«Кармен», обмен. В Национальной опере «соревновались» украинские и европейские интерпретаторы творчества Бизе

Поделиться
На сцене главного музыкального театра страны состоялась украинская премьера международного проекта «Кармен»...

На сцене главного музыкального театра страны состоялась украинская премьера международного проекта «Кармен». Эта постановка — прецедент европейского антрепризного оперного спектакля. Участвовали — как европейские гости, так и украинские музыканты. В итоге, как говорится, победила «дружба»… И музыка: Бизе — даже, порою, в спорном исполнении — компенсирует некоторые издержки международного оперного «производства».

История этого интернационального оперного мероприятия — пример рачительного современного западноевропейского театрального менеджмента. Весной этого года на стенах украинских консерваторий появились объявления, на которых три организации — Foundation International Opera Productions, Supierz Music Management B.V. (Голландия) и продюсерское агентство «Проскурня продакшн» (Украина) — приглашали молодых вокалистов принять участие в кастинге на главные роли в новой международной постановке оперы Жоржа Бизе.

Только в Украине за три месяца было прослушано 78 молодых артистов. По окончании отбора началась работа над постановкой в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества. В начале сентября были проведены открытые репетиции в Большом зале консерватории, и уже отсюда спектакль отправился на окончательную огранку в Нидерланды.

И опять-таки, согласно законам современного западного менеджмента, спектакль создали всего за 33 дня.

23 сентября в голландском городе Бреда состоялась премьера, после которой «Кармен» с успехом была показана на сценах театров Бенилюкса: от Амстердама, Гааги, Антверпена до Роттердама (всего 24 города). И, наконец, — премьера в Киеве.

Урок этого проекта, весьма полезного украинскому театру, и оперному в первую очередь, в том, что интернациональная творческая команда наглядно продемонстрировала, как можно с помощью минималистских средств (на 90% проект финансировала Международная фундация оперных постановок) создать коммерчески успешный, а главное, современный оперный продукт… Спектакль интересен зрителям.

Второй урок — плодотворное, взаимообогащающее творческое общение исполнителей, музыкантов, режиссеров и художников из разных стран, объединенных одной идеей. Особенно это важно для артистов. И более того, артистов Киевской муниципальной оперы, которых не оставляют в покое чиновники в связи с «перестройкой» театра. Например, данный проект показал, что в той же Муниципальной опере прекрасный хор. А следовательно, высокопрофессиональный хормейстер Анжела Масленникова (чего, к сожалению, не скажешь об оркестре) — не только поющий, но и драматически играющий (не в пример хору Национальной оперы).

Заправляли в проекте голландцы. Музыкальный руководитель и дирижер — Тако Кооистра. Режиссер — Ламберт Бийнен. Сценограф — Йос Гроениер. Они известны в Европе, как одни из лучших современных оперных постановщиков. Художник по свету — Эрвин Юц. Им помогали хорватская художница по костюмам Дияна Босняк, польский гример Агнежка Вольская, украинский концертмейстер Юлия Ященко и ассистент режиссера Яна Загоруйко.

«Материальную» часть спектакля также создавали в буквальном смысле всем миром. Например, изготавливали декорации, шили костюмы и обувь в Киеве и в Черкассах. Реквизит подбирали в Киевском муниципальном, обращались и в художественную мастерскую Национальной оперы.

То же и с солистами. Пять Хозе из Германии, Швейцарии, Мексики и Словении, две Кармен — из Германии и Украины, два Эскамильо (правда, оба выступили весьма неудачно) — из Канады и Одесской оперы, две Микаэлы из Франции и Национальной оперы, а также солисты из Польши и Харьковской оперы.

В результате получился весьма динамичный и режиссерски продуманный спектакль. Артистам в нем не только интересно, драматически насыщенно, но и комфортно сосуществовать (что весьма редко на отечественной оперной сцене).

«Хайтековские» и весьма функциональные декорации — лишь усиливали впечатление надвигающейся трагедии.

Раздвигающийся глухой стальной занавес, будто разрезанный то ли судьбоносной молнией, то ли сердечной кардиограммой пополам, самостоятельно «исполнял» «партию» Рока. Ни один герой не пребывал в статичном состоянии. На сцене постоянно и оправданно что-то происходило. Каждая мизансцена соответствовала музыкальной сути происходящего. Создатели спектакля явно внимательно читали партитуру.

Увы, оркестр Муниципальной оперы в этом смысле оказался явно не на высоте. То ли потому что давно не работал в таком необычном режиме, то ли потому что у них в репертуаре нет так называемых взрослых опер. Но, скорее всего, потому, что и квалификация имеет свойство утрачиваться. Увы, над Муниципальной оперой постоянно — время от времени — сгущаются какие-то тучи. Очевидно, что этот театр не может ритмично и полноценно функционировать — городские власти считают его слишком «дорогой» обузой на шее столицы. Больших затрат требуют декорации, хор, оркестр, содержание здания… Постоянные скандалы сопровождали выставки товаров народного потребления в фойе этого театра (правда, после смены культурной власти в столице — эти выставки снова возобновились). Нельзя винить — при таких обстоятельствах — собственно, музыкантов… Они лишь — очередные «заложники» непонимания и безразличия ценности классического искусства. Непонимания со стороны тех, от кого зависят культурные приоритеты и в столице, и в стране. Поэтому и в «Кармен» заметны некоторые издержки исполнительского мастерства оркестрантов. Темпы, звукоизвлечение, разнобой, неумение слушать и слышать солистов — вот лишь некоторые негативные составляющие. Позитивное же в том, что оркестр Муниципальной оперы как бы извлекли из небытия и выставили на главную оперную сцену страны, дав понять, что и они могут быть востребованными.

Что же касается солистов, то в который раз этот проект дал возможность убедиться, насколько талантливы и недооценены наши голоса. На украинской премьере можно было услышать двух разных Кармен: опытную, стильную, отточенную в плане мастерства немку Астрид вон Федер и начинающую студентку Днепропетровской консерватории Ирину Петрову. Если Астрид показала великолепную драматическую работу (правда, «зазвучала» она лишь во втором действии), то Ирина с первых тактов продемонстрировала богатое, практически «звездное» меццо-сопрано.

Дон Хозе — Джейсон Ким из Швейцарии — порадовал профессиональным, ровным, с пониманием всех музыкальных и драматических нюансировок исполнением своей партии.

Высокий уровень и реноме Национальной оперы проявила Оксана Терещенко в роли Микаэлы.

На высоте и солисты Харьковской оперы Александр Лапин (Данкайро) и Юрий Кудрявцев (Цунига), и гибкие в музыкальном отношении подружки Карменситы Фраскита и Мерседес — солистка нашей Нацоперы Елена Гончарук и полька Агнешка Частка, а также один из контрабандистов Ремендадо — поляк Лукаш Гай.

Единственный, кто практически завалил бенефисный и всеми ожидаемый образ Эскамильо — Александр Стрюк из Одесской оперы.

Все эти досадные и, наверное, продюсерски не просчитанные вещи (такие как работа оркестра или неудачный выбор солиста на одну из ключевых партий), к сожалению, привели к полярным оценкам этого проекта… Бесспорно в итоге лишь одно: нельзя останавливаться.

Именно такие спектакли дают возможность влиять на жизнь театрального искусства в целом (и оперы в частности) в Украине. Важно делиться опытом или приобретать его. Важно дать шанс, который нельзя упустить.

Наконец, важно помочь молодым артистам получить выгодный ангажемент, познакомить их с публикой, а публику — с ними.

Ныне особенно значима ценность подобного примера экспериментальных оперных постановок. Этой радости на украинских сценах — не густо. Точнее — пусто. Порою, получаются вообще довольно забавные коллизии… Главные оперные театры Украины утрачивают и главные классические каноны постановок — то, чем еще в недавнее время была славна «эпоха Ирины Молостовой». И к экспериментальным формам эти же театры относятся как-то настроженно. Вроде бы боятся пустить на свою территорию «чужаков» — тех, кто слегка смахнет пыль с подмостков.

И напоследок…

Увидим ли еще эту же постановку на отечественной сцене, как это изначально и планировалось? Сергей Проскурня как представитель украинского менеджмента ответствовал: «Судьба проекта неопределенна!». Так как в Киевском муниципальном театре оперы и балета для детей и юношества, на базе которого и готовилась постановка, сейчас происходит «кадровая революция». При этом изначально предполагалось, что после европейских гастролей спектакль будет включен в их репертуар.

Пока же из реальных предложений есть только одно — приглашение «Кармен» на гастроли в Испанию. А это значит — «Кармен» пока так и останется международным проектом, прокатом которого будет заниматься собственник спектакля Международная фундация оперных постановок из Нидерландов. Между тем было бы неплохо хотя бы раз в месяц видеть этот спектакль в репертуарной афише столицы…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме