Кого засудит Тарантино?

3 сентября, 2010, 14:45 Распечатать Выпуск №32, 3 сентября-10 сентября

Венецианский международный кинофестиваль, стартовавший 1 сентября, представит изысканной публик...

Венецианский международный кинофестиваль, стартовавший 1 сентября, представит изысканной публике шекспировскую «Бурю», «глоток Озона» в конкурсной программе, Квентина Тарантино во главе жюри и бурные аплодисменты гонконгцу Джону Ву.

С последнего, пожалуй, и начнем. Это единственный Золотой Лев фестиваля — очевидный и объявленный еще до открытия. За выслугу лет и определенный вклад в киноискусство. Не так давно, три года назад, его получал Никита Михалков, в прошлом — аниматор студии Pixar и креативный советник Walt Disney Imagineering Джон Лассетер. В этом году приз вручают Джону Ву — гонконгскому мастеру боевиков. Больше всех у Ву научился Квентин Тарантино. И есть что-то концептуальное в том, что именно он председательствует в судейской коллегии 67-го Венецианского кинофестиваля.

У Тарантино и его команды (где в числе прочих актриса Ингеберге Дапкунайте и неизменный бартоновский композитор Денни Элфман) богатый выбор. До 11 сентября на острове Лидо будет мощный американский десант: больше всего фильмов в конкурсе представляют они.

Среди прочих везет свой пятый фильм София Коппола, судя из названию картины — «Где-то» — все еще пребывающая в поисках творческой идентичности. Релизы этой комедийной драмы предупреждают, что автобиографических моментов отношений Копполы старшего и младшей нам не избежать. Закономерным кажется и продолжение темы израильско-палестинского конфликта: не далее как на прошлогоднем фестивале всех обыграл израильский фильм «Ливан». В нынешнем конкурсе отголоском той победы выглядит экранизация палестино-итальянского автора Рула Джебриля «Мираль».

Если в прошлом году Венецию атаковал с двух сторон Вернер Херцог, показав обе последние картины… в конкурсе, то в этом двойные обороты набирает присутствие Винсента Галло. В конкурсе он и режиссер, и дважды актер на главных ролях. Одна работа у польского классика Ежи Сколимовского в образе афганского пленника для «Необходимого убийства». Другая — у себя самого в фильме с лирическим названием «Обещания, написанные на воде». А открыла конкурс производственным триллером из жизни балета — «Черный лебедь»,на пуантах Натали Портман.

Еще один обласканный призами Мостры участник — на сей раз русский. Фильм «Овсянки» Алексея Федорченко, судя по сюжету, задушевно-славянский, но анонсируется как эротическая драма. Это история дружбы двух любимых мужчин одной женщины, но то, что Федорченко, прозванный на родине уральским самородком, успел прийтись в Венеции ко двору — неоспоримо. В 2005-м его дебют «Первые на Луне» показали в параллельной конкурсу программе «Горизонты» и сразу наградили за нестандартную документальную эстетику выдуманного исторического факта. Русское кино любят на Венецианском кинофестивале до самозабвения, пытаясь из года в год открыть «нового Тарковского». За последнее десятилетие выходили лишь Звягинцев и Герман-младший. Так что у «Овсянок» большой груз ответственности. Его слегка разбавляет участие вне конкурса короткометражки Рустама Хамдамова «Бриллианты» с Ренатой Литвиновой и эспериментальной картины Виктора Алимпиева «Слабый Рот Фронт».

Слабостями по части любви к себе и своему кинематографу совершенно точно не страдают итальянцы. Из года в год образчики национального кино становятся предметом критики и насмешек. Современное итальянское кино далеко не в форме, но с завидным упорством соревнуется. В 2010 на Мостре целых четыре местных фильма.

А пока к рубежам уходящих «нулевых» подступили вспыхнувшие еще в конце старого века француз Франсуа Озон и немец Том Тыквер, испанец Алекс Делла Иглесиа и японец Такеши Миике — звезды, так сказать, на западный вкус. Поэкспериментировав последние годы с азиатчиной, Мостра снова призывает играть «своих». В отличие, кстати, от главного соперника — Каннского кинофестиваля. Не удивительно, что Франсуа Озон, отказавшийся быть свадебным генералом на открытии последних Канн, остроумно резюмировал: «Комедия, где Катрин Денев опять поет — не тот жанр, с которым стоит приезжать в Канны!» Так что его последний фильм «Ваза» отдан на откуп Венецианскому конкурсу. У чудовищно неадекватной карьеры Тома Тыквера есть шанс на реабилитацию с мелодрамой в духе «Третьей мещанской» — фильмом «Три». Но его вполне может обойти «Грустная баллада для трубы» Алекса де ла Иглесия, перемоловшего свои любимые мотивы — цирк и клоунаду — в горниле исторической драмы о Гражданской войне в Испании. Восток же Европа предпочитает потреблять уже в переработанном виде — Такеши Миике экспортирует на Запад японскую классику от Эйчи Кудо, римейк «13 убийц».

Примиряя Восток и Запад, Венеция-2010 предлагает две ретроспективы. На сей раз актерские. Традиционно что-то из итальянской копилки: в этом году чести удостоился Витторио Гасман. А по ту сторону — подборка шедевров с Брюсом Ли. Нетрудно догадаться, по чьей инициативе переполненная смыслами Мостра решила отдохнуть на гонконгских боевиках. Но, главное решение Тарантино еще впереди.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно