Конкуренция контактов

6 мая, 2005, 00:00 Распечатать

Украинский сегмент первого фестиваля документальных фильмов «Контакт» оказался весьма убедительным в количественном отношении...

Кадр из фильма «Вероника и саксофон»
Кадр из фильма «Вероника и саксофон»

Украинский сегмент первого фестиваля документальных фильмов «Контакт» оказался весьма убедительным в количественном отношении. В национальном конкурсе фестиваля были показаны девять короткометражек и три полнометражных фильма, созданных в 2004—2005 годах. Еще 11 картин представляли внеконкурсную программу «Украинский документ 2004—2005». Кроме того, шесть отечественных работ, попав в интернациональный конкурс, по традиции, знакомой по «Молодости», образовали наиболее численную национальную подборку международного соревнования. Панорама украинского кино оказалась неровной и разнообразной. В ней соседствовали студенческие работы, картины перспективных молодых режиссеров и опусы старших по возрасту документалистов. Так что на просмотрах можно было наблюдать разные способы кинематографического контакта — между автором и публикой, между режиссером и его героем, между зрителем и экранным миром.

Все три конкурсных студенческих фильма созданы в Киевском национальном университете культуры и искусств, и все они работают с социальной тематикой. Неожиданный триумфатор фестиваля режиссер Ольга Орехова в фильме «Мухи» обращается к не слишком оригинальной теме представителей социального дна, но свежий, нестандартный взгляд на жителей городской свалки в сочетании с идеальной работой оператора выводит картину за пределы скучного украинского «социально-проблемного кино». Юлия Галайчук в фильме «Бей, барабан» показала другую маргинальную группу общества — украинских пионеров, которых в Киеве каких-нибудь 30 человек, да и тех в большинстве своем объединяет не идея, а принадлежность к семьям членов компартии. «Выбор тьмы» Владимира Дубровского — парадоксальный взгляд на прошлогодние выборы, который полушутя объясняет тогдашний общественный психоз темными магическими силами, овладевшими сознанием людей в ночь на хеллоуин, ночь первого тура.

С такой трактовкой вряд ли согласился бы автор фильма «Украинский выбор» Руслан Гончаров. Эта лента — наиболее убедительный на сегодняшний день экранный образ оранжевой революции, которую ныне беспощадно эксплуатируют конъюнктурщики и графоманы от документалистики. Впрочем, «Украинский выбор» не претендует на отстраненное осмысление тех событий, его контакт со зрителем — чисто экстатический: клиповый монтаж на непрерывном музыкальном фоне, свободное обращение с хроникальным материалом. И что особенно ценно в этом фильме — режиссер не подкрепляет свой рассказ бесконечными синхронами и закадровым текстом, а строит его исключительно монтажными средствами.

В противоположность шумному социальному кино в конкурсе хватало и лирических «фильмов-портретов». В своем режиссерском дебюте «Вероника и саксофон» продюсер Елена Фетисова называет свою героиню, саксофонистку Веронику Кожухарову, воплощением «украинской мечты»: эта девушка в 22 года считается звездой классического саксофона. Впрочем, ее быт и сейчас напоминает аскетическую жизнь самоотверженного музыканта. Искать красоту не в бурной молодости, а в спокойной старости пытается бывшая одесситка Ева Нейман в фильме «Все по-старому». В ленте задокументирована повседневность близкой родственницы режиссера, старенькой одесситки благородного еврейского пошиба, уходящего в небытие. «Все по-старому» построено как домашнее видео о чрезвычайно интимном событии. Благодаря этому Еве Нейман удалось проникнуть в сферы, обычно табуированные для «людей с кинокамерой».

Не менее тонкую работу с материалом продемонстрировал Максим Сурков в фильме «Иные» — попытке погрузиться в психический мир ребенка-аутиста. Мальчик, вследствие болезни ощущающий себя совсем одиноким среди людей, обладает недостижимыми для «нормальных» способностями — например, легко находит общий язык с дельфином. Кроме того, его таланту художника завидуют ведущие художники-абстракционисты. Наиболее сложное в этой сфере — не растворить боль, травму, катастрофу в гуманистической риторике, не превратить их в общее место. Это удалось не только Суркову, но и автору фильма «Пляж для английского лорда» Роману Бондарчуку. Рассказ об экологической катастрофе в Херсонской области настолько эстетически завершен, что затрагивает даже равнодушного к «зеленым» проблемам зрителя. Между тем режиссер ленты «Консонанс» Виктория Мельникова прячет свой материал — украинское хоровое пение — под таким пластом пафосных фраз о духовности и опрятненьких кадров с Михайловским Златоверхим и заходом солнца над Днепром, что от живого хорового пения в фильме остается только чисто идеологическое послание о величии нашего духа. Другой фильм на музыкальном материале, «Маричка» Юлии Лазоревской, подходит к песенному творчеству личностно, и от этого только выигрывает. Личность — объект внимания Юрия Терещенко в фильме «Уроки арамейского», части документального сериала «Роксоланы. ХХІ век».

Одним из главных посланий первого фестиваля документальных фильмов «Контакт» было довольно неожиданное утверждение: современное документальное кино в Украине и в мире ощутимо преобладает над игровым. Трудно судить о глобальных кинопроцессах по одной победе документального фильма на Каннском МКФ, а вот касательно украинской ситуации фестивальный тезис оказался на удивление справедливым. Украинская документалистика количественно и качественно преобладает над игровым кино, которое до сих пор находится в анабиозе. Так что это преимущество сегодня весьма сомнительно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно