КИЕВСКИЙ АДРЕС РАХМАНИНОВА

11 августа, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 11 августа-18 августа

В ярчайшем созвездии имен блистательного серебряного века русской культуры память с особым пиететом хранит имя С...

В ярчайшем созвездии имен блистательного серебряного века русской культуры память с особым пиететом хранит имя С. Рахманинова. Его музыка, истинно прекрасная, исполненная особого благородства, драгоценного свойства лирической непосредственности и одновременно могучего волевого напора, драматической экспрессии, тревожности, философской глубины в постижении истины, смысла бытия, — поразительно живое духовное явление, дающее необходимое нам ощущение стабильности, нравственных критериев жизни.

Заняв достойное место в мировой культуре, оказав несомненное воздействие на творческие процессы в России, европейских странах, Америке, композитор принадлежит и Украине. Здесь 18.10.1893 г. состоялся дирижерский дебют двадцатилетнего музыканта. В Киевском оперном театре, одном из ведущих в тот период в стране, исполняли совсем недавно завершенную композитором оперу «Алеко». Шумный успех спектакля был обусловлен яркостью музыки и огромным дирижерским талантом музыканта.

Начиная с 1892-го произведения Сергея Васильевича повсеместно звучали в нашей стране. Сам он вплоть до отъезда за границу в декабре 1917 г. любил играть в Киеве, Харькове, Одессе, выступал также в Днепропетровске и Полтаве.

Внес свою лепту композитор и в открытие Киевской консерватории — ныне Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского. Весной 1910 года Рахманинов знакомился с постановкой дела в Киевском музыкальном училище и в письме в дирекцию Русского музыкального общества сообщал: «Так как моя поездка была связана с ходатайством музыкального училища о реорганизации его в консерваторию, то я тут же прибавлю, что нахожу это ходатайство вполне заслуженным и сам охотно к нему присоединяюсь». В последнее десятилетие активную роль в консолидации творческих сил вокруг личности замечательного композитора, пианиста и дирижера играет общество его имени, организованное в 1989 году в Киеве и возглавляемое энтузиастом музыки Рахманинова, искусства в целом, известным математиком, членом-корреспондентом АН Украины, доктором наук, профессором Михаилом Викторовичем Синьковым. Целью общества является изучение и пропаганда творчества композитора, но далеко не только это. Помощь молодым талантам, открытие для них широкой профессиональной перспективы, что так необходимо, важно в наше сложное время, практическое осуществление процесса возрождения духовности — такова направленность деятельности творческой общественной организации.

Среди масштабных акций, уже осуществленных обществом, — первое в Киеве полное, без купюр, исполнение «Всенощного бдения» силами хоровой капеллы Санкт-Петербурга под управлением В.Чернуженко в 1990 году, конкурсы пианистов, вокалистов, композиторов, музыковедов — учащихся музыкальной десятилетки им.Н.Лысенко, музыкального училища им. Р.Глиэра и Национальной музыкальной академии им.П.Чайковского на получение рахманиновских стипендий, масштабные фестивали, приуроченные 120 и 125-летиям Рахманинова, где венцом становились выступления лучших исполнителей в зале филармонии, концертные поездки учащихся музыкальных учебных заведений в Швейцарию и др.

В нынешнем году Рахманиновское общество вновь заявило о себе, став инициатором интереснейшего, яркого, прошедшего с большим успехом, горячо принятого слушателями концерта- спектакля, посвященного Рахманинову, проблеме родины в его жизни и творчестве.

Проблема эмиграции, драматичность этой ситуации при всей множественности, неоднозначности мотивов, обусловивших ее появление, и разности людских судеб прочерчивается через весь XX век. Существенно изменив смысловую окраску, она не потеряла актуальности в преддверии XXI столетия, тревожно резонируя в наших сердцах и душах. Успех акции — оригинального по жанру концерта- спектакля — обусловлен многими причинами, из которых выделим в первую очередь идею, авторами которой были М.Синьков и художественный руководитель филармонии, народный артист Украины В.Лукашов.

Во втором акте — воплощение той глубокой внутренней драмы, которую пережил великий музыкант, вынужденный под давлением социальных обстоятельств покинуть родину и до конца дней своих сохранивший почвенную связь своего искусства с ее коренными традициями духовности и культуры.

Нельзя не признать, что консолидация творческих усилий в решении проблемы, в данном случае Рахманиновского общества, Государственной филармонии, Национальной музыкальной академии, ведущих исполнителей столицы, использование принципа взаимодействия различных жанровых систем, в частности концерта и спектакля, может привести и приводит к укрупнению смыслового ряда, обновлению художественно-эстетических представлений, усилению контакта между исполнителями и аудиторией, что так необходимо для подлинного проникновения высоких, гуманных идей в людские души.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно