Классики и современники: сенсации столичного аукциона. Репин, Параджанов, Глущенко в интерьере дома «Корнерс»

19 марта, 2010, 15:28 Распечатать

Шедевры мастеров позапрошлого и прошлого веков объединила в Киеве первая открытая предаукционная выставка «Коллекционная живопись XIX—XX вв.» в музее «Духовні скарби України», на улице Десятинной...

Шедевры мастеров позапрошлого и прошлого веков объединила в Киеве первая открытая предаукционная выставка «Коллекционная живопись XIX—XX вв.» в музее «Духовні скарби України», на улице Десятинной. Подлинными сенсациями этого арт-проекта (от аукционного дома «Корнерс») стали работы Ильи Репина, Пабло Пикассо, Николая Глущенко, Жени Минаш, Марии Приймаченко, других мастеров, которые можно увидеть в музее с 20 по 26 марта. Всего же на предаукционной выставке — накануне 13-х торгов (они состоятся 27 марта) — 146 уникальных работ. Средства, вырученные с аукциона, пойдут на развитие Бюро научно-технической экспертизы «Арт-Лаб».

История аукционного дома «Корнерс» ведет отсчет с 2006-го. Несмотря на столь непродолжительный период, этот дом является одним из наиболее успешных игроков на отечественном арт-рынке, специализируясь на украинской и российской живописи XIX—XX вв., а также — иконописи, декоративно-прикладном искусстве, западноевропейской живописи и произведениях актуального искусства.

Виктор ФЕДЧИШИН — эксперт аукционного дома и лицитатор аукционных торгов (тот, кто непосредственно проводит аукцион). Именно он задает ритм азартному действу.

— На наших предыдущих аукционах работы больших мастеров выставлялись лишь на тот непродолжительный период, когда полотна должны были сменить своих владельцев, — рассказывает «ЗН» г-н Федчишин. — По сути, эти картины видели только потенциальные покупатели. А сейчас у многих ценителей живописи есть уникальная возможность и посетить выставку, и полюбоваться этими подлинными шедеврами. Ведь имена художников — громкие. Представлены и классики, и современные художники.

***

Украинскому арт-рынку всего 10—15 лет. И данный аукционный дом существует не так давно. Но по количеству проведенных торгов он уже завоевал репутацию стабильного аукционного дома. Торги проводятся раз в четыре месяца. Тем самым активно мониторится украинский и мировой арт-рынки. В результате специалисты этого дома могут дать актуальную информацию по ценообразованию, по спросу на те или иные живописные работы. Дом «Корнерс» — открытая структура. Там выставляются вещи из частных украинских коллекций, а также те, которые были в разное время проданы на таких престижных аукционах как Sotheby’s, Christies, Philips.

Данная предаукционная экспозиция — «Коллекционная живопись XIX—XX вв.» — представляет широкий спектр живописных работ. Этот проект словно мост из века XIX в век ХХI. Все имена — «коллекционные». Аукционный дом таким образом откликается на запросы и вызовы современного арт-рынка, предлагая весьма востребованных мастеров кисти.

Каждая из представленных работ может стать и украшением интерьера, и предметом художественного восторга, и довольно выгодной инвестицией. Ведь живопись — перспективно растущий рынок. А аукцион — некий микс культурно-светской жизни. Еще пять лет назад, скажем, работу Глущенко или Шишко можно было купить за 1—2 тыс. долл. Нынче это уже десятки тысяч у.е.

Аукцион — живой организм, арт-водоворот. Здесь покупатель и продавец могут быть в одном лице: кто-то покупает новую работу и одновременно выставляет на торги что-то из своей же коллекции.

К тому же живопись XIX—XX вв. априори популярна, модна. И для опытного коллекционера интересны в равной степени Глущенко, Шишко, Ломыкин, Зарецкий, Пламеницкий, Приймаченко…

***

Сенсация нынешней коллекции — лот №24: работа русского классика Ильи Репина «Три дамы за рукодельем» (1911 г.). Как известно, живопись Репина редко попадает даже на российские аукционы. Но на этот раз она будет представлена на официальных торгах в Украине. Этому произведению отведено особое место в экспозиции. Полотно — в центре зала на мольберте. Раритету 99 лет! На украинский аукцион картина попала из одной частной коллекции. Предварительно прошла экспертную оценку в Государственной Третьяковской галерее, а аукционным домом оценена в 120—150 тыс. долл.

***

Впервые в Украине в рамках предаукционной выставки и работа известной на западном арт-рынке художницы Жени Минаш («Ню», II треть ХХ века, цена 7—10 тыс. долл.). Кстати, знаменитая француженка родом из Мелитополя. Она же основала Женский союз художниц Франции.

А представленный в Киеве французский график Жуль Шере («Экипажи на площади д’Этуаль», 1898 г., 8—10 тыс. долл.) в свое время открыл Парижу феномен искусства афиши и плаката.

Уже не впервые подлинным эксклюзивом от «Корнерса» становятся работы гениального кинорежиссера, художника и арт-провокатора Сергея Параджанова (автора украинского киношедевра «Тени забытых предков»). На этот раз выставлена его «Восточная сказка» (1980-е гг., 15—20 тыс. долл.). Ранее эта работа значилась в грузинской коллекции, которую формировала известная киноактриса Софико Чиаурели.

— На сегодняшний день работы Сергея Параджанова — тот самый случай, когда историческая и художественная ценность произведений стоит поровну на весах, — говорит эксперт. — Все коллажи Параджанова предполагают довольно интересную историю. На наших прежних аукционах было представлено уже десять работ художника. И, признаюсь, эти работы всегда пользуются необыкновенным спросом. Цена самого дорогого коллажа Параджанова составляла около 38 тыс. долл.!

***

Еще один эксклюзив — работы Павла Громницкого (ученика Репина и Матисса), которые ранее не выставлялись на украинских аукционах, потому это особая гордость дома «Корнерс». На нынешнем превью — работа «Палаточный городок» (1972 г., 4—6 тыс. долл.).

В экспозиции и громкие украинские имена: Мария Приймаченко, Николай Глущенко. Есть акварели великой княгини Ольги Романовой, чьи работы в свое время приобрели Уинстон Черчилль, барон Ротшильд, а также члены европейских королевских семейств. Представлен также Михаил Штейнберг, живописью которого восхищался сам Марк Шагал.

***

Каталог предстоящего аукциона выстроен строго по европейской системе. Все работы представлены в хронологической последовательности. Возле каждого лота две цифры: это эстимейт, то есть экспертная оценка картины перед аукционом, ее низшая и высшая ценовые планки на рынке.

Таким образом, потенциальный покупатель может составить впечатление о приблизительной стоимости данной работы.

Виктор Федчишин: — Стартовая цена торгов в нашем аукционном доме, так же, как и в Лондоне, на 20—30% ниже нижней планки, поэтому человек, присутствуя на торгах, имеет уникальный шанс купить работу даже ниже рыночной цены. Но… может быть и наоборот: торги продолжатся, работа «улетит» выше заданного ориентира. Пожалуй, аукцион довольно-таки непредсказуемое мероприятие. Поэтому некорректно оглашать имена владельцев работ. Прежде всего это связано с безопасностью… Ведь никому не придет в голову спрашивать банкиров, кто хранит деньги в их банке и сколько. Это тайна! Также и предмет искусства — это эксклюзивный предмет, единственный в своем роде. Потому ни один аукционный дом в мире не разрешает «снимать торги», то есть оглашать, когда, кто и что купил.

На одном из аукционов у нас была работа пока еще не широко известного художника-современника. На ней изображен мальчик-пастушок. Данный лот стартовал с 900 долларов. Представьте, «сражение» велось очень долго, и в результате цена дошла до 9 тыс. долл.! При том, что каждый аукционный шаг — это возрастание суммы на 10%. Мы поинтересовались у обладателя работы, какова подоплека подобного интереса и почему возникло желание приобрести именно эту картину? Он ответил: «Этот мальчик так похож на меня в детстве…»

Была и еще одна интересная ситуация. На одном из наших аукционов выставлялась работа «Верховная Рада зимой». За полотно сражались три покупательницы. Все три — жены депутатов. В результате картина выросла в цене с 15 тыс. до 80 тыс. долл. Аргументы были такими: мужья-депутаты все время проводят в этих стенах. И после аукциона работы этого художника довольно уверенно возросли в цене на рынке, но ненадолго. Поскольку аукцион — это также и ситуативное проявление интереса.

***

Сегодня весьма актуальна тема формирования в Украине цивилизованного арт-рынка. Причем Украина — государство с достаточно высокой активностью и оборотами именно этого рынка. Как никогда на сегодняшний день острым остается вопрос объективной рыночной оценки активов. В том числе и в произведениях искусства. А для этого должна быть эффективно развита экспертно-технологическая база.

Однако лишь недавно в Украине появилось Бюро научно-технической экспертизы «Арт-Лаб». И аукционный дом «Корнерс» стал его соинвестором.

— Когда возникла идея организации бюро и нам предложили стать соинвесторами проекта, то сразу согласились, потому что сами являемся заказчиками этого вида услуг, — говорит
г-н Федчишин. — Как известно, украинские аукционные дома постоянно сталкиваются с проблемой атрибуции и экспертизы художественных произведений. Это важная тема, ведь мы должны нести гарантии за качество экспонатов.

***

К сожалению, уровень экспертных организаций в Украине еще не совсем развит. Это связано с отсутствием бюджетов на подобные потребности в государственных структурах.

Что же касается технологической экспертизы картин, то у нас ее производят в нескольких местах. В частности, в Национальном реставрационном центре. Но этот центр прежде всего обслуживает украинские музеи. К тому же его оборудование было куплено давно, поэтому в полной мере и не справляется с такими объемами, не во всем соответствует стандартам.

Благодаря проводимым аукционам дома «Корнерс», научно-техническое бюро оснащено оборудованием, которое на несколько порядков впереди того, которое находится даже в… российском «Эрмитаже».

В «Арт-Лаб» проводятся исследования на уникальном оборудовании немецкой фирмы «Брукер». А специалисты, имеющие ученые степени в области неорганической и физической химии, стажировались в «Эрмитаже»… Данные исследования дают возможность уточнить датировку работы, выявить признаки фальсификации. Большинство исследований проводятся без отбора проб, то есть бесконтактными методами, не травмируя картины.

Обычно особо ценные работы рекомендуют исследовать не менее чем в трех независимых центрах. И если выводы совпадают, то это может послужить окончательным доказательством подлинности.

Благодаря такому оборудованию можно создать базу данных фондов музеев, идентифицируя ту или иную картину по системе координат. Это — сродни отпечаткам пальцев человека. Соответственно, куда бы произведение искусства впоследствии ни вывозилось (на выставку и т.д.), никогда не возникнет вопрос, та ли картина вернулась обратно? В Украине несколько громких скандалов было связано как раз с тем, что поначалу полотна мастеров украшали кабинеты чиновников, а уже когда возвращались «домой», то возникали законные опасения: подлинник ли это?

В режиме полноценной работы такое бюро существует на нашем рынке лишь год. До этого в «Арт-Лаб» проводились внутренние исследования: тестировалось оборудование, закупались пигментные базы данных. А на Западе существует огромная база данных, ознакомившись с которой можно узнать, например, какими красками работал Рембрант в различные периоды своего творчества.

— Интересно было бы создать подобную украинскую базу данных, это мечта и иных учредителей бюро научно-технологической экспертизы. Подобная база могла бы служить и на пользу нашим музеям.

***

Еще один вопрос эксперту:
— Насколько велика заинтересованность мировых аукционов в украинской живописи?

— Здесь позиция довольно четкая: нигде так не ценен художник, как у себя на родине, это доказывают и наиболее громкие мировые торги, — говорит эксперт. — Когда идет русский сейл в Лондоне, то в зале находятся в основном русские и украинские дилеры. Так уж сложилось, что французы покупают французское, англичане — британское… Они хотят, чтобы произведения искусства остались на родине. Например, одни из самых востребованных художников в Украине — Глущенко и Шишко. И даже если «кто-то что-то вывез», то обязательно эта работа тем или иным образом вернется домой. Правда, ее стоимость уже будет на порядок выше…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №24-25, 23 июня-6 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно