КИНОКРУГ И «КІNО-КОЛО»

Поделиться
В Украине кинематографических журналов всегда было не густо. В советские времена - по плану - разрешался только один...

В Украине кинематографических журналов всегда было не густо. В советские времена - по плану - разрешался только один. До войны появилось и исчезло, оставив за собой хороший след, «Кіно», потом, таким же образом, - «Радянське кіно». А с 1961-го и до начала 1993-го выходил журнал «Новини кіноекрана», знавший неимоверные взлеты (тираж - 700 тыс.) и закрывшийся во времена всеобщих финансовых неблагополучий, под аккомпанемент дружного равнодушия кинообщественности и киноначальства. Все эти журналы пытались сочетать несочетаемое - публикации для неискушенного и простодушного зрителя, а также статьи, способные пронять до глубины души разве что специалистов. Но все же это были издания «для всех», которые время от времени делали серьезное лицо и бредили (будущей и настоящей) судьбой французского «Саhier du cinema» или же российского «Искусства кино»... Время серьезных киножурналов в Украине пришло, когда исчезла плановая система, а национальное кино оказалось совсем уж в несерьезном положении. В 1995-м появился «Кино-Театр», программно раздваивающийся между такими разными искусствами. А вслед за ним, в 1997 году, вышел и первый номер журнала «Кino-коло». Второго выпуска (№2-3, 172 стр.) пришлось ждать целых два года. Зачем и как и почему все это происходит, рассказывает главный редактор журнала Володимир Войтенко.

- Украинский кинематограф, наверное, потому находится в таком плачевном состоянии (снимается 3-4 полнометражных фильма в год), что он в каком-то смысле нежелаем - и зрителями, и, кажется, самими кинематографистами. Звучит, конечно, вызывающе. Потому поясню.

Зрители, в большей своей массе, адекватно не идентифицируют украинский кинематограф. Для старших - после тридцати - своим (нашим) кино остается советское, которое чаще связывается с именами режиссеров из России и олицетворено российскими актерами (их охотнее снимали и на украинских студиях, под разным соусом предпочитая актерам киевским, львовским, одесским). Не надо обольщаться «социологическими опросами», которые свидетельствуют о пресыщении кино американским и страстном желании кинематографа отечественного. Под «отечественным» публика чаще всего подразумевает отнюдь не то, что разомлевший украинский кинопатриот может подумать. А юный-молодой зритель (до тридцати) вообще не может понимать, что это такое - украинское кино. Он его никогда в кинотеатрах и на видео не смотрел, так - во всеобщей телевизионной каше. Он смутно представляет лица украинских актеров. У него взаимная любовь с кино американским, разрекламированным в прессе и растиражированным на видеокассетах, а потому доступным и модным.

В свою очередь, кинематографисты за годы крутого пике украинского кино не смогли авторитетно доказать обществу и государству, что национальное кино не менее «стратегично», чем ракеты, производимые на «Южмаше». Снимать отдельные фильмы и созидать феномен национальной кинематографии - это немного разные вещи. Без второго первое, в конце концов, становится проблематичным и даже невозможным. Что и доказала киноистория 90-х годов, из которой необходимо сделать единственно возможные выводы. И сразу станет легче. Потому как станет ясно - что же, наконец, надо делать, чтобы украинское кино произросло...

Один из очевидных выводов, которым, в первую очередь, руководствовались создатели журнала «Кino-коло», следующий: если кинематографисты не объединятся в круг принципиальных единомышленников, не проявят воли к творчеству, не будут предлагать интересные и свежие идеи, поддерживать друг друга в их реализации, радоваться успехам сотоварищей и подбадривать - когда неудача... Если этого не будет, ничьей больше волей наше кино в нашей стране не появится.

Потому журнал и называется «Кino-коло», и девиз его - «Творення є акт волі». Мы делаем попытку собрать вокруг издания энергичных украинских кинематографистов, а под журнальной обложкой вести самый серьезный, но доброжелательный разговор о главных кинопроблемах. До сих пор было сложно издавать такой журнал по причинам изложенным выше. Оба раза производство финансировал Международный фонд «Відродження». Отныне же это совместный проект с телевизионным «Каналом «1+1». Как известно, «1+1» делают кинематографисты. Те, у которых не просто остался сантимент к профессии, а присутствует трезвый взгляд на вещи и понимание - кинопроцесс не рождается из ничего...

Два предыдущих выпуска «Кino-кола» были посвящены отдельным темам - мировому кинофестивальному движению и украинско-французским кинематографическим связям. Два следующих тоже запланированы как тематические: разговор пойдет о феномене «исторического фильма», а также об анимации. Вообще же, в дальнейшем журнал будет интересоваться не только кинематографом, а и всеми прочими видами экранных искусств. Периодичность его выхода - раз в квартал. Он двуязычен - резюме и отдельные статьи печатаются на английском.

Таковы, на наш взгляд, проблемы украинского кинокруга и таковы лицо и намерения «Кino-кола».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме