«КИНОТАВР-VII», ПОБЕЖДЕННЫЙ «КАВКАЗСКИМ ПЛЕННИКОМ»

28 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №26, 28 июня-5 июля

Покоренная увиденным, сразу после конкурсного просмотра фильма «Кавказский пленник», поздравив Сергея Бодрова-старшего с безоговорочной удачей, попросила найти время для интервью...

Покоренная увиденным, сразу после конкурсного просмотра фильма «Кавказский пленник», поздравив Сергея Бодрова-старшего с безоговорочной удачей, попросила найти время для интервью. Уж очень хотелось познакомить его с читателями «Зеркала недели» поближе. Наш разговор состоялся до получения этой картиной Гран-при «Кинотавра-VII», а исполнители главных ролей - Олег Меньшиков и Сергей Бодров-младший - еще не поделили приз за лучшую мужскую роль.

Знакомьтесь,

Сергей Бодров-старший

Сергей Бодров родился в 1948 году. По возрасту чуть-чуть не успел вписаться в литературную волну, названную теоретиками «литературой сорокалетних». Стихия мощная, но неровная, как все волны. На ее гребне печальная и тревожная Людмила Петрушевская, сдержанно-лиричный Владимир Маканин, философский и экзотичный Анатолий Ким. Сергей Бодров позже, сам по себе, но умение вплести изысканную восточную философию в прочную основу российской культуры роднит его с автором романов «Белка», «Соловьиное эхо», «Отец-лес» и другие.

- Вы угадали, - говорит Сергей, - очень люблю Кима, люблю Восток. Как переплетаю это, не знаю - естественным путем: мне интересны природа, люди, их лица... Ведь я родился на Дальнем Востоке. Русско-китайская граница, маленький поселок. Дедушка с бабушкой - врачи. До 12 лет мне просто повезло, очень счастливое детство было, сказка! Дальше все обычно - семья переехала в Москву. Правда, был очень смешной эпизод жизни в Киеве, куда меня привезли лечиться от заикания к профессору Деражне. Метод лечения состоял в том, что на больного надевались наушники и надо было громко говорить. Считалось, что если заикающийся не слышит себя, ему легче правильно говорить. Прожил в Киеве полгода в наушниках, сначала немного помогло.

В режиссуру, опираясь на перо

Сценарный факультет

ВГИКа Сергей Бодров закончил в 1974 году. По его сценариям снято более 30 художественных картин, напомню несколько из них: «Любимая женщина механика Гаврилова», «Баламут», «Очень важная персона»... Через десять лет пришел в режиссуру. Многие его работы отмечены призами отечественных и международных фестивалей. Как и последняя - «Кавказский пленник», получившая до «Кинотавра» специальный приз ФИПРЭССИ «За смелость обращения к теме конфликта на Кавказе в очень личной и оригинальной форме» и приз зрительских симпатий в официальном конкурсе «Двухнедельник режиссера» на 49-м Международном фестивале в Каннах.

Когда режиссер приходит к писанию сценариев - это нормально, какие-то неудовлетворенные амбиции, вторичное творчество перетекают в первичное и т.д. Но сценарист, добровольно впрягшийся в режиссерский воз!?

- Те же амбиции, - говорит Сергей Бодров, то ли смеясь, то ли чуть заикаясь. - Не увидел зеркального отражения своих писаний. Сначала попереживал, потом относился к этому цинично, а дальше все это надоело и захотелось самому снимать картины.

- Ваша первая режиссерская работа?

- «Сладкий сок внутри травы». Картину эту очень люблю, хотя из титров меня выкинули, в Москве она не понравилась. Но это моя первая любовь.

Храня память о первой любви, Бодров-старший решил теперь снимать только те фильмы, которые действительно любит и хочет создать. Ведь когда по-настоящему любишь что-то, у тебя есть шанс рассказать правду.

«Кавказский пленник» - форма и содержание

Сюжет картины прост и известен людям, не чуждым литературной классике, более ста лет. Горец, чей сын находится в плену у русских, берет в плен двух солдат воюющей с ним стороны, чтобы обменять их на своего сына. Он должен убить пленных, если обмен не состоится.

- Я снял «Кавказский пленник» потому, что это великолепная история. В ней смешаны трагедия и юмор, а это всегда мне близко. Когда мой сын получил роль юного солдата, этот фильм стал личным для меня. Не знаю, как остановить войну. Очень легко начать ее и трудно закончить. Легче убить человека, чем полюбить его. Но мы должны постараться.

- Сергей, в своем творчестве вы впервые коснулись военной темы, в этой картине война у вас, как прожектор, высвечивающий причины человеческого взаимопонимания. Можно ли позволить себе вольное толкование жанра как философскую притчу?

- Честно говоря, это очень хороший жанр, рад, если вы так его определяете. Не могу сказать, что всегда тяготел к нему, раньше я был более легкомысленным. Но с годами хочется рассказывать такие истории, в которых много смысла и они понятны всем - это и есть притча.

- Человек - существо эгоистичное. С болью и интересом говорит о том, что пережил сам: любя - о любви, страдая - о горе. Почему вы обратились к этой теме?

- Не хочу ничего придумывать. Мой бывший студент и близкий товарищ Борис Гиллер прилетел ко мне в Лос-Анджелес и предложил сделать картину «Кавказский пленник», берясь ее профинансировать. Уже говорилось выше, я знаю, что такое хорошая история. Конечно, ее нужно было еще написать, но это абсолютно моя история. Может быть, так совпало - воюют в мире везде, было важно не утыкаться в какую-то одну войну, просто рассказать историю о войне в горах. Сначала мы думали снимать это в Боснии. Американцы предложили снимать в Мексике. Можно было делать в Афганистане, Таджикистане. Мы стали снимать в Дагестане. А потом началась чеченская война - жизнь догнала замысел.

- Что бы вы сказали, если бы нужно было сформулировать коротко, о чем фильм?

- Когда меня спрашивали практичные американцы, о чем этот фильм, а там надо отвечать коротко и внятно, я ответил - история любви.

- В картине немного слов, но диалоги выписаны великолепно. В сценариях обычно так не оттачивают слово, сказывается влияние Льва Николаевича или первородность вашего литературного труда?

- Мы писали сценарий втроем - Ариф Алиев, Борис Гиллер и я. Сейчас трудно вспомнить, кто что написал, но, конечно, люблю хороший диалог. Это всегда было важно для меня, ведь моя первая профессия - рассказчик, журналист. А в этой скупой картине, где немного текста, слово - на вес золота. Рад, что публика на это реагирует.

- В картине замечательный - сдержанный и очень красивый - видеоряд. Как вам работалось с Павлом Лебешевым, не было ли диктата?

- Замечательно. Диктата никакого не было ни с чьей стороны. Меня немножко пугали: считалось, что Лебешев не поедет в горы, в трудные условия. Говорили, что он очень много снимает - все подряд. Павел действительно очень много работает, но как настоящий художник. Просто он сразу понял, что за материал у него в руках, увидел натуру, и мы стали работать. Он потрясающий партнер, у нас вообще была хорошая команда.

-«Кавказский пленник» был задуман и снят до известных событий в России, но сегодня так четко привязывается к происходящему в стране, что некоторые ведут речь о конъюнктуре. Будете бороться против этого?

- Не могу с этим бороться. Рассказали историю столетней давности - жизнь опять догнала замысел. Это говорят неумные люди, пусть книжки читают. Думаю, и не нужно бороться.

Актеры и роли

В картине удивительно слаженный актерский ансамбль, очень точное попадание, хотя все такие разные. Вот только трое основных героев: венценосный Олег Меньшиков - обладатель «Оскара» и премии Лоуренса Оливье, партнер знаменитой Ванессы Редгрейв; Сергей Бодров-младший - аспирант МГУ, искусствовед, пишущий диссертацию на тему «Искусство эпохи Возрождения», в кино новичок - Сусанна Мехралиева - двенадцатилетняя девочка из дагестанского аула, обладающая врожденной изысканностью кавказских женщин. Бодров-младший появился случайно, как наиболее согласующийся с героем Меньшикова. А на Меньшикова образ специально был выписан?

- Я давно хотел работать с ним, - говорит Бодров-старший, - потрясающий актер, но трудноуловимый - его невозможно было найти. Мы пробовали других актеров: потрясающая проба была у Сергея Маковецкого, у Машкова - отличная. Меньшиков нашелся незадолго до начала съемок, и я понял - это и интересно, и совершенно неожиданно.

Жить или работать

Сергей Бодров постепенно превращается в «человека мира»: издает свои книги во Франции, снимает в Швейцарии, пишет сценарии и продюсирует картины в Америке, в России. Интересно, если бы пришлось выбирать, на чем остановился бы?

- Жить или работать? Это разные понятия. Работать можно где угодно. У меня есть история, которую хочу снять в Африке, Китае, Индии. В России собираюсь снимать еще. А жить?.. Старость хотел бы провести в Италии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно