КОЕ-ЧТО ОБ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ОПЫТЕ

11 апреля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 11 апреля-18 апреля

90-е годы, наверное, войдут в историю украинского кино как самый мрачный период, характеризующийся ...

90-е годы, наверное, войдут в историю украинского кино как самый мрачный период, характеризующийся не только творческой деградацией, в которую украинское кино постепенно погружалось после разгрома поэтической школы, но и, что еще фатальнее, разрушением целой киноотрасли, хорошо налаженной цепочки производства
и проката. Вместе с тем это десятилетие с его драматическими переходами от перестроечной эйфории к постперестроечной депрессии, как это ни удивительно, дало и новые имена, и интересные творческие находки,
и международные награды, и постепенное осознание реальной ситуации — тоже немалое достижение. Так вот, пафос монографии «Приховані фільми.
Українське кіно 90-х років» Ларисы Брюховецкой прежде всего в развенчании распространенного стереотипа о том, что украинского кино не существует, — отсюда и название. Оно существует, но задыхается от «кислородного голода» (кадр из одноименного фильма Андрея Дончика на обложке книги).
И это голод не только материальный, финансовый, но и информационный. В этом контексте «Приховані фільми» — первый полноформатный итог десятилетия — неоценимое дело.

Четко придерживаясь хронологических рамок, автор представляет явление разносторонне: очерчивает социальные, экономические, языковые проблемы отрасли во вступительной главе «Руйнування кіногалузі — втрата глядача», классифицирует фильмы по тематическим направлениям в разделе «Коли не стало заборон», анализирует отдельные произведения в разделе «Фільми», предоставляет справочную информацию в разделе «Додатки». Цель такой лоскутной картины — не столько энциклопедическая всесторонность и нейтральность, сколько публицистическая острота.

Эта книга вырастала синхронно со своим объектом: на протяжении целого десятилетия автор была летописцем отечественного кинопроцесса. Так что все написанное в книге — по горячим следам,
«из первых рук», свидетельства очевидца, которое, можно сказать, имеет уже ценность документа. Автор не боится занимать критическую позицию
и по поводу общей ситуации, избегая однозначного и упрощенного ответа на любимый вопрос «кто виноват?», и по поводу художественной оценки произведений, в которой, несмотря на всю свою любовь
к украинскому кино, она сохраняет трезвость и признает, где это нужно, существенные недостатки отдельных фильмов.

Кризис — явление не сугубо отрицательное, он дает шанс создать более адекватные условия для успешного существования. За последнее десятилетие, когда наблюдалась почти апокалипсическая картина сплошного распада, подросло новое поколение кинематографистов, наделенных волей к самореализации и лишенных патерналистского инфантилизма, появилось новое поколение зрителей, развиваются кинотеатры. Следовательно, если приложить усилия, если работать, формировать соответствующее общественное мнение, в конце концов — давить на власть, требовать от нее создания благоприятных условий для развития украинской культуры,
в частности кинематографа, — этот шанс можно реализовать. Неоценимую роль здесь сыграет осознание всех ошибок, ошибочных подходов, продемонстрированных прошлым десятилетием. И его главный урок — победа не дается легко, на нее необходимо работать. Отрицательный опыт — тоже ценность, которой нужно суметь воспользоваться. И книга «Приховані фільми» дает такую возможность.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно