КИНО «НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА» НА ФЕСТИВАЛЕ В ГДЫНЕ

6 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 6 октября-13 октября

В нынешнем году фестиваль польских фильмов в Гдыне отметил свое 25-летие. «Серебряная свадьба» — шутят польские кинематографисты...

В нынешнем году фестиваль польских фильмов в Гдыне отметил свое 25-летие. «Серебряная свадьба» — шутят польские кинематографисты.

Потепление взаимных чувств стало ощущаться еще в прошлом году. Как раз тогда в польских кинотеатрах зритель снова начал смотреть польские кинофильмы.

Знаменитый «Титаник» столкнулся с такими «айсбергами», как «Огнем и мечом» и «Пан Тадеуш». В своей последней картине «Приговор Франтишку Клосу», показанной на фестивале вне конкурса, художник вновь обращается к драме человека, не имеющего корней. Главный герой фильма во время войны становится полицаем, лишь бы избавиться от своей «польскости» и получить вожделенный статус фольксдойча. Вайда еще раз доказывает, что человека, не уважающего свою национальность, не будут уважать другие.

Кстати, и открылся фестиваль лентой Вайды «Земля обетованная», фильмом, который был триумфатором фестиваля 24 года назад. Ныне зрители снова смогут увидеть на экранах этот шедевр польского кино, но уже в новой авторской редакции. Фильм перемонтирован, сделан ряд купюр, ритм ленты стал напряженнее и энергичнее. Колоссальная работа проделана со звуком, записанным в системе «Долби», и, наконец, копии напечатаны на пленке «Кодак», что тоже значительно повысило качество.

Фирма «Визион», прежде чем предложить Вайде сотрудничество, провела несколько массовых опросов зрителей, чтобы убедиться, что картина будет иметь спрос. Сам Вайда считает, что возвращение классики ныне актуально. Выдающийся мастер хотел бы видеть в прокате и восстановленные ленты своих коллег, тоже ставшие классикой, в частности «Рукопись, найденная в Сарагосе» В.Хаса, «Фараон» Е.Кавалеровича, «Пан Володыевский» и «Потоп» Е.Гофмана. И вправду, тогда зрители могли бы увидеть на экранах знаменитую трилогию Г.Сенкевича полностью.

Появление фильма Вайды, имеющего столь солидный возраст, в качестве премьерного представляется весьма интересным и полезным опытом. Во-первых, считаем, что это еще один аргумент в пользу того, что произведение высокого искусства кино не является для публики мотыльком, чья жизнь длится один день. А во-вторых, не стоит ли нам воспользоваться опытом и подвергнуть классические фильмы серьезной реставрации (перемонтаж возможен лишь авторский), чтобы зрители разных поколений могли снова встретиться с героями любимых фильмов. Для кого-то это будет первая встреча, открытие незнакомых страниц кино, а для кого-то — ностальгическое свидание, сентиментальное путешествие в прошлое.

Была еще одна причина возвращения к зрителям шедевра Вайды — ведь в фильме речь идет о том, как на изломе веков на землю Польши приходит «дикий капитализм».

Трем героям ленты, роли которых блестяще исполнили Д.Ольбрыхский, В.Пшоняк, А.Северин, кажется, что их ждет «земля обетованная» успеха и богатства. Но жизнь рассеивает иллюзии. Цена успеха оказывается слишком дорогой.

Фильмы, посвященные дню нынешнему, чаще всего и задают вопрос: какой ценой можно ныне добиться успеха в жизни? Если польское кино 70-х называли «кинематографом нравственной тревоги», то сегодня можно говорить о «кино нравственного выбора». Иногда от этого выбора зависит успех карьеры, иногда — любви, иногда — жизни, а иногда — и судьба всей страны.

Героям ленты В.Кшистека «Sales» («Распродажа») кажется, что они наконец-то поймали «синюю птицу» успеха, о которой так страстно мечтали. Одетые в элегантные костюмы, на автомобилях престижных марок разъезжают они по городу, назойливо рекламируя свой товар. И постепенно выясняется, что на улице не люди, а клиенты, чье личное положение и проблемы никого не интересуют. Сами же они — такая же собственность фирмы, как машины и мобильные телефоны.

Хочется позавидовать уровню сценарного мастерства польских кинематографистов. Почти всегда они находят какой-то неожиданный драматургический ход, заставляющий по-новому увидеть обычные вещи. Они не боятся сентиментальности, вызывая искреннее сочувствие к своим героям. В картине Януша Кондратюка «Ночь Святого Николая» события происходят тогда, когда все польские дети оставляют возле кроватей носок, надеясь утром обнаружить там долгожданный подарок. Делает так же и ребятня, живущая в доме для сирот. Чтобы лишенные родительской заботы ребятишки почувствовали хотя бы во время праздника радостные минуты, ксендз, который одновременно служит в часовне для заключенных, едет к директору универмага и просит у него подарки. Ассистируют служителю церкви двое заключенных, которым предстоит изображать Святого Николая и Ангела. И когда уже праздник приближается к дому сирот, оказывается, что в коробки положили, мягко говоря, вещи, совсем не пригодные для детского употребления.

И тогда заключенные, воспользовавшись своим «противозаконным» опытом, вламываются ночью в магазин. И хотя взломщики вместе из ксендзом оказались в полицейской машине, они счастливы — поутру дети проснутся и увидят возле своих кроватей долгожданные игрушки.

Сценарий этой ленты (автор Г.Лошевский) был признан лучшим, и с этим трудно не согласиться. Фильм вошел в серию «Польские праздники», как и лента Я.Моргенштерна «Желтый шарф». Кажется, что возвращение на съемочную площадку ветеранов тоже является признаком возрождения польского кино. Моргенштерн, режиссер, принадлежащий к «старой гвардии» польского кинематографа, автор изысканной «Йовиты» (награды за режиссуру в Сан-Себастьяне) и одного из популярнейших сериалов «Ставка, больше чем жизнь», после четырнадцатилетнего перерыва продемонстрировал, что есть еще порох в пороховницах. Зал радостно приветствовал ветерана польской режиссуры после сеанса. И это был не просто жест вежливости, а искренний восторг от неугасимой энергии, высокого профессионализма, тонкого чувства юмора.

Польские кинохудожники продолжают обращаться к трагическим страницам прошлого, которые так или иначе эхом отзываются и сегодня. Именно так прозвучал фильм Я.Кольского, одного из популярнейших современных режиссеров, «Далеко от окна». Драма, которая разыгралась в далекие военные годы, продолжается в человеческих судьбах и в мирное время. Ленты Кольского выделяются смелым режиссерским решением, своеобразным, иногда парадоксальным видением мира. И ныне картина не осталась без наград — были отмечены сценография (М.Грисулидис), операторская работа (А.Томяк) и исполнитель мужской роли второго плана К.Печиньский.

Кстати, жюри довольно строго отнеслось к актрисам, не присудив ни одной премии за женскую роль второго плана. По нашему мнению, несправедливо.

Неожиданно ярко в новой ипостаси проявила себя в комедии П.Верешняка «Влюбленные» Беата Тышкевич. Время, кажется, не властно над природным шармом и привлекательностью актрисы. Были, бесспорно, интересные работы в фильмах Я.Бромского, Я.Кольского, М.Трилиньского, но они почему-то остались незамеченными.

В номинации «Главная женская роль» молодая актриса Майя Осташевская опередила и своих ровесниц, и таких звезд старшего поколения, как Майя Коморовская и Кристина Янда. Завоевав премию за фильм «Посмотри на себя, Марыся», Осташевская появилась еще и в роли монахини Леонии в картине «Примас. Три года из тысячи» (реж. Тереза Котлярчик).

Этот фильм вызвал немалый резонанс, поскольку посвящен фигуре, безусловно, харизматической. Кардинал Стефан Вышиньский был признан Примасом тысячелетия. Кстати, его «Записки из заключения» и были положены в основу сценария. Действие фильма происходит в костеле, превращенном в тюрьму. Там мы и наблюдаем противостояние кардинала и сил, требовавших от него одного — отречения. Нет, его не подвергали физическим пыткам, но психологические были иногда не менее ужасными и жестокими. Это монофильм, который весь держится на фигуре главного героя. И режиссер не ошиблась, пригласив в картину Анджея Северина.

Во время гастролей в Париже со спектаклем, поставленным Вайдой, он остался во Франции. Чувствовал себя на первых порах весьма неуютно: плохо знал язык, не было работы. Но вскоре его пригласил в свой фильм «Махабхарата» Питер Брук. На польского актера обратили внимание французские кинематографисты, а спустя несколько лет произошло почти невероятное: Северин получил ангажемент в «Комеди Франсез». И теперь парижане аплодируют польскому актеру, который стал одним из лучших исполнителей в мольеровских спектаклях. Успех Северина во Франции чрезвычайный. Но это не означает, что актер не работает в Польше. Только в 90-х годах он снялся в семи польских фильмах, тем не менее самой важной своей работой считает, бесспорно, образ кардинала Вышиньского. По словам режиссера фильма, Северин совершил буквально титанический труд, отрабатывая роль до малейших деталей, шлифуя жесты, интонации, малейшие нюансы, которые могли пригодиться в создании фигуры героя.

Северин не раз говорил в интервью, что образ Примаса имел для него огромное личное значение. Что он восхищается этим человеком, который не сломался в тяжких испытаниях, принял их достойно, имея такую мощную опору, как вера в Бога.

Тема веры и безверия, дороги к вере становится ведущей в фильме К.Занусси, ставшего триумфатором фестиваля и вполне заслуженно получившего «Золотых гдыньских львов».

Может, это и не лучший фильм Занусси, но среди лент последнего времени даже на мировом уровне это явление, безусловно, заметное.

Занусси не впервые обращается к теме умирания. Она уже прозвучала в фильме «Спираль». Когда его спросили, почему спустя 20 лет он снова поднимает эту трагическую проблему, режиссер ответил, что стал на 20 лет ближе к своему жизненному финалу.

Занусси как художник и человек объединяет в себе два начала. С одной стороны, он физик по своему первому образованию, воспринимает мир как интеллектуал-скептик. Вместе с тем Занусси всегда остается глубоко верующим католиком. И единство этих, казалось бы, взаимоисключающих моментов придает его фильмам неповторимую интонацию, делает их сочетанием точно сконструированных структур со страстным поиском абсолюта. В значительной степени своим успехом фильм обязан исполнителю роли доктора Томаша (приз за лучшую главную роль) З.Запасевичу, которого называют «актером Занусси». Этот блестящий мастер с одинаковым успехом, как и А.Северин, работает на сцене и в кино. Явление не столь уж и распространенное. Актер смог чрезвычайно точно и тонко раскрыть эволюцию, происходящую с его героем, показать, что и в самых трагичных обстоятельствах человек может сделать свой нравственный выбор.

Кстати, «Жизнь...» — не единственный фильм Занусси, показанный на фестивале. Еще была чрезвычайно добрая и чистая миниатюра «Скрытые сокровища», фильм, вошедший в цикл «Повести уик-энда», где снова засиял талант Майи Коморовской, ее искренность и теплый юмор. Может, кому-то покажется несовременной попытка польского режиссера снять «разумное, доброе, вечное» силами искусства, тем не менее как архаику я восприняла «Эгоистов», бесспорно, талантливого М.Трелиньского, лента которого состоит из чередования оргий и истерик, а финальное «просветление» персонажей у колыбели новорожденного кажется довольно неубедительным.

Впрочем, хватит о грустном. Ведь на фестивале был приз и за лучшую комедию, который получила картина молодых кинематографистов «Полусерьезно». Это чрезвычайно забавный студенческий капустник, где остроумно пародируются не только классические киносюжеты и стили, но и сам процесс реализации замысла, поиски молодыми кинематографистами возможности встать у камеры на съемочной площадке.

И в самом деле, откуда они берут деньги, эти польские кинематографисты? Ведь на гдыньском фестивале было показано около 30 фильмов. Да, какие-то средства дает государство. Но в число самых активных спонсоров польского кино входят телекомпании. Если полистать страницы фестивального каталога, можно обнаружить таблицы, где прямо указано, в какое количество фильмов вложили деньги телекомпании. Кстати, это не только малобюджетные камерные ленты, которые должны со временем появиться на телеэкране.

Как раз «Агенция фильмова телевизии польской» и является крупнейшим производителем фильмов в Польше. Ее усилиями были сняты «Пан Тадеуш», «Воячик» и ряд других успешных картин. Второе место занимает телевизионная компания «Канал +», участвовавшая в создании шести картин, показанных в этом году на гдыньском фестивале, в том числе и фильм Занусси. Ныне «Канал +» принимает участие в создании двух блокбастеров, которых с нетерпением ждет польская публика. Это «Quo Vadis?» по Г.Сенкевичу, который снимает метр польского кино Е.Кавалерович, и «Ранняя весна» по Жеромскому (реж. Ф.Байон, известный по кинематографу «нравственной тревоги»). Оба фильма планируется выпустить в качестве телевизионного сериала и для большого экрана.

Телевизионные компании наряду с комитетом кинематографии и городскими властями Гдыни участвуют в финансировании и самого фестиваля.

Где вы, украинские телекомпании? Дождемся ли мы тех времен, когда союз кино и телевидения в Украине даст свои плоды и мы станем свидетелями триумфов отечественных фильмов на всеукраинском фестивале?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно