КИЕВСКИЙ ТРИУМФ НЕСРАВНИМОЙ «БОГИНИ ИСКУССТВ»

24 мая, 1996, 00:00 Распечатать

Люди, наделенные от Бога незаурядным и ярким талантом, которые к тому же являются неординарными личностями, во все времена неизменно вызывали восхищение и уважение среди современников, а также восторг и преклонение...

Люди, наделенные от Бога незаурядным и ярким талантом, которые к тому же являются неординарными личностями, во все времена неизменно вызывали восхищение и уважение среди современников, а также восторг и преклонение. Подлинный художник уникален и неповторим в своем роде, а его дарование не нуждается в сравнении. Встреча с таким человеком - поистине подарок судьбы, возвышающий каждого из нас над суетой ежедневных проблем и тревог, очередной раз вызывая в памяти известную латинскую пословицу - «Ars longa, vita brevis» (жизнь коротка, искусство вечно).

Вполне закономерно, что приезд к нам, в Киев, знаменитой оперной певицы из России Ирины Архиповой стал подлинным событием в культурной жизни столицы Украины. Ее имя известно практически всем, в сознании многих оно неразрывно связано с плеядой выдающихся солистов Большого театра в Москве, выступавших на его сцене с конца 50-х до середины 80-х годов. Ее хорошо знают во всем мире как артистку высочайшего, отточенного мастерства, обладающую сильным и неповторимым меццо-сопрано, отличающимся богатством тембровых красок и широтой диапазона, а также ярким драматическим талантом.

За годы работы в театре в ее репертуаре насчитывалось свыше 28 партий, лучшие из них: Кармен («Кармен» Ж.Бизе), «Амнерис («Аида» Дж.Верди), Любаша («Царская невеста», Н.Римского-Корсакова). Ирина Архипова была первой исполнительницей на сцене Большого театра нескольких партий, в том числе - Элен («Война и мир» С.Прокофьева), Дьячихи («Ее падчерица» Яначека). Многочисленные концерты и гастроли в республиках бывшего Союза и за рубежом неизменно сопровождались успехом и овациями.

Ее педагогическая работа, а также неутомимая и поистине титаническая деятельность в проведении конкурсов имени М.Глинки, поддержка талантливых молодых вокалистов снискали всеобщее уважение и восхищение, получили достойную оценку. Трудно найти человека, обладающего таким количеством заслуженных наград и званий: народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии, кавалер трех орденов Ленина, ордена Трудового красного знамени, Золотой звезды Героя Социалистического Труда, лауреат премии и медали имени Сергея Рахманинова, в 1995 году отмечена титулом «Богиня искусств» и наградой «Бриллиантовая лира» (корпорацией «Маришин АРТ менеджмент интернешенл»). Ирина Архипова является народной артисткой Киргизской республики и республики Башкортостан, маестра Делл'арте (Молдова). По решению Института теоретической астрономии РАН в 1995 году малая планета №4424 названа именем «Архипова».

В настоящее время Ирина Архипова - президент Международного союза музыкальных деятелей и Фонда Ирины Архиповой, первый вице-президент Международной академии творчества, академик, профессор Московской государственной консерватории им.Чайковского, действительный член (академик) российской секции МАН и основатель Всемирного приза искусств.

18 мая в Доме органной и камерной музыки Украины состоялся органно-вокальный вечер с участием Ирины Архиповой и заслуженного артиста России, лауреата Государственной премии, солиста Московской государственной филармонии Олега Янченка (орган).

В исполнении Ирины Архиповой прозвучали арии из произведений Г.Ф.Генделя, Й.Гайдна, а также знаменитая «Пьета Синьоре» А.Страделлы и «Ave Maria» Ф.Шуберта, Луцци, Тости, Гондольфо, Л.Керубини, Д.Каччини. Олег Янченко исполнил два собственных сочинения для органа и прелюдию и фугу ля минор И.С.Баха. Этот вечер имел огромный успех и у многих слушателей после его завершения были заметны слезы на глазах.

Но все же кульминационным моментом гастролей Ирины Архиповой в Киеве оказался гала-концерт под названием «Ирина Архипова представляет», который состоялся 20 мая в Национальной опере Украины. Этот концерт превратился, по существу, в фантастический по красоте, форме и содержанию праздник вокального искусства. И прежде всего, благодаря высокому уровню мастерства певцов из России, которые приняли в нем участие. В числе молодых исполнителей (они составляли большинство): Ольга Трифонова, Александра Дурсенева, Мария Гаврилова, Наталья Дацко, Оскар Абдразаков, Олег Кулько, Николай Решетняк, Теймураз Гугушвили. В концерте также приняли участие известные певцы, солисты Большого театра, народные артисты СССР - Владислав Пьявко и Юрий Мазурок.

Взыскательная аудитория слушателей, среди которых было много певцов и музыкантов профессионалов, высоко оценила всех участников гала-концерта и, разумеется, в первую очередь Ирину Архипову, которая предваряла выступление каждого вокалиста небольшим вступительным словом. Знаменитая певица исполнила: сцену Графини, дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы» Чайковского и «Баркаролу» из «Сказок Гофмана» Оффенбаха (вместе с Натальей Дацко).

Наибольший успех имели выступления Ольги Трифоновой, Олега Кулько, Теймураза Гугушвили, Натальи Дацко и Юрия Мазурка.

Как заметил Михаил Ткач - поет и президент фирмы «Триумф» при Украинском фонде культуры, этот концерт явился презентацией данной фирмы, которая организовала гастрольную поездку Ирины Архиповой и вокалистов, которые выступали вместе с ней. «Следует отметить, что ряд участников концерта - Юрий Мазурок, Николай Решетняк, Александра Дурсенева, Наталья Дацко - родом из Украины, а некоторые из них здесь получили вокальное образование, - отметила Ирина Архипова, - моя мать украинка, она родилась на Слобожанщине, сейчас этот район в составе Воронежской области. Мой дед по материнской линии обладал сильным голосом и хорошо пел. Все это очередной раз свидетельствует, что Украина - певческий край, который подарил миру много прекрасных вокалистов».

- В чем секрет вашего творческого долголетия?

- В какой-то степени благодаря генам, которые мне передали родители. Затем - обязательный режим, перед выступлением непременно отдыхаю. Всю жизнь стараюсь не перегружать себя, никогда не пела свои партии. Очень отрицательно отношусь к курению. У каждого певца свой режим, своя система для сохранения голоса. Ну а дальше, большое значение имеет педагог и школа. У меня было два педагога. Московскую консерваторию закончила в 1953 году по классу Л.Ф.Савранского.

- Где начинался ваш творческий путь?

- Дебютировала в 1954 году в Свердловском театре оперы и балета. С 1956 года по 1988 год работала в Большом театре.

- Какую помощь вам оказывает преподавательская работа?

- Этот вид деятельности мне помогает видеть и слышать свои ошибки и исправлять их, а также направлять учеников по правильному пути, хотя на начальном этапе очень сложно определить степень одаренности молодого вокалиста, но все же возможно.

- На что вы обращаете внимание, когда впервые слышите певца?

- Прежде всего - голос, музыкальность, наличие определенного творческого запаса, немаловажен и подбор произведений, которые максимально могут раскрыть вокальные данные.

- Какая сейчас ситуация в Московской консерватории?

- Сейчас хуже, чем раньше. В консерватории не платят зарплату, многие хорошие педагоги уезжают. Я вполне их понимаю, но не одобряю решение тех, кто уезжает навсегда. Совсем другое дело, когда преподаватели едут на определенный промежуток времени давать мастер-классы или вести курсы.

Обидно, что наши талантливые певцы имеют за рубежом успех, а мы приглашаем иностранных, причем иногда они приезжают далеко не в лучшей форме, однако имя имеет вес (например, гастроли Кати Ричарелли вызвали разочарование).

Фестиваль «Певческий биенале», организованный Международным союзом музыкальных деятелей, возвращает к нам тех наших певцов, которые давно уехали. Но для них необходимо создавать те условия, к которым они привыкли за границей. Для нас это довольно сложно. Кроме того, иногда некоторые из них боятся приехать, опасаются, что их могут арестовать.

- В чем главная задача конкурсов, которые проводятся под вашим руководством?

- Я бессменный председатель конкурса имени М.Глинки, начиная с IV. Я помню всех певцов из Украины, в том числе Г.Циполу, А. Кочергу, В.Лукьянец, Л.Забилястую, И.Пономаренко. Конкурс дает возможность оценить школу определенного педагога, выявить лучшее, открыть и поддержать новые таланты. Мы рады, что это доставляет публике удовольствие.

Увы, сейчас аренда зала очень дорогая, поэтому проведение следующего конкурса сопряжено со значительными трудностями. Истинных меценатов очень мало, но, к счастью, в Сургуте они есть. Сейчас в этом городе музыкальная жизнь не уступает столичной.

- Какая сейчас ситуация в Большом театре?

- Там произошла смена власти, при старом руководстве совершили много ошибок, однако и новое совершило массу новых. Белла Руденко возглавляет оперную труппу, Вячеслав Гордеев - балетную. Владимир Васильев делает упор на развитие балета, и это обедняет оперный репертуар. Есть и положительные перемены: все певцы, в основном, работают по контракту, и у них есть возможность сотрудничать с другими организациями.

- Как вы восприняли сообщение о том, что в 1993 году биографический центр Кембриджа назвал вас человеком столетия?

- Весьма спокойно. Было выдвинуто на это звание 40 кандидатов. Во второй тур прошли три имени: Кабалье, Плисецкая и я. Это довольно сложная и кропотливая система отбора. После этого Российский биографический институт присвоил мне звание «человека года» (1993 г.).

Я была удостоена этих званий за многолетнюю деятельность в сфере музыкального искусства. Мою кандидатуру представила Международная академия творчества.

- Интересуетесь ли вы политикой?

- Неизбежно интересуюсь, хотя я в стороне от этого. Голосовать буду за Ельцина, хотя он и совершил много ошибок. Другие лидеры могут только ухудшить ситуацию в сторону нестабильности.

- Как вы считаете, есть ли выход из такого тупика, в котором оказалась культура в России и у нас?

- К счастью, есть люди, которые понимают, что без культуры невозможно жить. Например в Сургуте, Уфе их немало, и каждый зал там работает так же активно, как в Московской консерватории. Человеку свойственно надеяться и верить в лучшее.

- Как вам понравился Киев через десять лет?

- Вы знаете, он похорошел, я очень рада увидеть знакомые улицы. Меня приятно поразил тот прием, который киевляне оказали моему сольному концерту в Доме органной музыки и доброжелательная атмосфера в оперном театре, искренность и радушие слушателей. Я благодарна фирме «Триумф» за приглашение и прекрасную организацию гастролей, что дало возможность мне и всем моим коллегам, принявшим участие в выступлениях, увидеть ваш прекрасный город и любимых мною киевлян.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно