КИРОВСКИЙ БАЛЕТ ПРИЕХАЛ ПОКОРЯТЬ КИЕВЛЯН

16 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 16 февраля-23 февраля

20 февраля во дворце «Украина» блестящая труппа всемирно известного Мариинского театра из Санкт-П...

20 февраля во дворце «Украина» блестящая труппа всемирно известного Мариинского театра из Санкт-Петербурга преподнесёт искушённой столичной публике шикарный подарок — балет прославленного американского хореографа Джорджа Баланчина «Драгоценности». Генеральный спонсор гастролей — кондитерская компания «АВК», главный страховщик — компания «Энергополис», главный спонсор — строительная компания «Consol».

Этот спектакль в трех частях, поставленный Баланчиным в 1967 году, — танцевальный «портрет»-спектр человеческих представлений о сущности изумрудов, рубинов и бриллиантов (названия камней — одновременно и названия отдельных частей балета) и вместе с тем — большой парадный портрет баланчинской манеры. Только Баланчин, певец женственности-символа и женственности телесной, творивший сверкающий танец совершенных балерин, женившийся на своих примадоннах, обожавший драгоценные камни и самолично выбиравший украшения и духи танцовщицам своей труппы, — только он мог так дерзко выстроить метафорику и буквальность триады «блеск драгоценных камней — блеск балетной техники — блеск женской красоты». Только Баланчин мог так пронзительно обыграть в танце понятие ювелирности: различное мерцание граней в единой мозаике большого колье, тщательность отделки деталей, изящество огранки драгоценностей (танец) неотделимо от изящества оправы (исполнители). Только Баланчин сумел задать так много значений числу «три», ключевому числу «Драгоценностей», из которого рецензентами выжаты, кажется, все возможные смыслы. Обязательный набор мифа Баланчина в «Драгоценностях»: три танцевальные школы, традиции которых воплощены в трех частях балета — французская, американская и русская; три стиля — неоромантизм, «острый» модернизм, неоклассицизм. Отмечены три типа женщины и балерины, изображенных в неизобразительном танце Баланчина: элегическая, «роковая» и гармоничная. Прочитаны три типа ностальгических реминисценций Баланчина о всех бродвеях Америки, о российском балете времен «Жизели» и позднего императорского театра. Что еще? Три цвета камней и, соответственно, три эмоциональных восприятия цветов: зеленый («Изумруды»), пурпурный («Рубины»), прозрачно-белый («Бриллианты»), с соответствующими балеринскими пачками. В этом же русле — слова, высказанные в программке гастролей худруком театра Валерием Гергиевым: «Драгоценности» есть типичное для Баланчина сочетание «холодного космополитизма и странной, неизъяснимой сентиментальности». Любители расширительных толкований могут прибавить еще и модную мистическую символику драгоценных камней.

«Драгоценности» — с разрешения и с репетиционной помощью Фонда Баланчина — седьмой опус мэтра в Мариинке. А началось всё в 1995 году — с «Темы с вариациями» Баланчина. За это время театр вернул себе прежнюю «императорскую» вывеску. Успел «поссорится» с Большим театром, руководство которого, в лице Владимира Васильева, практически добилось моратория на визиты Мариинки в Москву. Но 2001 год и петербуржец — Президент России Путин, наконец, разрешили этот «конфликт». Результатом примирения двух легендарных театров станут гастрольные поездки по городам Поволжья (до сих пор Мариинка не вылезала из-за границы и вынуждена была оторваться от отечественного зрителя) и в Киев.

Но главное — хореографическая система Баланчина, вплетенная в систему новейших искусств, вбирает в себя актуальные новаторские приёмы театра, музыки, изобразительного искусства ХХ века, вернувшая в Мариинку культ линии. Петербург полюбил высоких балерин. Этим летом графичность, худоба петербургских дансёрок поразили даже суровых нью-йоркских критиков. Дело в том, что за семьдесят прожитых в эстетической резервации советских лет нами был упущен не только собственно «балетный» Баланчин с его острым композиционным мышлением, модернистской свободой в обращении с классическими па, — но в первую очередь вся питавшая его авангардная среда, в особенности послевоенная американская культура. То, что мы увидим двадцатого февраля, не только роскошное зрелище, но и возвращение к утерянному или вообще непознанному. Ибо Киев Баланчина никогда не видел и даже не «танцевал». Кировский балет же последний раз услаждал глаз ценителей балета… в 1982 году.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно