поезда.

С другой стороны, случайный попутчик, узнав о цели приезда и заметив полную растерянность будущей конкурсантки, собственноручно пересадил ее на нужный поезд, другой, оказавшийся коллегой-музыкантом, - угостил чаем, третий в переполненном вагоне уступил место... Таким образом все как-то мило компенсировалось, вскоре образовался баланс жизнестойкости, которого у Наташи Чепуренко и так было предостаточно. Перед отъездом родные и знакомые всячески отговаривали ее ехать - ведь Сицилия, мол, родина мафии, там стреляют, убивают, особенный район Италии. Просто удивительно, как крепки киношные шаблоны и как далеки они от реальности. Но мама ей сказала: метро «Политехнический» тоже особый район... мафия, конечно, в Сицилии есть, но навряд ли она имеет какой-то интерес к студентке Киевской консерватории.

Все же Италия - чужой край. Из Рима с тремя пересадками она проехала железной дорогой половину страны и, наконец, прибыла в чудесный старинный городок на самом ее юге.

За месяц до начала конкурса Наталия Чепуренко получила подробную схему города, маршрут к офису конкурса, список гостиниц и порядок выступлений. Неважно, что впоследствии кое-что может измениться, главное вселяется уверенность, что кто-то обеспечивает порядок.

Надо сказать, что как раз перед конкурсом в связи с новой формой нашей жизни и, скажем прямо, незавидным положением музыкантов, впрочем, как и всей интеллигенции, у Наталии Чепуренко был довольно серьезный кризис. Она не разочаровалась в музыке, но всеобщая неустроенность все время давала о себе знать, заставляла искать прозаический заработок, чтобы поддержать родных. Одно время хотела параллельно приобрести профессию звукорежиссера, но в вузе, в который она одновременно с учебой в консерватории поступила на первый курс, не было грамотных педагогов по будущей профессии. Позже нашла работу концертмейстера. Лекции, 4 - 5-часовые ежедневные занятия на инструменте, репетиции в консерваторском квартете, и можно поверить, что Наташа занята все 24 часа в сутки.

- Иногда думаешь: как же музыка и эта жизнь... Но я стараюсь сомнения перешагнуть - в конечно счете всегда музыка.

Президент Рагузского конкурса профессор Сальваторе Мальтисанти своей могучей энергией сглаживал все острые углы, обеспечивая творческое самосознание участников соревнования. А их было ни много, ни мало - более ста человек.

Наибольшее впечатление на участников произвела заинтересованность и благодарность зрителей. После окончания соревнований солистов, которые происходили в помещении, где-то с одиннадцати вечера другие конкурсные программы переносились на средневековую четырехгранную городскую площадь, где построена сцена и выставлялись стулья. Площадь заполнялась полностью каждый вечер и зрители не расходились до самого конца, часто до двух часов ночи.

- Этот конкурс состоял из одного тура, - рассказывает Наталия Чепуренко, - и поэтому по настроению больше напоминал фестиваль. Участники выступали с удовольствием, без обычного в таких случаях страха, с желанием показать все свое умение. Было много талантливых молодых исполнителей. Но по условиям конкурса о победителях сообщают лишь через две недели после окончания соревнования.

- Я там поняла, что музыка живет, что она нужна людям и надо больше работать, - рассказывала Наталия Чепуренко. - Участники уезжали оттуда окрыленными.

Вызывает удивление, как такой маленький город мог организовать международный конкурс. Впрочем, даже неспециалисту было понятно, что город и спонсоры истратили не так уж много - все, кроме жюри и аренды помещений, оплачивали сами участники (дорога, гостиница, питание). Не было на конкурсе ни так называемой культурной программы, ни итогового концерта, ни прочих развлекательных вещей, каждый был предоставлен себе и волен был уезжать сразу после своего выступления. Нынешняя привычка рассуждать прагматически заставляла искать «истинную» цель конкурса. Конечно, был и особый интерес, ведь из слов той же Наталии Чепуренко свидетельствовало, что город по-настоящему оживал в дни ежегодного проведения международного конкурса - приезжали люди, привозили деньги, оживала торговля, гостиничный бизнес и все другое.

Почувствовав слишком настойчивое желание, так сказать, докопаться до «истинных» причин конкурса, кроме выявления талантов, дипломантка «Игла гранд прайс» Наталия Чепуренко запротестовала:

- А в чем был заинтересован наш Фонд Леонида Кравчука, давший мне деньги на поездку в город Рагузы? Это буквально одно и то же! Это культура.

Мне подумалось, что действительно это главное, все другое - второстепенное. Но я совсем не хотел обижать ни Наташу, ни ее итальянских коллег. Я подумал о том, что в Украине происходит множество конкурсов и фестивалей, особенно в летний период, но все они посвящены рок-музыке и песенному творчеству. Почему бы какому-нибудь нашему городу, где много интеллигенции, совместно с заинтересованными организациями не проводить подобный ежегодный конкурс-фестиваль для исполнителей классической музыки?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно