Ключ от музея, в котором ценности спрятаны

11 декабря, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 11 декабря-18 декабря

Музей исторических драгоценностей Украины в Киево-Печерской лавре (ул. Лаврская, 9, корпус 12) в последнее время стал одним из самых популярных музеев страны — в медийном пространстве. Возможно, киевляне и гости столицы, которые даже не догадывались о существовании такого уникального учреждения, наконец, узнали о нем (благодаря громкому скандалу) и теперь будут иметь возможность полюбоваться бесценными экспонатами.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

 

 

Музей исторических драгоценностей Украины в Киево-Печерской лавре (ул. Лаврская, 9, корпус 12) в последнее время стал одним из самых популярных музеев страны — в медийном пространстве. Возможно, киевляне и гости столицы, которые даже не догадывались о существовании такого уникального учреждения, наконец, узнали о нем (благодаря громкому скандалу) и теперь будут иметь возможность полюбоваться бесценными экспонатами. Среди которых, например, Скифская пектораль IV в. до н.э. из Толстой могилы и другие неоценимые произведения из давным-давно минувших эпох. 

В период относительного музейно-скандального затишья ZN.UA удалось заглянуть в сокровищницу Музея драгоценностей, полистав избранные страницы прошлого и настоящего времени. 

 

Напомню, детонатором, сработавшим на скандал вокруг именно этого музея, стал приказ Министерства культуры Украины №844 от 27.10.2015 г. Данным документом предполагается "оптимизация структуры" Национального музея истории Украины (НМИУ), в результате чего возможна ликвидация статуса МИДУ (как отдельного филиала музея) с превращением его на "отдел". Корректируется также статус коллекции МИДУ, которая переходит под патронат "старшего брата", то есть Музея истории. Таким образом, данное учреждение уже будет достаточно сложно назвать музеем, так как у филиала с измененным статусом под названием МИДУ нет даже своей экспозиции.

 

Конечно, хранители ценностей высказали по этому поводу несогласие. Были протесты возле Минкультуры, опубликованы многочисленные письма со стороны международных учреждений, в которых не только отмечалась важность сохранения статуса Музея исторических драгоценностей, но и предлагалось создать на его основе самостоятельную юридическую структуру — Национальный музей исторических драгоценностей Украины. 

Тем временем — пока что — ценности остаются под бдительным присмотром своих хранителей. Одна из них — Людмила Строкова, заведующая музеем, заслуженный работник культуры Украины, специалист по истории ювелирного искусства восточных славян и Киевской Руси. Она 11 лет работает в музее. 

Г-жа Строкова с трепетом рассказывает об уникальной археологической коллекции и коллекции скифского золота. Как указано выше, знаковый экспонат этого музея — Пектораль из Толстой могилы. 

— Это единственная вещь в Украине, которая предусматривает документ о запрете вывоза данного экспоната за пределы Украины. То есть это, в определенном смысле, бесценная вещь, — говорит г-жа Строкова. 

музей_4
Василий Артюшенко, ZN.UA

По ее мнению, оценивать музейную коллекцию невозможно, нереально: 

— Понимаете, оценка экспонатов сразу же превращает их в товар! Почему возник такой яростный спор вокруг печально известного пункта №8 — о возможности исключительной продажи музейных предметов — в тексте концепции изменений в Закон Украины "О музеях и музейном деле"? Потому что действительно могли бы в отдельных случаях разрешать музеям продавать уникальные ценности. Слава Богу, в результате обсуждений и дискуссий этот пункт изъяли. Хотя меньше проблем в музейной сфере после этого не стало… 

***

Прежде чем затронуть некоторые проблемы именно этого музея, следует сказать еще несколько слов о его исторических ценностях. Читатели нашей газеты и будущие посетители музея обязательно должны обратить внимание на произведения искусства Древней Греции, изготовленные ювелирами и ремесленниками; на античные бронзовые вазы, найденные когда-то на Черкасщине. В частности, такие вазы, как говорят музейщики, имеют не меньшее значение для истории, чем легендарная Пектораль из Толстой могилы. 

музей_6
Василий Артюшенко, ZN.UA

Среди уникальных ценностей в музее, например, есть, например, серебряная чаша с Гаймановой Могилы, на которой зафиксированы сцены из жизни знатных скифов еще в IV ст. до нашей эры. Эта находка — с территории Запорожской области. 

Нельзя обойти вниманием также золотые и серебряные оклады Евангелия, серебряную посуду ювелира Ивана Равича, чаши для причастия, церковную одежду из дорогих тканей, украшенную драгоценными камнями. 

Здесь же — богатые одеяния (золотые ризы) к Дегтяревской иконе Божьей Матери, созданные на средства Ивана Мазепы… 

Конечно, в рамках очерка невозможно выделить и описать самые привлекательные ценности. Ведь, по словам Людмилы Строковой, таких ценностей в киевском музее насчитывается 56 тыс. единиц хранения. 

музей_5
Василий Артюшенко, ZN.UA

***

— Пополняется ли сегодня хоть как-то ваше собрание? 

— Сейчас, разумеется, это весьма проблематично. Но мы стараемся проводить активную работу. В частности персональные выставки художников-ювелиров. Бывает, что делаем выставку, и за это музей получает уникальный подарок. 

Насколько лет назад к нам пришла киевлянка Елена Горбаченко и сказала, что хочет возродить идею меценатства в Украине. Она принесла нам необычайно ценные работы, одна из которых — произведение фирмы Карла Фаберже. 

Собственно, она принесла в музей то, что осталось от ее фамильного наследства. То, что не проели. Эта женщина три года шла к тому, чтобы подарить нашему музею свои реликвии. У меня и сейчас мурашки по коже, когда вспоминаю эту историю, когда думаю о маленьких зарплатах наших людей, о чрезвычайно тяжелом периоде выживания. 

музей_7
Василий Артюшенко, ZN.UA

Есть также меценаты, желающие помогать музею. 

Фонды музея пополняются также некоторыми художественными произведениями, конфискованными органами во время незаконного пересечения границы. Как известно, при Министерстве культуры Украины существует комиссия, рассматривающая такие вопросы, а уже потом идет распределение некоторых предметов. 

***

Музей исторических драгоценностей был создан постановлением советского правительства еще в 1963 г. Первая коллекция — изделия из золота и ценных металлов из музейных учреждений Украині. А для посетителей музей отрыл свои двери в 1969-м. Официальная дата основания музея — 1969-й. 

Этот музей в Лавре является филиалом Национального музея истории Украины. Хотя всегда предполагал автономность — самостоятельный учет экспонатов и своего главного хранителя. А все экспонаты предполагали маркировку МИДУ. 

— Во внутренней инструкции не прописано, что маркировка на наших экспонатах должна быть НМИУ, — говорит Людмила Строкова. — Потому что собрание исторического музея всегда состояло из двух равноценных коллекций. Это коллекция Национального музея истории Украины и коллекция Музея исторических драгоценностей Украины. Поэтому коллекция исторического музея маркировалась как НМИУ, а ценностей — МИДУ. Так что, скажите, пожалуйста, какое преступление в том, что на наших экспонатах не было дополнительной аббревиатуры НМИУ? Мы же ни от кого не скрываем, что являемся филиалом НМИУ и по сей день.

Между тем статус филиала немного тормозит развитие этого музея. По словам г-жи Строковой, постоянно чувствуются финансовые трудности. Нет возможности для публикаций. Приходится искать спонсорские средства на издание путеводителя к юбилею музея. На сегодняшний день музейные работники подготовили каталоги из коллекций, но нет возможности их издать. 

Сейчас этот музей в Лавре переживает даже проблемы с Интернетом. Нет возможности оплатить поддержку официального сайта, поэтому материалы не обновляются. 

***

 

Если музейщикам говорят что, мол, они не зарабатывают, тогда они апеллируют к фактам. Так, у филиала всего 9 экспозиционных залов и 24 научных сотрудника. И по сравнению с масштабом экспозиции и количеством научных сотрудников в историческом музее — это мизер. Но и на этом "мизере" филиал зарабатывает весомый удел средств в бюджет НМИУ. А еще международные выставки, когда ценности громко экспонируются за рубежом, а финансы, разумеется, в музей не попадают, а используются только на потребности НМИУ.

Логичный вопрос: должным ли образом сегодня оборудована система музейной охраны уникальных украинских ценностей? 

— Вам не надо объяснять, что сейчас в Украине масса проблем, в том числе и финансовых? — переспрашивает работник музея. — Потому многие культурные учреждения переживают трудные времена. Но как можно сокращать у нас охрану? Когда я говорила, что этого делать нельзя, руководство исторического музея меня упрекало: если вам надо, заработайте на это деньги, — и пусть вас охраняют! Извините, но ведь в Законе "О музеях и музейном деле" четко написано, что государство должно такие ценности охранять. Это же не моя частная коллекция. И не моя персональная миссия — усиливать охрану государственных сокровищ. 

музей_3
Василий Артюшенко, ZN.UA

Легче всего сократить в музее охрану, даже не поинтересовавшись, какая здесь вообще охранительная система, что можно, а что нельзя делать. Собственно, о чем это все говорит? Об отсутствии профессионализма! Не хочется верить, что в вихре новых реформ наш музей превратят в проходной двор. Напомню, что ко всему это еще и хранилище драгоценных металлов, а не просто музей. 

Вы только пойдите в хранилище Национального банка и поймете, что пройти туда невозможно. А я подчеркиваю: хотя наша коллекция не является закрытой, и в музей легко попасть, однако нельзя пренебрегать серьезной системой охраны такого учреждения.

*** 

Конфликт двух музеев — "истории" и "драгоценностей" — свидетельство того, что не все реформы в Украине, собственно, являются реформами. Ведь не все серьезные качественные превращения в той или иной сфере должны предполагать принцип артиллерийского наскока. Тем более на такой деликатной, сакральной территории, как музейные ценности. 

— Отдел, в который нас хочет превратить руководство исторического музея, не предусматривает ни своей коллекции, ни своей экспозиции, — продолжает рассказ Людмила Строкова. — Это уже будет коллекция основного музея, которая даже не передается на экспонирование в филлиал. Но нашу коллекцию создавали 24 музея, Институт археологии. И большинство экспонатов были переданы именно для нашего специализированного культурного учреждения. 36 тысяч единиц хранения передал только Институт археологии. 

Еще раз подчеркиваю: все это передавалось не в исторический музей, а исключительно для коллекции музея драгоценностей. 

По мнению Людмилы Строковой, именно этот музей в Лавре — имиджевый для Украины: 

— Когда приезжают иностранные делегации, уважаемые представители разных стран, то обычно президенты приглашают почетных гостей именно сюда, на осмотр, на экскурсию. Наш музей был представлен на различных выставках во многих странах. Кажется, не были только в Австралии и Латинской Америке, а остальные континенты охватили. Таким образом, посетители наших выставок узнавали, что вообще существует такая страна, как Украина. Иностранцы открывали Украину через экспонаты нашего музея. Если наш музей станет автономным, мы будем более свободными в планировании работы, в своей деятельности, без оглядки на кого-то и на что-то. Все вопросы будем решать непосредственно с Министерством культуры. И если наш музей получит юридический статус, то непременно будет создан наблюдательный совет, в который войдут и президент, и представители общественных организаций, и музейщики. Этот орган был бы контролирующим, чтобы потом министерство, как теперь, не обвиняло нас в том, что, дескать, 20 лет не проводились проверки, а у нас (якобы!) "разворовали часть коллекции". 

музей_1
Василий Артюшенко, ZN.UA

— Как вы прокомментируете такие заявления? 

— Это не что иное, как безосновательные обвинения. Где факты, что у нас разворовали коллекцию? Что у нас есть подделки? Пожалуйста, скажите мне, кто и в чем конкретно нас подозревает. И тогда я спрошу: "А кто из чиновников был хотя бы раз в наших фондах, хотя бы раз видел экспонаты, которые мы якобы заменили?". Мне досадно и противно, что такие инсинуации легко разносят и тиражируют. Это же наш имидж на международном уровне. Безосновательные обвинения музея в разворовывании — это нонсенс. Если есть проблема, создайте комиссию, придите, получите ответы на все вопросы. 

К тому же мы уже отчитывались по полной сверке нашей коллекции еще три года назад, в 2012-м. И, вообще, сколько нас можно пугать? Нас СБУ пугают, ГПУ пугают… Против Музея исторических драгоценностей развернута недобросовестная кампания. Вместо того, чтобы совместно мощно работать на имидж Украины, вокруг музея драгоценностей провоцируют скандалы и оказывают психологическое давление на музейщиков. Дескать, если наш музей отделится от исторического, то у людей будут низкие зарплаты, поскольку мы утратим статус национального. 

Но если музей станет правопреемником, то и зарплата останется такая же, как и была. Президент может предоставить музею статус национального. 

С нашей стороны нет конфликта. Просто здесь есть коллекция, на которую люди положили свои жизни, чтобы ее сохранить…

 

КОММЕНТАРИЙ 

Сложившуюся ситуацию вокруг музея драгоценностей комментирует директор Национального музея истории Украины Татьяна СОСНОВСКАЯ. 

— Может ли музей драгоценностей хотя бы в ближайшее время получить отдельный юридический статус? Какие для этого есть основания и механизмы? 

— Согласно известному постановлению Кабинета министров Украины №605 65, с вопросом предоставления отдельного юридического статуса любому музею нужно подождать. Пока в стране не решатся проблемы, вызвавшие необходимость именно такого решения правительства. 

Относительно нашего филиала "Музей исторических драгоценностей Украины". О самостоятельном статусе этого учреждения может идти речь только после полной сверки части коллекции Национального музея истории Украины, которая находится на хранении и экспонировании в нашем филиале. 

Напомню, там находятся свыше 56 тыс. предметов из драгоценных металлов и содержанием драгоценных камней. Последняя полная сверка закончилась в 2012 г. Ее проводила комиссия, в состав которой не входили сотрудники фондового отдела НМИУ. И в заключительном акте сверки указано, что предметы не проходили взвешивания и апробации во время сверки. 

Поэтому, полагаю, что в условиях искусственно созданного ажиотажа и требования немедленно обособить филиал сначала следует убедиться в целостности коллекции.

 

— Музей драгоценностей находится на территории Киево-Печерской лавры (Московского патриархата). Возможно, поэтому, учитывая нынешний политический контекст и другие обстоятельства, появляются подозрения о возможном разворовывании коллекции, которые встречаются в СМИ? Есть ли вообще основания для таких весьма серьезных подозрений?

— У таких подозрений есть первоисточники. Сначала они (подозрения) появились в некоторых открытых обращениях и эмоциональных публикациях самих сотрудников музея драгоценностей. Позже прозрачный намек прочитали в пространной статье, написанной человеком, близким к руководству филиала. Затем тему подхватили СМИ. Подозрения начали множиться в информационном пространстве. 

Точь-в-точь так, как подхватили фейковое сообщение, будто вообще уничтожается музей драгоценностей. Желания проанализировать ситуацию почти ни у кого не было, поскольку появилась сенсация, и вокруг нее можно строить не одно предубежденное сообщение. 

— Какой конструктивный выход из этой ситуации видите вы? То есть основные шаги выхода из кризиса? 

— Конструктивный выход состоит, по моему мнению, вот в чем. Сконцентрировать внимание на самом неотложном для каждого музея, а особенно для МИДУ — на научной обработке фондовой коллекции и способствовать ее информативной открытости. На сегодняшний день научную обработку имеет лишь немногим больше половины коллекции. Другие предметы нуждаются в тщательном научном описании. 

Важно нормировать структуру филиала таким образом, чтобы она отвечала всем инструктивным требованиям и гарантировала эффективную работу учреждения. Срочно начать осовременивание всех направлений деятельности филиала — как фондовой работы, так и привлечения посетителей в музей. Сегодня музей-филиал с такой прекрасной экспозицией может и должен принимать значительно больше посетителей. 

— Есть ли на сегодняшний день взаимопонимание с руководителем музея драгоценностей?

— Руководитель филиала выполняет поручения и приказы, направленные на координацию работы филиала по направлениям, которые предполагает и декларирует Национальный музей истории Украины. Не всегда возникает конструктивный диалог. Иногда складывается впечатление, что напряжение создано искусственно или умышленно. Однако у Людмилы Владимировны большой опыт музейной работы, она много лет возглавляет филиал, и наша задача — общими усилиями направить пыл и энергию в направлении современного развития филиала. Ибо тезис "у нас так было 50 лет, и никогда не было претензий" теперь не ко времени. 

В свое время руководитель отказалась вместе с сотрудниками прибыть на совещание в НМИУ. Поэтому наши коллеги не смогли своевременно узнать, что предоставление статуса самостоятельного юридического лица для Музея исторических драгоценностей Украины вызовет существенное изменение штатной сетки, функциональных назначений сотрудников, значительное снижение заработной платы практически для всех категорий работников (в 2—2,5 раза) и требование значительно активизировать предоставление платных услуг. Сегодня мы можем говорить, что НМИУ за 11 месяцев 2015 г. дотировал свой филиал (МИДУ) более чем на 180 тыс. грн, чтобы музей мог нормально работать.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно