Классику заказывали? Национальная филармония в ожидании Натальи Гутман и Игоря Четуева - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Классику заказывали? Национальная филармония в ожидании Натальи Гутман и Игоря Четуева

5 сентября, 2008, 12:00 Распечатать

Одна из самых престижных концертных площадок столицы — Национальная филармония Украины — 16 сентября открывает свой 145-й сезон...

Одна из самых престижных концертных площадок столицы — Национальная филармония Украины — 16 сентября открывает свой 145-й сезон. У немногочисленной армии киевлян-меломанов, привыкших ходить в филармонию как на работу, конечно, накопились некоторые претензии-пожелания. Мол, гастролеры из года в год все те же, а настоящих звезд все меньше; чужих приглашать — денег нет, а свои, которые и могли бы, просто ленятся прыгнуть чуть выше обычного. И только летом, когда упрекаемая всюду и за все филармония уходит в отпуск, начинаешь понимать: на самом деле этот зал для Киева — нечто большее, чем одна из концертных площадок. Филармония, пожалуй, единственная «структура», которая формирует лицо украинской академической музыки.

Даже самый беглый про­смотр анонсированного Национальной филармонией репертуарного плана все­ляет светлые надежды. Виолончелистка Наталья Гутман, один из самых известных солистов современности, открывает сезон Кончерто-гроссо Альфреда Шнитке. Закрывает — ярчайший пианист молодого поколения Игорь Четуев в новом амплуа интерпретатора Александра Скрябина. 90-летие со дня основания Национального симфонического оркестра набирает новые обороты: из Германии приедет дирижер-просветитель, в недавнем прошлом киевлянин Игорь Блажков, из России — легендарный Геннадий Рождественский, а в завершение сезона произойдет вообще неслыханное — совместными усилиями Национального симфонического оркестра и Ансамбля классической музыки имени Бориса Лятошинского будут исполнены все баховские Страсти — по Матфею, по Луке, по Марку и по Иоанну.

И еще из категории невозможного — что, кажется, все-таки произойдет. Киевская пианистка Наталия Кравченко в рамках авторского проекта пообещала привезти в Киев великана из советской эпохи — скрипача Виктора Третьякова. Руководитель Национального симфонического оркестра Владимир Сиренко заманит в Киев блестящего скрипача из Ганновера (между прочим, уроженца Хмельницкого), первую скрипку Квартета имени Кароля Шимановского Андрея Белова. Дирижер Киевского камерного оркестра Роман Кофман записал в проект «Великие имена» скрипача Гидона Кремера и композитора Гию Канчели (на май запланирован его авторский концерт), имя Евгения Станковича вписал в одну строку с именем Рихарда Штрауса, а классикам ранга Иоганна Себастьана Баха, Йозефа Гайдна, Антонио Вивальди, Феликса Мендельсона-Бартольди, Ге­орга Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта выделил по отдельному вечеру. Обмен музыкальным наследием в рамках Дней культуры Германии в Украине произведут немецкий ансамбль «Музикфабрик» и украинский «Киев-Симфониетта». Стоит обратить внимание на «конвертируемые» имена, которые — вполне закономерно — заинтересовали «Музикфабрик»: это киевские композиторы Олег Безбородько, Алла За­гай­кевич, Святослав Лу­нев, Сергей Пилютиков и Алек­сандр Щетинский.

Немецко-украинский проект «Современное европейское музыкальное пространство» показателен и в другом смысле. Оттолкнувшись в сентябре от него, филармония мало-помалу начинает преодолевать один из стереотипов своей репертуарной политики, заключающийся в «ущербности» камерных концертов. Собственно, у нее на то есть основания: симфонический оркестр, как показывает практика, гораздо лучше заполняет зал, чем квартет. Возможно, именно «Музикфабрик» удастся не потакать этой инерции, а на своем примере доказать, что иногда десять инструментов могут звучать лучше, чем все сто.

Из того, что без нажима вписывается в рамки филармонической традиции, — это десятки конкурсов и фестивалей со знакомыми именами. Осенний «Киев Музик Фест» и весенние «Музыкальные премьеры сезона». Серьезный и долгий, разбитый на возраст­ные группы Международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовица — и непременно праздничный, не отягощенный крупными денежными премиями, исполненный дружественного азарта и коллегиального общения гитарный конкурс-фестиваль «Киев-2008». Продуманный до мелочей хор-фест «Золотоверхий Киев», в рамках которого не только стройно поют, но также издают ноты и записывают альбомы с украинской хоровой музыкой — и Международный конкурс вокалистов имени Бориса Гмыри, где будущие примы и премьеры меряются голосами и нарядами.

В нынешнем сезоне также есть все шансы для того, чтобы наконец увидеть, как плечо к плечу, поддерживая друг друга, а не отталкивая или пытаясь бежать наперегонки, шагают отечественные исполнители и композиторы. Новую жизнь неоромантическим партитурам Виктора Косенко и Левка Ревуцкого даст ансамбль «Киевские солисты» Богодара Которовича, который при любой погоде привык играть в предельном тонусе. К юбилеям Николая Гоголя и композитора Виталия Губаренко дирижер Игорь Палкин поставит в концерт­ном варианте оперу-балет «Вий». Авторские концерты запланированы у композиторов Владимира Губы, Анны Гаврилец, Евгения Станковича и Мирослава Скорика.

Собственно, «каркас» вроде традиционных абонементов и прочих академических «незыблемостей» цел, а наполнение его в этом сезоне исключительно яркое и неожиданное. Филармония, кажется, вошла во вкус игры с собственным, заданным веками форматом, и ей это нравится. А еще — в эпоху, когда игра идет не столько «вширь», сколько «вглубь», когда на фундаменте относительной стабильности можно строить уже не воздушные замки, а совершать настоящие открытия и даже творить чудеса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно