КИТАЙСКИЙ СКРИПИЧНЫЙ СИНДРОМ

30 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 30 июня-7 июля

Изобилие китайского ширпотреба, наводнившего не только нашу не способную к противостоянию торго...

Изобилие китайского ширпотреба, наводнившего не только нашу не способную к противостоянию торговым экспансиям страну, но и более сильные страны мира сего, обычно вызывает достаточно пренебрежительное отношение к увлечению китайцами количеством в ущерб качеству. Однако, как оказалось, существует весьма специфическая область, в которой Китаю удалось добиться мирового лидерства и по количественным, и по качественным показателям. И эта область, как ни странно, — производство скрипок. Сейчас там производится более 240 тысяч сложнейших музыкальных инструментов в год, и около сотни из них принадлежит «перу» мастера мирового класса Жень Хуану.

История жизни великого китайского мастера весьма назидательна. До 1940-х годов в стране скрипки вообще не производились, и единственным местом, где их можно было хотя бы отреставрировать, являлся Шанхай. Именно там, в семье инженеров-химиков, владеющих собственным химическим заводиком, и родился в 1950 году Жень Хуан. Тогда музыкальное образование среди детей обеспеченных родителей входило в моду, и ребенка в возрасте трех лет отдали учиться играть на пианино. Двумя годами позже родители решили, что скрипка, ввиду своей миниатюрности, является более подходящим инструментом, и сменили музыкальную ориентацию своего сына.

К этому времени Тань Шушень, вице-президент Шанхайской музыкальной академии, решил, что пришло время Китаю самому начать производство скрипок. По всей стране начали создаваться мастерские по их изготовлению, и количественный показатель вскоре оказался на достаточной высоте. Правда, качество этих скрипок было достаточно низким. Тем не менее популярность как самих скрипок, так и скрипачей была еще достаточно высока, и в 1966 году, к началу «культурной революции», умение играть на скрипке считалось немалым преимуществом. В течение двух лет молодому талантливому скрипачу разрешалось оставаться в городе и в составе различных трупп участвовать в исполнении восьми революционных опер — единственных музыкальных произведений, разрешенных в то время к исполнению. Правда, в 1968 году Жень Хуана не спасло от высылки даже умение играть на скрипке, и он оказался в далеком селе, в одной из южных провинций Китая, даже без любимой скрипки, которая приглянулась одному из арестовывавших его «культурных революционеров».

Впрочем, через пять лет ему все же удалось обзавестись новой скрипкой, и он начал понемногу восстанавливать свою технику игры на инструменте. Сначала он играл только для себя, а затем начал выступать и перед жителями своей деревни. А к 1975 году, когда лихорадка «культурной революции» начала понемногу спадать, Жень Хуан, чувствующий себя слишком великовозрастным для того, чтобы поступать куда-нибудь учиться, решил принять предложение от местного ансамбля песни и танца. Там он заслужил репутацию не только талантливого скрипача, но и уникального мастера по ремонту скрипок. «В детстве я очень любил строить модели самолетов и мастерить различные деревянные поделки, — вспоминает мастер. — Поэтому мне не составило труда научиться восстанавливать поврежденные инструменты».

Слава о его золотых руках гремела по всей стране, и вскоре он получил приглашение в Пекинский институт музыкальных исследований в лабораторию известного скрипичного мастера Дая Хоньхианя. В качестве «вступительного взноса» ему было предложено сделать две скрипки, которые его наставником были признаны лучшими из всех, виденных им за более чем 30-летнюю карьеру.

К этому времени политика китайского изоляционизма постепенно начала себя изживать и в страну стали приезжать дирижеры мирового уровня. Они неоднократно высказывали сожаление по поводу того, что таким замечательным китайским скрипачам приходится играть на таких ужасных китайских скрипках. Министерство культуры даже пошло на невиданные доселе траты и выделило 125 тысяч долларов на покупку четырех инструментов — трех итальянских и одного французского, — но проблему решить все равно не удалось. И тогда, в 1978 году, было принято решение об организации китайского производства высококачественных скрипок. А Жень Хуан оказался в числе трех мастеров, на которых и было возложено выполнение данной миссии.

Проведя три года в престижной скрипичной школе в Кремоне и один год — в Пармской музыкальной академии, Хуан решает создать Китайский исследовательский институт, занимающийся вопросами производства скрипок. Он закупает за границей не только оборудование и учебные пособия, но и 10 чурок специального итальянского клена, каждая стоимостью по тысяче долларов. Эта техническая база и легла в основу создания Исследовательского центра, в котором сейчас проходят стажировку шесть наиболее талантливых студентов.

А сам мастер, получивший международное признание за свою способность оценивать акустические качества различных образцов дерева буквально на ощупь, пытался доказать всему миру, что отличного качества скрипки можно производить и из китайского клена. И ему это удалось — в 1991 году скрипка его работы получила первый приз за звучание на международном конкурсе имени Страдивари, который регулярно проводится в Италии. А музыканты, играющие на его скрипках, неоднократно становились лауреатами международных конкурсов скрипачей, в частности конкурса имени Чайковского.

Сейчас мастер на создание одного инструмента тратит не менее 200 часов напряженного труда. В среднем его скрипка стоит порядка 10 тысяч долларов. За всю жизнь ему удалось сделать всего лишь 70 инструментов, известных по всему миру под торговой маркой «Жень Хуан». В то же время не менее тысячи китайских скрипичных мастеров штампуют каждый от двух до трех сотен инструментов в год, способствуя затовариванию как своего, так и международного рынка китайским скрипичным ширпотребом. И хотя диалектику пока еще никто не отменял, тем не менее говорить о переходе количества в качество в этом отношении мало кто отваживается. В деле производства скрипок эти философские понятия существуют отдельно друг от друга.

Оксана ПРИХОДЬКО по материалам International Herald Tribune

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно