Когда украинский театр попадет на Бродвей?

14 января, 2011, 13:43 Распечатать

В гастрольном репертуаре 2011-го — традиционные российские антрепризы, антрепризы и еще раз антрепризы...

В гастрольном репертуаре 2011-го — традиционные российские антрепризы, антрепризы и еще раз антрепризы. Мура муру догоняет и пошлостью подхлестывает. Из более-менее «крупнокалиберных» театральных происшествий, видимо, следует ожидать в наступившем году большие гастроли Малого театра России, премьерный проект Эймунтаса Некрошюса «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли… Но по-прежнему более-менее заметные европейские или американские театральные бренды в Украине ожидать не приходится. И по-прежнему столица даже затылок себе не чешет — в отсутствие хотя бы одного более-менее привлекательного международного театрального смотра.

Почему подобное происходит? И не только в 2011-м…

На вопросы «ЗН. Украина» отвечает Оксана НЕМЧУК, театральный продюсер, руководитель арт-компании Advice. У нас эта компания презентовала шумные проекты Большого театра, Мариинки, «Современника». А в России — занимается большими гастрольными турне «Современника» в странах Западной Европы.

— Почему, на ваш взгляд, Украина до сих пор остается «на задворках» европейских театральных приоритетов?

— Просто нужно понимать, какие именно бренды мы хотим увидеть… Имея разную систему производства и эксплуатации, многие знаменитые production — как драматические спектакли, так и мюзиклы — не могут свободно покинуть свою площадку, если они востребованы у себя дома, в Европе или в Америке. Единственный метод спасения от сценической рутины для украинских театралов — не смотреть подделки или создавать свои собственные интересные версии. Впрочем, наш рынок совершенно не готов к подобной системе эксплуатации и реализации театральных проектов. Причины? Отсутствие должного количества театрально-концертных площадок. А также финансово емкое производство.

В который раз возвращаясь к теме законотворчества и протекционистской политики в сфере культуры, международного творческого взаимообмена… Замечаешь лишь одно: очевидно, необходимости в таком культурном взаимообмене в Украине нет! Закон о меценатстве можем ожидать и в следующем тысячелетии, а налоговые льготы, которые так необходимы для развития всего театрального пространства Украины, никем внятно не сформулированы до сих пор. Итак: нет ни денег, ни желания.

— То, что вы говорите, как-то чересчур пессимистично. Но все-таки, что интересного может быть и что можно сделать — в году наступившем — в плане театральных международных инноваций? Какие театры, спектакли (западные, разумеется) должно и нужно сегодня показать Украине?

— «Самое интересное» должно быть желаемо зрителем. А кто и когда — вот так без оплаты за рекламное пространство — позволяет себе говорить о крупных международных театральных проектах? Мы должны отдавать себе отчет: для того чтобы иметь что-то интересное, нужно по меньшей мере об этом знать. Но, согласитесь, разве много людей знают в Украине о спектаклях Лепажа? О проектах Доннелана, Уилсона, Люпа? О качественных европейских или бродвейских мюзиклах? И все почему? Потому что мы в Украине, в основном, поглощаем вторичный информационный продукт массового потребления…

— Возможен в Украине в 2011-м столбовой путь «театральной копродукции» (с другими странами) и не хотели бы вы сами что-то сделать в этом направлении?

— Такие замыслы, конечно, существуют… Недавно в Лондоне я, например, увидела просто потрясающие спектакли, которые хотелось бы перенести и в Украину. И они, без сомнения, пользовались бы успехом у отечественного зрителя. Но путь к этим замыслам — долгий и сложный. Мы находимся, как вы заметили, «на задворках»… Причем не только театральных приоритетов. У нас, к большому моему сожалению, отсутствует понятие театрального тренда как такового. К примеру, если независимый театральный продюсер (есть ли в нашем сознании подобная профессиональная категория?) задумает подобный проект, то первая проблема — это необходимая площадка… То есть репетиционная и производственная база — с присутствием высококвалифицированных театральных специалистов. И если ты не монополист, то окупить это производство в Украине просто нереально. А как совместить в театре государственный театральный сектор с коммерческим? Ведь мы даже не задаем себе такой вопрос… А эта тема остро обсуждается и реализуется во многих странах мира.

И самое главное: необходима новая театральная идеология… Основанная на уникальном опыте прошлых поколений. Этот опыт мы не используем. Или используем только в узкоспециализированном театральном кругу.

— Какие отечественные театры, спектакли (на ваш взгляд) можно было бы показать на больших площадях Парижа или Лондона? Так как это делает, например, московский «Современник», гастроли которого во Франции организовывала как раз ваша, то есть украинская, компания…

— «Современник» и другие российские театры интересны миру прежде всего своей концепцией. Русский психологический театр — безусловный мировой тренд. Москва вообще живет интереснейшей культурной жизнью. Присутствие в жизни российского театра социально ответственного бизнеса, поддерживающего театр, вызывает у меня нескрываемую зависть. Реализация гастрольного проекта в Европе или в Москве на достойном уровне — это сотни тысяч не гривен. Сегодня стоило бы говорить о тотальном перепозиционировании понятия «украинский театр». Бесспорно, нам есть что показать в Европе и в мире, главное — желание. Осталось понять, есть ли оно?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно