КИЕВСКИЙ ДЖАЗ

19 ноября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 19 ноября-26 ноября

Прошли времена, когда джаз был запрещен, так как считался буржуазным: теперь эта всеобъемлющая муз...

Прошли времена, когда джаз был запрещен, так как считался буржуазным: теперь эта всеобъемлющая музыка, вобравшая в себя все стили, все жанры, мелодии и ритмы других видов музыкального творчества, успешно развивается и функционирует наряду с классикой, фольклором, эстрадным музицированием и роком, джазовые фестивали, марафоны, концерты демонстрируют мастерство не только зарубежных исполнителей, но и украинских джазменов - аранжировщиков и композиторов, воспитанных в наших училищах и академиях. В чем же секрет музыки, завоевавшей континенты, несущей энергию и восторг, вдохновляющей, как любовь, и целительной, как эликсир жизни? Отчасти, вероятно, в том, что она, возникнув в недрах народной традиции, совершенствуясь и развиваясь, вобрала в себя то лучшее, что было создано в музыке XX века и в далеком прошлом, при этом не утратила самобытности и новизны. Человек, небезразличный к музыке, найдет в джазе то, что будет ему близко, - раздумье блюза, энергию свинга, глубину би-бопа, многоликость регтайма, праздничный пафос симфоджаза, таинство импровизаций.

То, что джаз способен ассимилировать художественные элементы любой музыкальной культуры, вплетаясь в ткань ее произведений, демонстрирует творчество таких композиторов, как Дж.Гершвин, И.Стравинский, М.Равель, Ж.Вьенар, Д.Мийо, В.Вейль, Л.Бернстайн и другие. В фундаментальном исследовании «Музыка XX века» (М., 1976) читаем, что на рубеже веков Клод Дебюсси в поисках новых звучаний опирался на фольклор и негритянский джаз («Кекуок» из «Детского уголка», прелюдии «Генерал Левайн-эксцентрик» и др.). Пентатонику и синкопированные ритмы, аккордовые последовательности, родственные джазовым, Дебюсси использует почти повсеместно: они превращаются в органические компоненты его стиля, так же, как и состав гамелана, старинные лады, целотонный и увеличенный звукоряды, интонационные особенности американского джаза конца прошлого века находим в симфонии А.Дворжака «из нового света», а также балетной пантомиме «История солдата», струнном квартете «Американский» и «Регтайме для 11-и инструментов» И.Стравинского.

Известнейший джазовый пианист и композитор Джон Льюис говорил: «При всей своей новизне и необычности джаз - лишь ветвь на стволе большого дерева, великие достижения всех времен принадлежат ему, равно как и другим музыкальным жанрам». Джаз вобрал в себя все то лучшее, что свойственно музыке как искусству: ритмическую вариативность, мелодическое и тематическое разнообразие, инструментальный и тембровый колорит, образную яркость, глубокий лиризм и накал человеческих переживаний, страстей.

Однако в джазе есть то, что отличает его от других видов музыкального творчество, - это импровизация, то есть создание произведения в процессе его исполнения, когда музыкант является также автором того, что он играет, а слушатель - непосредственным участником акта композиции.

Так как нотация не способна передать все тончайшие интонационные отклонения, тембровые скольжения и нюансы, которые рождаются спонтанно и составляют сущность джазового исполнения, композиции существуют в их непосредственном звучании, в импровизации конкретных исполнителей. Поэтому концерт или запись становятся событием, так как являются неповторимым, единственным вариантом акта творчества, не имеющим аналогов. Таким событием стал концерт, состоявшийся 27 февраля сего года в прославленном зале Национальной филармонии, где выступали такие корифеи, как Ф.Лист, С.Рахманинов, С.Рихтер, Л.Бернстайн, Б.Лятошинский и другие, молодые талантливые джазмены из Киева Ю.Шепета (ф-но), М.Гладецкий (контрабас), В.Иванов (альт-саксофон) и С.Табунщиков (ударные) играли музыку «отшельника из подземелья» - Телониуса Монка, одного из известнейших пианистов и композиторов XX века. Он принадлежал к тем реформаторам джаза, которые в начале 40-х гг. сгруппировались вокруг нью-йоркского клуба «Минтон плейхаус» и в процессе творческих поисков создали новый стиль - би-боп, принципы которого были положены в основу развития современного джаза. Диссонансность тем, полифонизм, усложненность мелодических и гармонических построений, ритмических импульсов, интонационного строя, глубокий лиризм и яркая образность превращают музыку Монка в магический поток звуков, завораживающих слушателей своей волшебной силой.

Чтобы передать все тонкости и сложности такой музыки, нужны высокое мастерство и умение исполнителей, профессионализм ансамблевой игры, блеск импровизации, все это и продемонстрировали музыканты квартета во главе с виртуозным пианистом Юрием Шепетой, которые создали чудо под названием музыка Телониуса Монка. Они продолжают традицию киевского джаза, который, начиная с 60-х гг., с разной степенью интенсивности, успешно развивался. Многие помнят легендарные концерты в джазовом клубе на улице Н.Леонтовича, где выступали украинские и зарубежные музыканты, в частности «Квартет КПД» - ансамбль преподавателей киевского музучилища в составе В.Молоткова, В.Мачулина, Е.Маркова, П.Пашкова и Е.Дергунова. Среди них - композиторы и аранжировщики, коллекционеры джазовой классики, авторы книг по теории джаза, воспитатели молодого поколения исполнителей. 28 октября 1998 г. прошел их концерт-воспоминание в одном из киевских джаз-клубов, где В.Молотков (гитара), В.Мачулин (барабаны), Е.Марков (бас-гитара) и П.Пашков (ф-но) продемонстрировали высокий профессионализм, мастерство импровизации, изысканность стиля и тонкий лиризм.

Петр Пашков в 1984 г. возглавил группу «КОД» (композиционный джаз), а в 1988 г. фирма «Мелодия» записала диск «Це не хеві метал рок» с его композициями. Историк и теоретик джаза, автор широко известных книг «Мелодии джаза» и «Лексикон джаза» В.Симоненко считал П.Пашкова оригинальным композитором и ставил в ряд крупнейших музыкантов Украины. Сейчас он играет в «новом трио» вместе с В.Гриценко (контрабас) и в.Мачулиным (ударные), исполняя собственные композиции и классику джаза.

Говоря о джазовой музыке в Киеве, нельзя забывать, что в течение многих лет ее покровителем был Владимир Симоненко, изучавший, коллекционировавший джаз, способствовавший организации концертов и джазовых фестивалей, поддерживающий талантливых исполнителей и композиторов. В прошлом году его не стало, однако энтузиасты и деятели джаза продолжают начатое им. 28 сентября сего года в зале Союза художников состоялся вечер памяти В.Симоненко, на котором были вручены медали и дипломы тем, кто способствует популяризации джаза, организации концертов и фестивалей в Украине. Играли - французы, и символизм данного факта заключался, вероятно, в том, что, несмотря ни на что, в Киев приезжают джазовые музыканты высочайшего уровня.

Трио Франсуа Корнелу в составе: Ф.Корнелу (саксофоны), К.Чамичан (контрабас) и Э.Эшампар (ударные) играли «музыку без границ» - авторские композиции сложнейшей конструкции, тембрового диапазона, интонационно-мелодической вариативности и стилевого богатства, там были трагизм и лирика, таинственность и бесовство. Эта музыка обладала театральностью, изобразительностью, подражала различным звукам и, казалось, говорила, кричала, восклицала и пела, как живое существо. Нас заставили задуматься над глубинами жизни и смерти, о человеке в этом мире и некой силе, творящей его судьбу, слушатели стали свидетелями рождения высокого искусства, участвуя в акте творчества своими аплодисментами и восторгом...

В Киеве состоялся еще один интересный концерт в сентябре с участием зарубежных музыкантов: в зале Академии легкой промышленности играли звезды польской и европейской джаз-музыки - Лешек Можджер

(ф-но) и Адам Пероньчик (саксофон). Звучали авторские произведения - свободная импровизация с использованием различных инструментальных эффектов и народных элементов мелодики и лада. Энергичный диалог инструментов сменялся соло каждого из исполнителей - как примирение, откровение или исповедь. Тень саксофониста кружилась по залу вместе со звуками, холодный джаз чередовался с горячим; отдельные пассажи пианиста напоминали Шопена, а дудочка Пероньчика имитировала звуки волынки...

Можно было бы рассказать о других талантливых киевских исполнителях - удивительной джазовой певице Наталье Гуре, перспективном саксофонисте Дмитрии Маркитантове, самобытном бандуристе Романе Гринькиве, о группе «Всяк випадок» и композиторе Сергее Доценко. Эти люди творят джазовую музыку, которая обогащает нас, утешает и радует.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно