Конферансье, ваш выход!  

Поделиться
Иван Шепелев: мастер-классы у Раневской и политсатира у Хазанова

Этот человек - хранитель одной из уникальнейших профессий на большой эстраде. Конферансье… Сколько их сегодня осталось? В основном, диджеи, ведущие. Трескунишки-говоруны. А вот конферансье, артистов, становившихся полноценными героями концертов, связующими нитями между выступлениями больших артистов, - таковых, пожалуй, и не вспомнишь. Тем не менее, Иван Шепелев продолжает выходить на сцену, радовать публику конферансом. В его прошлой жизни - встречи с Фаиной Раневской, Борисом Бруновым, Валентиной Толкуновой, Геннадием Хазановым. В жизни настоящей - концерты и фестивали в разных странах. Недавно Ивану Шепелеву исполнилось 55.

Конферансье Шепелев прошел суровую школу жизни, под стать Суворовскому училищу, куда мечтал отдать его отец-военнослужащий… Однако знаковой для Шепелева стала встреча с выдающимся советским конферансье Борисом Бруновым. Хотя артист был на сцене, а двенадцатилетний Ваня - в зале, не чувствовалось никаких границ. Мальчик видел перед собой человека в бабочке, который волшебным образом располагал к себе и делал происходящее на сцене захватывающим. Школьник никогда не забывал манеру этого человека, но для себя он уже решил, что станет актером театра кукол. Ах, как правильно он угадал! Конферансье - многожанровый артист, чтобы ступить на его стезю, нужно вкусить всего, уметь и куклой быть, и человеком. Юноша вел свой «кукольный театр», блистал на школьной сцене как ведущий, а его козырем были лирические стихи…

Ради мечты он всегда был способен на отчаянные поступки. Ему неожиданно повезло - Московская экспериментальная студия открыла ему путь в театр, затем - в филармонию. Зажглась звезда удачи, его замечали. Он стал работать с мастерами. Из студии - на сцену цыганского театра «Ромэн», где исполнял «русские роли» в спектаклях и конферанс для Ляли Черной.

Сегодня у Шепелева, словно у человека, который видел невиданное, расспрашивают о больших артистах. Но и сам Шепелев - это, если хотите, эпицентр, планета, которую хочется внимательно изучить, чтобы понять, почему так живо крутятся возле нее другие яркие планеты, пытаясь сдвинуть свою ось поближе.

Ивана Васильевича я увидела ровно пять лет назад, на его юбилее. И поняла, что это - феномен. И этот феномен в тот вечер даже самого закоренелого флегматика раскрывал в крике «Браво», ради этого феномена приехала из Москвы в Днепропетровск замечательная певица Валентина Толкунова, чтобы сказать: «Ванечка, поздравляю!».

* * *

Юного Ивана Шепелева отличал не только талант, но и «борьба», а еще - дар отличать фальшивку от подлинника. У него был правильный ориентир: он понимал, что большие артисты - это не «проходной билет», большие - это учителя.

И хотя в Москве жизнь была далеко не сладкой, порой все же она казалась тульским пряником. За свой труд и упорство судьба Ивану преподнесла приятный сюрприз: направление от филармонии в Мордовии на обучение во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства. Вот там Шепелев и встретился с «человеком в бабочке» - конферансье Борисом Бруновым и его коллегой Олегом Милявским.

Формальное обучение длилось год и заключалось в ежедневной работе разговорников с мастерами жанра. К тому же для них устраивали мастер-классы с именитыми актерами.

И снова встречи с большими артистами. И снова бесценные уроки, после которых не хочешь, а мастером станешь. Если не в разговорном жанре, то в человеческом точно.

Свои уроки молодым актерам давали Михаил Царев, Леонид Утесов. А вот Фаина Раневская амбициозному молодняку сразу заявила, что они - ее «халтура», а обучать их сценическому искусству бесполезно. Она тогда прямо сказала, что многим из них на сцене делать нечего, и ее слова подтвердились. Многие действительно не реализовались. Другим общение с великой актрисой дало невероятный творческий толчок. Фаина Георгиевна предупреждала: если талант есть, сквозь горб проклюнется, картавость, карликовый рост, даже диплом этот талант не испортят. Раневская искусно курила «Беломор» и рассказывала о своей жизни, театральной судьбе, конечно, через вкусный анекдот. Иван Шепелев посещал мастер-классы актрисы и ее спектакли. Он подмечал, что если в жизни она заикалась, на сцене - никогда, если болела, на сцене - словно выздоравливала, если что-то делала, то только так, как видит сама. И это было бесподобно, потом Иван понял, что она все-таки раскрыла все темы мастер-класса, но записать их было невозможно, только понять или перенять «из рук в руки».

Молодой конферансье, слушая больших артистов, не изменил своего решения стать драматическим актером. Но его талант обрел другое сияние. Иван Шепелев стал на сцене импровизатором, тем волшебником, который зажигает светлые мысли в уставших головах людей, пришедших на концерт.

Борис Брунов впоследствии не читал ему лекций, а обучал искусству конферанса, искусству быть собирательным образом всех жанров. На примерах показывал, как можно сделать, чтобы зритель аплодировал провальному номеру артиста, и как придать успех слабенькому выступлению.

Своего ученика Брунов привлекал в звездные программы руководимого им Театра эстрады. Возможности «стратить» у Ивана не было: если публика «идет» за тобой - успех, нет - ты не «разговорник».

Еще Борис Сергеевич, понимая волнение молодого артиста, говорил: «Вдруг перепутаешь фамилию исполнителя, все прощу, если зрители не заметят». Тогда, хоть и была заранее составлена программа, сценарием конферансье на сцене не пользовались. Читая с листа, теряешь контакт с сидящими в зале. Да и априори, конферансье - импровизатор, который каждый раз словно изучает энергетику зала и завлекает в происходящее на сцене. И Шепелев завлекал, с ним звезды светили ярче.

Как бы ни складывалась жизнь украинского артиста в Москве, для дальнейшего успеха ему нужно было всесоюзное признание. Оно пришло на конкурсе политсатиры, где Шепелев получил наивысший балл и с легкой руки знаменитого артиста, председателя жюри Геннадия Хазанова, был принят на эстраде.

Конкурсы в то время имели веское значение. Вчерашнего провинциального украинского артиста взяли в штат Театра эстрады. Он гастролировал с Анной Герман, Владимиром Высоцким, Эдитой Пьехой, Иосифом Кобзоном. В Союзконцерте конферансье числилось мало, поэтому работы у Ивана было хоть отбавляй.

Хотя это я так, «по-сапожничьи» - работа, для него - это святая святых.

Конферанс для Ивана Васильевича - самая большая любовь. Ею он пожертвовал однажды, когда тяжело заболела мать. Вернулся в Днепропетровск, устроился в местную филармонию. В Театр эстрады еще ездил на разовые концерты, но место было потеряно.

Конечно, было больно, но этот поступок достоин сына военнослужащего, который не способен на предательство. И опять-таки: талант-то не скроешь. «Почерк» конферансье Шепелева был известен. Его считали индивидуалистом на эстраде, приглашали знаменитые артисты и иногда обижались, что зритель идет «на Шепелева». Обида, конечно, неоправданная, от того и быстро проходила. Иван Васильевич обеспечивал успех, «брал» внимание стадионов, и если просеять телевизионные архивы, можно найти много интересных сюжетов из самых масштабных концертов советской страны с его участием.

Но вчера закончилось вчера. Сегодня другие шоубизнесовые реалии, другое все. Однажды я пришла на творческий вечер Ивана Васильевича со студентами технического вуза. «Дядю-конферансье» молодежь видела впервые… Через пять минут мое внутреннее возмущение было смято: любого зрителя он делал «своим». А волшебство это - в профессионализме, в простоте покроя, где шва-то не видно. И юмор здесь высшего качества, Шепелев его вяжет красиво, обыгрывая ситуации в зале.

Через мгновение Шепелев уже блистает, рассказывая сценические байки. В Театре эстрады был культ этого жанра, языком баек говорили все эстрадники. Вот и Борис Брунов своему ученику советовал подмечать курьезные ситуации. Благо, их случается много на веку артиста, главное, не прослыть бездарным занудой и лентяем в своей профессии.

Разгоряченная качественным юмором, публика ждет от Ивана Шепелева его визитки - номера «Буриме». И здесь успех конферансье не в том, что равного ему не найдется, а в том, что свое искусство он создает вместе со зрителем, делая его своим партнером. Время в таком «сотворчестве» перестает литься секундами, бить в часы. Этот конферансье совершенно незаметно делает присутствующих богаче. Он меняет «вкусовые» ощущения. После его концертов не посмотришь комедии современного розлива, а нервно будешь щелкать пультом телевизора в поиске «нормальной» передачи с профессиональными ведущими. Пока не обнаружишь в чьей-то работе искусство. Это привет от Шепелева. От его больших учителей, учивших нести профессию достойно.

Когда-то в Украине насчитывалось три конферансье, сейчас работает только Иван Васильевич. Многие хотят попасть к нему в ученики. Но быть обособленной личностью в конферансе очень сложно.

Личность Шепелева интересна еще и тем, что он во всем оригинален. Поэтому и «планеты» крутятся вокруг него, поэтому и выдающиеся артисты его любят: кому охота выходить на сцену под приевшееся: «А сейчас выступит….». Хочется, чтобы заметили талант, поняли «мессидж», обыграли, да подали с интеллектуальным гарниром дорогому зрителю. А зритель для Шепелева - всегда друг.

И пусть после творческой встречи молодежь подходит с просьбой рассказать о тех, с кем работал, - Анатолии Соловьяненко, Василии Зинкевиче, Назарии Яремчуке, Алле Баяновой, Валентине Толкуновой.

Его профессия требует не просто таланта, а полного «эксклюзива личности». У Шепелева этот эксклюзив «налицо» и «на сцене». Даже если у него пять концертов в день, все они будут отличаться от каких-либо виденных зрителем ранее. Повторов у Ивана Васильевича нет. И это не благодаря сонму сценаристов, которых имеют сейчас почти все «разговорники». Сценарии он всегда пишет сам, а на сцене включает его величество Импровизацию.

Сегодняшнее время хоть и поменяло темп его жизни, но он по-прежнему много работает, ездит по миру, ведет русскоязычные фестивали во Франции, Испании, Америке. Большинство концертов с участием Ивана Васильевича проходят в Украине, официально же он «устроен» в киевском Международном творческом центре.

Конферансье понимает, что сегодня популярность - это быть на телеэкране. Популярность - это работать с теми, у кого «зелень» вместо таланта. Но старая актерская школа, словно внутренний цензор, все-таки заставляет его отбрасывать сомнительные предложения, не соглашаться на участие в откровенно слабых телевизионных шоу. К тому же, для конферансье жизнь - сцена. На ней он проявляет свои чувства, любит, смеется, сострадает. И зритель внимает этой искренности…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме