Киевская Осень Средневековья - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Киевская Осень Средневековья

26 сентября, 2008, 12:48 Распечатать

Жители «Країни Мрій» любят мечтать. И мечты эти не улетучиваются, как воздушные замки, а воплощаются в реальные события — фестивали, концерты, диски, складываясь в яркую летопись удивительной страны...

Жители «Країни Мрій» любят мечтать. И мечты эти не улетучиваются, как воздушные замки, а воплощаются в реальные события — фестивали, концерты, диски, складываясь в яркую летопись удивительной страны. Одним из таких событий стало сентябрьское действо «Осень Средневековья», происходившее в Софии Киевской.

— Мы заметили, что на «Країні Мрій» большой популярностью пользуются средневековые танцы. Наверное, потому, что многие взрослые в душе остаются детьми, любят играть в рыцарей, в аристократическую жизнь. Мы решили создать собрание в стиле барокко, посвященное средневековой аристократической эстетике, — рассказал перед началом праздника его творческий вдохновитель и инициатор Олег Скрипка. — Нам, украинцам, играть в барокко проще, потому что элементов барочной одежды у нас сохранилось больше, чем в Европе. С 2004 года несколько раз проводили такой праздник на Контрактовом дворе, а в этом году выбрали Софию, что, безусловно, исторически оправдано. С выбора места вообще все начинается, и сами старинные архитектурные памятники нам помогают.

Профессиональных исполнителей в этой сфере не очень много, и здесь представлены лучшие: Нина Матвиенко, ансамбль старинной музыки Константина Чечени, Тарас Компаниченко и коллектив «Хорея козацька». Интрига вечера состоит в том, что одновременно будет происходить музыкальное аристократическое собрание и презентация диска «Украинское барокко» из серии «Шедевры украинской музыки», которую выпускает издательство «Країна Мрій».

Наш город Киев имеет славную средневековую историю, и мы хотим напомнить об этом людям. Так, в средневековье на Контрактовой площади ежегодно в сентябре устраивали большой городской праздник, который открывал Новый год, обозначал окончание лета, завершение торгов и заключение контрактов на будущий год. На праздник сходились цеховые братства со своими хоругвями, знаменами, песнопениями. Каждое братство приносило большую восковую свечу и проводило обряд «Весілля свічки», или, как говорили в народе, «Женіння свічки». Люди пели, танцевали, а в полночь каждый человек на площади зажигал свою маленькую свечку, приносил домой и ставил перед образами. Сегодня у каждого здесь тоже будет своя свечка, и каждый сможет зажечь в своем сердце огонь из древних времен. Думаю, что с помощью таких мероприятий и формируется настоящая украинская элита.

…Красиво ступила «Осень Средневековья» на подворье Софии, она сочетала в себе торжественность и веселье, игру и серьезность, и было в ней настроение осеннего чуда. У стены храма зеленело дерево счастья, прообраз новогодней елки, украшенное конфетами, бубликами и записками с заветными желаниями на разноцветных ленточках, и каждый мог обратиться к дереву со своей мечтой.

Гостей встречали казаки в полном воинском облачении, девушки в старинных одеяниях. Кстати, многие приглашенные тоже пришли в костюмах, что прибавляло атмосфере праздничного средневекового собрания, которым вдохновенно руководил заслуженный артист Украины Тарас Жирко. Бравые казаки, они же почитатели военной истории из «Департамента военно-культурной антропологии» под управлением президента Олексы Руденко изобразили историческую картину разведения военного караула. Песни далеких столетий в исполнении Тараса Компаниченко и ансамбля «Хорея козацька» поразили текстами, полными необычайно живого смысла, — песнопение «С нами Бог» придворной капеллы князя Константина Острожского, «Дума» гетмана Мазепы, другие музыкальные жемчужины.

Движется от Софийской колокольни шествие, сопровождаемое пением хорового ансамбля церкви Благовещения Киево-Могилянской академии (руководитель Валентина Шовкун). Несут свечу — начинается обряд «Женіння свічки». И вот уже все стоят со свечками, передавая огонь друг другу. Чудная картина множества мерцающих огоньков, побеждающих темноту осенней ночи. А когда пела Нина Матвиенко в сопровождении ансамбля старинной музыки Константина Чечени, голос певицы возносился над куполами и колокольней, словно птица летела по небесной дороге и звала за собой словами Феофана Прокоповича «Хто кріпко на Бога уповая, тот недвижим смотрить на вся злая».

Кульминацией праздника стал танцевальный мастер-класс Тараса Компаниченко — это был настоящий фейерверк из музыки, движения и улыбок. Перед каждым танцем Тарас показывал фигуры, объяснял, и люди кружились, объединялись в единую цепочку, расходились по парам. По лицам тех, кто не решался присоединиться, заметно было, что душой они — с танцующими. А еще эти танцы с особыми ритмами, под непривычное звучание инструментов, способны вызвать из подсознания два полярных образа: самозабвенные пляски наших предков, описания которых часто встречаем у Гоголя, и медитативную безмятежность казака Мамая. Сочетание несочетаемого, счастливый момент…

Кобзарь Тарас Компаниченко и все участники «Хореї козацької» — Данило Перцов, Юрко Фединский, Северин Данилейко, Ярема Шевчук, Сергей Охримчук, Алексей Кабанов — играют на старинных инструментах с необычными названиями. Колесная лира, казацкая лютня, лизард, шалмей, басоля, пандора, дуда — почти все они сделаны руками самих музыкантов.

— Тарас, во время своих выступлений вы часто предлагаете людям танцевать, и все с готовностью откликаются. Расскажите, каким танцам вы учите? — спросили мы Тараса Компаниченко.

— Это позднесредневековые и ренессансные танцы — украинские, французские, итальянские и те, что танцевали во времена Речи Посполитой. Народные, бальные, салонные, все они в большей степени демократичные. Украинские танцы имели параллели у других народов, и мы хотим показать, что уже тогда происходил культурный диалог в едином европейском пространстве.

— Что вам дает погружение в музыкальную историю?

— Для меня это — путешествие во времени, эстетизация пространства и живое познание того мира, в котором жили наши прадеды. Ты знаешь живопись, скульптуру, архитектуру прошлого, но этого мало. А музыка все оживляет, история начинает дышать, литература звучит по-другому. И вдруг оказывается, что поэзия — не просто сухая школярская рутина, которую ты прочитываешь, и ничего не остается. Возникает особая эмоция, способность познать время с помощью песни. Старинная музыка позволяет это сделать, она особо обогащает в нашем мире, забитом дикими ритмами. Дает человеку возможность остановиться и познать себя.

— А почему праздник называется «Осень Средне­вековья»?

— Это название книги Йоха­на Хейзинги о жизни и культуре Европы позднего средневековья. А эпоха, которую мы представляем музыкальными произведениями, это конец украинского средневековья, своего рода межвременье. И по времени проведения название подходит, потому что византийский новый год отмечался осенью. Я давно мечтал возродить старокиевскую традицию празднования византийского нового года, и рад, что нам удалось это сделать.

Мы хотим вернуть традиции старого Киева в современную культуру, возможно, так мы остановим разрушение города. Может быть, тогда вельможи смилосердятся над древними киевскими валами, перестанут раздавать землю под офисы и страшные новоделы, и старый Киев вновь обретет свое лицо.

Я рад, что сегодня было много детей. Важно, что они увидели, что люди могут собираться вместе без телевизора, петь и танцевать с друзьями.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно