«КИЕВ МУЗИК ФЕСТ’99» — МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОНТЕ-КРИСТО

15 октября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №41, 15 октября-22 октября

К десятому юбилейному «Киев Музик Фесту» готовились основательно. Не хотелось в праздничный год «ударить в грязь лицом», стойко выдерживая потом шквал критики...

К десятому юбилейному «Киев Музик Фесту» готовились основательно. Не хотелось в праздничный год «ударить в грязь лицом», стойко выдерживая потом шквал критики. Поэтому фестивальную неделю старались максимально насытить музыкальными событиями, «озвучив» 90% предложенных произведений. Значительным подарком к юбилею стал также выпуск «Дайджеста «Киев Музик Фест» (при содействии арт-директора И.Карабица), в котором были собраны отклики прессы за все предыдущие годы существования фестиваля.

Главного события сезона ожидали с нетерпением и рвением: из консерватории, этой Мекки музыкального искусства, трижды таинственно исчезала афиша фестиваля. Все были заинтригованы до последнего дня, а на устах «поселился» вопрос: «Что же у них получилось на этот раз?»

Ознакомившись с программой, слушатель смог убедиться, что некоторые тенденции прошлых фестивалей настолько живучи, что стали традицией. Так украинский и зарубежный «секторы» соотносились как один к трем, и поэтому наши произведения находились не «в контексте», а «на фоне» музыки отдельных представителей зарубежного мира (но - из 21(!) страны). Сокращено количество гостей фестиваля, но это вполне компенсировалось качеством: поистине незабываемыми стали джазовый вечер памяти В.Симоненко с трио Франсуа Корнелу из Франции, исполнение современных зарубежных новинок Ирмилой Босслер (флейта) и Бернхардом Кастнером (фортепиано) из Лейпцига, лекция профессора Монреальской консерватории Вероник Лякруа «Современная музыка Канады» и концерт, где она выступала в качестве дирижера.

Так же, как и в прошлые годы, количество симфонических концертов не радовало (4), при этом не обошлось без сокращений новых произведений. Не состоялась премьера симфонии №7 «С того света» Н.Полоза, и музыкальную постэсхатологию перенесли на будущий фестиваль. В нынешнем сезоне ставка делалась вновь на камерную музыку. Но теперь главным действующим лицом была не «Киевская камерата» (неизменный «спасательный круг» минувших лет), а солисты, дуэты, трио...

Приятно удивило отсутствие откровенных «клякс» в составлении фестивальных программ. Особенно «оригинальным» в смысле логики компоновки произведений оказался, пожалуй, только один концерт: в программе духового оркестра соседствовали «Колыбельная Клары» Дж.Гершвина, антракты из «Катерины Измайловой» Д.Шостаковича, «Прелюд» Л.Ревуцкого.

Первые же концерты проиллюстрировали новую (вернее, уточненную) концепцию фестиваля, сложившуюся со временем и подтвержденную И.Карабицем на пресс-конференции: «Музыка пишется для того, чтобы она звучала, поэтому будут исполнены не только новые, но и просто хорошие произведения». В этой новой номинации фестиваля были сочинения прошлых десятилетий М.Скорика, Е.Станковича, И.Карабица, А.Шнитке, вокальный цикл «Ступени» В.Сильвестрова, концерт «Шедевры хоровой зарубежной классики» в исполнении хора из г.Дармштадта. А из новых опусов публика тепло принимала произведения Ю.Ищенко, Б.Фроляк, М.Денисенко, Л.Юриной, А.Гринберга, С.Лунева, что не скажешь о некоторых исполнителях, особенно относительно «Квадро-музыки» №3 («Дуэли») В.Рунчака. В то время как звуки, вызывая друг друга на дуэль, создавали «новые миры» в пространстве зала, один из оркестрантов, ожидая жеста дирижера, демонстративно поглощал информацию из пресловутых «Фактов». Но это одно из исключений. В целом исполнительское мастерство и этика - уже неотъемлемая грань фестивальной хроники. И в подтверждение этого тезиса нынешний «Фест» открылся гала-концертом, где был сделан акцент именно на исполнительских силах Украины («Ars nova», Киевский квартет саксофонистов, «Камерата», женский хор КВГМУ им.Глиэра, А.Баженов ...). Среди галереи имен фестивальной недели выделился флейтист Олег Вишневский не только своим мастерством, а и тем, что умудрился дважды исполнить два произведения. Одно из них - собственный опус «Желания ночного мотылька», который в прошлом году занял первое место на Международном конкурсе импровизации в Лейпциге. После одного из концертов ему даже предложили заполнить анкету для ныне создаваемой «Енциклопедії сучасної України». Будем надеяться, что не только для отдельных представителей, но и для истории всего «Киев Музик Феста» в новом издании отведут несколько страниц. Были на Фесте и исполнительские подвиги: после того, как пианистка Евгения Басалаева отказалась участвовать в концертах (якобы из-за того, что зал не соответствовал ее требованиям), композитор и пианист Андрей Бондаренко за 5(!) дней подготовил концерт для фортепиано с оркестром Ж.Колодуб.

Важным в истории отечественной музыки стало возрождение на одном из хоровых концертов фестиваля ранее запрещенного произведения Л.Ревуцкого «Зима» из неоконченной хор-оперы на слова А.Олеся. Конечно, понятен торжественно-патетический, празднично-приподнятый тон исполнения хора им. П.Майбороды Национальной радиокомпании Украины, но много тонких нюансов произведения украинского классика потонуло в бесконечном форте. Хотя публика принимала хорошо.

Кстати, о публике. О ней привыкли говорить в двух плоскостях - зал заполнен или нет. А на многих концертах этого фестиваля наблюдалась «крещендирующая форма»: как-будто долго находясь в сомнении, слушатель по инерции все-таки приходил (при этом в памяти возникает строка из небезызвестного юбиляра: «...не зарастет народная тропа»).

Символичным, исполненным катарсиса, стал хоровой концерт в кафедральном соборе Св.Александра в день Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. Две премьеры «Канон покаянен» А.Пярта и «Месса» М.Скорика воспринимались как две молитвы, вознесенные за всех нас. И хотя был несколько непривычен шквал аплодисментов в храме, публика долго приветствовала Скорика, который предстал в произведении в новой ипостаси. Кардинально противоположной премьерой оказалась пьеса для фортепиано «Здесь» С.Зажитько. «Страдание» над двумя нотами, с большим усердием и искаженным злобой лицом, в контексте фестиваля воспринималось как пародия на произведения под девизом «серьезно ни о чем». Среднеуровневый «звуковой балласт» - уже изживающее себя внутрифестивальное течение. Но С.Зажитько в этом сезоне отдал дань именно ему. Гром аплодисментов после премьеры воспринимался не как искреннее приветствие, а как включение публики в игру, предложенную композитором.

В целом панорама украинской музыки подтвердила плюралистичность постмодернистской эпохи, в которой сосуществуют произведения разной векторной направленности: фольклорной, джазовой, интеллектуально-рафинированной, ностальгически- лирической и, что особенно стало актуальным на пороге века, молитвенно-покаянной (концерт Черниговского хора им. Бортнянского).

Оглядываясь назад, вспоминая прошлые годы, понимаешь, что «Киев Музик Фест» - и современное событие, и уже история, большая и неповторимо яркая. В свое время осенний фестиваль, открывая новые имена, проложил дорогу весеннему - появился «Форум музыки молодых»; в рамках Феста проводился конкурс композиторов им. Марьяна и Иванны Коць; стал традиционным заключительный концерт победителей конкурса юных пианистов им. В.Горовица. В этом году возродились забытые произведения наших классиков. Может это начало новой традиции?

Нынешний фестиваль вселил оптимизм. Конечно, блестящего, без промахов юбилея не получилось (при этом - по общеизвестным, в частности, финансовым причинам). Но «кривая» графика фестивальной жизни, несколько предшествующих лет неуклонно спускавшаяся вниз, теперь уверенно «вырулила» вверх, и общее число концертов недели - 29 - поднялось до отметки, которая была достигнута в 1995 году. А нам остается поприветствовать этот рывок и произнести девиз Монте-Кристо: «Ждать и надеяться!» Ассоциации с известным романом А.Дюма не случайны, ибо «Киев Музик Фест» вполне сравним с Монте-Кристо, но не с блестящим графом, а одиноким островом в море, таящим драгоценный клад, которому нужно поверить, открыть и предъявить всему миру.

Впереди 11-й фестиваль, «Киев Музик Фест-2000». Часы истории будут плавно переходить в новое тысячелетие. Будем «ждать и надеяться», что новый отсчет начнут и фестивальные стрелки.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно