«КИЕВНАУЧФИЛЬМ» УТОНУЛ МОЛЧА.

26 апреля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №17, 26 апреля-6 мая

Когда придет время экономического подъема и общего благополучия, кто-нибудь подсчитает, что мы потеряли на нелегком пути перехода к рынку...

Когда придет время экономического подъема и общего благополучия, кто-нибудь подсчитает, что мы потеряли на нелегком пути перехода к рынку. Среди прочих потерь тогда назовут целые направления науки. Недосчитаются и развитой системы популяризации знаний. Как-то осталось незамеченным, что украинские читатели популярной научной литературы напрочь и сразу оказались оторванными от информации о том, что творится в мире науки. Еще недавно до 40 процентов общесоюзной аудитории таких журналов, как «Знание - сила», «Наука и жизнь», и т.д. составляли украинские читатели. Студия «Киевнаучфильм», имевшая высокий европейский рейтинг, осталась не у дел. Даже название поменяли. Режиссеры, редакторы, операторы молча разбежались, даже не заявив через прессу о своих проблемах - сказалась многолетняя привычка работать в условиях абсолютного директорско-редакторского диктата. В итоге большая европейская страна осталась без налаженной системы рекламы знаний. Не исключено, что эта потеря для нашего общества в отдаленной перспективе окажется более опасной, чем нынешние страдания науки.

А был ли иной выход? - напрашивается вопрос. Большинство наверняка придет к весьма безутешному выводу: «Не было! Научное кино и научно-популярная литература должны были умереть, так как зачем они государству и кто в это будет вкладывать деньги, если пока не востребована сама наука?»

При всей очевидности такого ответа он глубоко неверен. Обратитесь к примеру нашего северного соседа - научно-популярная литература здесь стала одним из наиболее доходных сегментов издательского бизнеса. Прилавки буквально завалены подобной прекрасно изданной литературой. Небезынтересно, что книги нередко написаны и, особенно, нарисованы у нас. Украинские иллюстраторы почти полностью переключились на обслуживание наших соседей: России, Чехии, Польши. Немало украинских графиков работает в Германии, США, Канаде. Если это хоть какой-то, но выход, то положение с научным кино поистине катастрофическое - создатели фильмов, которые из года в год занимали ведущие позиции на всех фестивалях Европы и даже мира, вдруг оказались не у дел. Ни заказов, ни работы. Александр Роднянский - редкое исключение, но исключение, подтверждающее высокий класс студии, профессионализм ее сотрудников. И если другим не удалось прорваться с таким же триумфом на телевизионной рынок Европы, можно было бы поставить им в упрек - почему же и вы не выучили английский язык и т.д...

Но можно было бы поставить вопрос и по-другому: а почему студия вовремя не переориентировалась на другие рынки? Почему не следовала за причудливыми поворотами требований этого рынка - ведь еще в 70-е годы в студии ежегодно вывешивался список фильмов, закупленных телевидением других стран. Он был весьма внушителен. Однако ни старое, ни новое руководство студии открывавшиеся здесь возможности оценить не хотело.

Не менее наивным было поведение и в новых условиях, когда стало очевидно уже всем, что киностудия должна переориентироваться на телевизионное производство. В итоге на стороне зародилось множество компаний, занимающихся производством программ и фильмов, а студия с налаженным производством оказалось не у дел. Безнадежный менеджерский непрофессионализм студийного руководства хорошо просматривается на фоне поисков другой организации, которая так же делает свой бизнес на том, что «несет свет людям», - обществе «Знание». При нем работает планетарий. Совсем уж безнадежное с коммерческой точки зрения предприятие. Кстати, не только сейчас, но и во все времена. Подтверждение того - «переориентация планетариев» в других странах СНГ под склады, кафе, дискотеки.

Однако в Киевском планетарии сегодня не просто теплится, а кипит жизнь. Почему? Объяснение простое - здесь давно привыкли жить не за государственный счет. Самостоятельность в поиске пути для выживания развила у местного руководства столь необходимое в настоящее время «умение крутиться». Собственно, в этом может убедиться каждый, кто посещал театрализованную программу для детей, которая шла во время каникул буквально с утра и до вечера. В этой программе были и настоящие жемчужины, заслуживающие отдельного разговора.

Например, небольшая 45-минутная пьеса для детей «Приключения маленького Телескопчика». Украинские драматурги ухитрились вокруг, казалось бы, безнадежного героя - маленького Телескопчика - закрутить такие драматические события, что темпераментная аудитория младших школьников не имела ни минуты покоя. Дети во время спектакля вскрикивали, вскакивали с мест, орали, спасая бедного Телескопчика, который по воле сценаристов попадал в небезопасные ситуации...

Прекрасный урок тем, кто считает, что сопереживать можно только в детской пьесе о Бабе-Яге или Змее-Горыныче. Оказывается, при умении не менее драматические события можно раскрутить и на звездном небе, и даже в микромирах. Естественно, все это не получилось бы, если бы в планетарии ограничились добротным сценарием. Здесь пошли не стандартным путем для такого серьезного учреждения - пригласили высококлассных актеров.

Спектакль поставил Олег Раенко из санкт-петербургского Большого драматического театра. В общем, первый блин в Звездном театре явно не получился комом. Молодцы! Конечно, дети - благодарный зритель, но увы! Не самый выгодный. Чтобы вернуть вложенные в постановку деньги, нужно было ох, как покрутиться. Однако, покидая планетарий, думалось о другом - в то время, как первоклассные коллективы, работавшие на этой ниве, из-за бездарного и недальновидного руководства давно уже распались и пустили былую славу по ветру, небольшой и незаметный в прошлом коллектив планетария остался на плаву, несмотря на экономические бури, и даже набирает обороты.

Пока не до жиру. Лихорадочно ищут спонсоров. Они необходимы как глоток воздуха, чтобы сделать следующий шаг. Но даже без них у театрализованной программы обширные планы: уже заказаны пьесы для новогодних представлений. И все по высшему классу - с хорошими актерами, первоклассными постановщиками, костюмами. Далекий прицел - принять участие в Международном дне планетариев, который недавно учредили итальянцы. Киевляне и раньше со своими звездными фантазиями были лучшими в Союзе, а сегодня на всем эсэнгэшном пространстве им вообще равных нет. Уровень киевлян оценили немецкие коллеги. Не исключено, что впереди гастроли в этой стране, где издавна любят и ценят планетарий, как вид развлечения и обогащения знаниями одновременно.

В общем, сегодня задача коллектива - продержаться еще немного. Продержаться. Как бы ни искушал простой расчет - махнуть на все рукой и сдать Звездный зал под хранилище компьютеров или гербалайфа. Нельзя! Время, когда и на улице украинской астрономии будет праздник, не за горами. Не исключено, что будущий Кондратюк вспомнит тот день, когда он ребенком побывал в Звездном театре и решил заняться Космосом. Тогда все, кто сегодня стремительно и без боя покинул столь ухоженную и вроде бы многообещающую ниву популяризации науки, с сожалением скажут: «Жаль, а ведь и мы могли сделать что-то подобное!»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно