Композитор Эннио Морриконе: "Этот мир уже ничто не спасет. Разве что любовь? И то вряд ли…"

25 октября, 2013, 17:35 Распечатать

Музыка может утешить, особенно людей с чувствительной душой, еще не разучившихся чувствовать, сострадать, переживать, не ставших циниками.

Славу Эннио Морриконе принесла музыка к популярнейшим фильмам: "За пригоршню долларов", "Хороший, плохой, злой", "Однажды на Диком западе" и, конечно же, "Профессионал". В общей сложности, маэстро создал музыку к 500 картинам. А еще — симфонические камерные произведения, активная концертная деятельность. 10 ноября Эннио Морриконе отметит свой 85-летний юбилей. А 3 ноября даст концерт в Киеве во дворце "Украина". Накануне приезда в Украину маэстро дал эксклюзивное интервью ZN.UA, рассказав о своей музыке,  режиссерах, "Оскаре". 

— Вы написали музыку почти к 500 кино- и телефильмам. В иные годы на экраны выходили свыше 20 картин с вашей музыкой. Откуда такая продуктивность, и что скажете по поводу вдохновения? 

— Я написал много, потому что все время работал и продолжаю работать. Композитор должен сочинять музыку — в этом весь смысл, чтобы быть композитором. Хотя не скажу, что я такой уж рекордсмен. Вспомните Баха, обязанного по контракту писать каждую неделю новую кантату к воскресной мессе. По сравнению с ним я просто бездельник. 

Что касается вдохновения, то я в него не верю. Это выдумки романтиков. Нет, конечно, мне знакомы некие озарения, но главное — это дисциплина и опыт, помогающий создавать соответствующую музыку.

— Значит, во вдохновение вы не верите. А как насчет спасительной силы музыки? Музыка спасет наш мир?

— Думаю, что этот мир уже ничего не спасет. Разве что любовь? И то вряд ли… Музыка может утешить, особенно людей с чувствительной душой, еще не разучившихся чувствовать, сострадать, переживать, не ставших циниками.

— Для своих лет вы прекрасно выглядите и полны энергии. Ваши концерты длятся почти три часа без антракта. В чем секрет такой работоспособности и бодрости?

— В здоровом образе жизни, который я веду много лет. Я не курю и не пью крепкие спиртные напитки. Слежу за своим питанием. Рано ложусь спать и рано встаю. По утрам в течение 40 минут делаю гимнастику, гуляю на свежем воздухе. И, конечно, моему здоровью способствует то, что у меня хорошая счастливая семья.

— Известно, что вы работаете с режиссерами дистанционно, не покидая своего дома в Риме. Как находите музыкальные темы, чтобы выразить те или иные драматургические ситуации? 

— Да, я беседую с режиссером, читаю сценарий, просматриваю материалы, имеющие отношение к фильму. А затем сажусь за рояль. Музыка — самое мощное средство воздействия на человеческую душу, и при этом дело глубоко индивидуальное. Дайте заказ на музыку для фильма десяти разным композиторам, и они напишут вам десять разных музыкальных тем. Каждый пропускает сюжетную ситуацию через свой жизненный опыт, свои чувства. Так же и я. Наверное, моей сильной стороной является то, что я хорошо обученный и опытный аранжировщик. Мелодии я пишу достаточно простые, а вот оркестровать их могу богато. Все-таки я получил должное классическое музыкальное образование и не зря учился у маэстро Гоффредо Петрасси. 

— Каким был самый короткий и самый длинный период времени, за который вы писали музыку к кинофильму?

— Какой-то нормы для меня вообще нет. Иногда я управлялся за неделю. А однажды, когда работал над музыкой к фильму режиссера Элио Петри "Собственность — не кража", режиссер заболел, и у меня оказалось целых три месяца, чтобы написать музыку. Но при этом музыка получилась ничуть не лучше, той, на которую я потратил пару недель. 

— Вас давно и практически официально называют гением и легендой. Что это значит для вас? Считаете ли вы сами себя гением? 

— Мне, конечно, приятно, что люди иногда так меня воспринимают, и я не стану их разубеждать. Но думаю, что если буду сам себя называть гением, это будет, по меньшей мере, нелепо. Я вообще полагаю, что меня забудут достаточно скоро после того, как я покину этот мир.

— Среди ваших наград есть и почетный "Оскар" за творчество в целом. При этом у вас было пять номинаций на эту премию Американской киноакадемии, и каждый раз вас обходили. Вас это не задевало, что вы думаете по этому поводу? 

— На самом деле я очень рад, что получилось именно так. Во-первых, такой почетный "Оскар", как у меня, получил, например, в свое время Чарли Чаплин. В то же время в номинации попадал, но не получал "Оскара" такой великий режиссер как Стэнли Кубрик. Неплохая компания для меня, не правда ли? А во-вторых, номинация для меня куда важнее, чем присуждение премии. По той простой причине, что выдвижением фильмов на премию занимаются 15 профессиональных композиторов, а за сам "Оскар" голосуют 2 тыс. дилетантов из числа членов Академии.

— Что побуждает вас до сих пор гастролировать и дирижировать оркестром?

— Мне это интересно: повидать мир, пообщаться с людьми. Что касается дирижерства, здесь для меня интересна разница между музыкой, звучащей в кино, и музыкой, исполняемой в зале. Когда работаю над саундтреком к фильму, я должен принимать во внимание внутреннюю динамику картины, продолжительность того или иного эпизода, есть ли там диалог и т.д. А когда работаю на сцене с оркестром, здесь уже нет зрительных образов, ассоциирующихся с музыкой. Здесь важен только звук. И уж какие образы возникнут в воображении слушателя, зависит от его внутреннего мира. Кроме того, учтите, что я дирижирую только той музыкой, которую написал сам. В этом смысле я уникальный дирижер. 

— Вы не любите, когда вас просят назвать самые удачные ваши мелодии. Но все-таки, это факт, что ваши произведения имеют разную степень популярности. Скажем, в странах бывшего Советского Союза больше всего знают тему из фильма "Профессионал". Почему вы никогда не выделяете свои лучшие произведения? 

— Понимаете, они ведь — как мои дети. Разве можно сказать, что одного своего ребенка любишь больше, чем других? А что касается "Профессионала", то музыку в фильм включили по настоянию Бельмондо. Она была написана ранее, да и по другому поводу, но Бельмондо ее услышал, и она ему так понравилась, что он настоял, чтобы эту композицию взяли для "Профессионала". 

— Чувствуете ли вы сегодня какой-то спад активности? Есть ли у вас ощущение, что пора, быть может, завершать карьеру? 

— Ничуть. У меня на 2014-й год — в работе музыка к трем кинофильмам. И вообще: я всю жизнь нацелен на то, что будет дальше. Я и сегодня надеюсь, что свою лучшую музыку мне еще только предстоит написать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 5
  • Виктор Виктор 27 жовтня, 07:39 Сильвестров и Станкович - глыбы. Не стоит киномузыку с академической филармонической музыкой сравнивать. Это разные жанры. А Морриконе - хороший композитор, автор замечательной прикладной музыки. Почувствуйте разницу (как в науке, где есть фундаментальное направление и прикладное). согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно