Карловых Вар кризис среднего возраста не коснулся

15 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Один из старейших Международных кинофестивалей, который проходит в живописнейшем месте, название которого — Карловы Вары — он и получил, праздновал в этом году свое сорокалетие...

Шерон Стоун
Шерон Стоун

Один из старейших Международных кинофестивалей, который проходит в живописнейшем месте, название которого — Карловы Вары — он и получил, праздновал в этом году свое сорокалетие. И хотя фестиваль родился через год после окончания Второй мировой войны, но в период с 1959 по 1993-й проводился лишь по четным годам, отдавая нечетные Московскому МКФ, задуманному «старшим братом», со свойственным ему глобализмом, как главное событие в киномире.

Карловарский фестиваль, один из самых престижных мировых форумов наряду с Каннами и Венецией, с годами не стареет. Об этом говорит невероятное количество молодежи, приезжающей посмотреть кино не только со всех концов Чехии, но и со всего мира. Уступая именитым гостям и участникам престижные и довольно дорогие отели, они живут в палаточных городках, сутками внимая кино, общаясь, учась и танцуя на демократичных ночных дискотеках. Те же, кто собирается или уже сделал кино своей профессией, остаются в Чехии до конца июля, т.к. в городке Угерске Градиште с 22 по 31 июля пройдут традиционные занятия в Летней киношколе.

Фестиваль славится своим высочайшим уровнем организации, растущим год от года. Небольшой курортный городок во время фестиваля работает только на него. Гости, журналисты и критики имеют возможность посмотреть фильмы, которые не успели увидеть на экране, в специально созданных видеорумах. Слаженно и четко работает пресс-центр, легкодоступен Интернет и другие виды связи. Разумный каталог, в котором, кстати, целая страница посвящена нашему фестивалю «Молодость». На фестивале был открыт офис «Киноиндустрии», который издал свой каталог и предоставил возможность другим кинофорумам позиционировать себя в индивидуальных боксах. Там можно было назначить встречу, предложить кассету своего фильма к участию в представленном в боксе фестивале.

Многочисленные кинозалы — только в одной гостинице «Термаль» шесть больших залов — заполнены на просмотрах до отказа, а молодая публика, беспрепятственно проходившая на просмотры по специальным аккредитациям, устраивалась в проходах прямо на полу. Конечно, на таком престижном фестивале есть VIP, но общая его аура крайне творческая и демократичная.

На открытии присутствовал Вацлав Гавел с супругой. Это именно он лично пригласил в Карловы Вары Мадлен Олбрайт, Роберта Редфорда и Шерон Стоун. Двум последним, а также известному чешскому кинорежиссеру Иржи Крейчику и любимице Ингмара Бергмана Лив Ульман были вручены четыре «Хрустальных глобуса» — за выдающийся вклад в развитие мировой кинематографии. В специальных программах можно было посмотреть фильм с Шерон Стоун «Сломанные цветы» и большие ретроспективы трех остальных обладателей «Глобусов».

Внеконкурсные программы Карловых Вар традиционно насыщенны и интересны. Одна из них посвящалась творчеству «великана японской анимации» Киноширо Кавамото. Секция «Горизонты» — своеобразный фестиваль фестивалей, где можно посмотреть ленты-призеры самых престижных фестивалей мира — от Канн, Берлина и Венеции до Сан-Себастьяно и Монреаля. В этой программе — несколько последних фильмов работоспособного «культовика» Ким Ки Дука, картины Вима Вендерса, Томаса Винтерберга и др. «Другой взгляд» посвящен экспериментальному кино. Именно здесь очень широко представлен азиатский кинематограф, которым сегодня так интересуется мир. А в «Форуме независимых» ярче всех блистала звезда Александра Пейна — там показывали его ленту «На обочине».

В этом же ряду — «Дни критики «Variety». Здесь обратили на себя внимание немецкая парадоксальная комедия «Шаги к улучшению мира» и бельгийский фильм «Центрнова». Специальная программа посвящена чешскому кино. В ней демонстрировались фильмы 2004—2005 годов. Киноиндустрия Чехии выпускает сейчас приблизительно 20 фильмов в год. В основном, это современные социальные истории, рассказанные с юмором, присущим знаменитому чешскому кинематографу 60-х: Петер Зеленка («Не в ту сторону»), Ян Хржебейк («Вверх и вниз»), член жюри «Перспективы» на Московском МКФ Юрай Якубиско («Пост коитум»).

Украинский кинематограф был представлен двумя картинами. Вне конкурса был показан фильм Тараса Томенко «Пересохшая земля», а в документальном конкурсе свою картину, увенчанную «Золотой пальмовой ветвью» Канн, представлял Игорь Стрембицкий. Оба фильма получили широкий резонанс среди публики и приглашены на многочисленные фестивали. Украина, в отсутствие больших художественных картин, могла бы посоревноваться на ниве документального кино, но в Карловых Варах его показывают только на 35-миллиметровой пленке, а наши документалисты вынуждены работать, в основном, на видеоносителях. Денег же перевести видео на пленку у государства по-прежнему нет.

В этом году программа была представлена тремя конкурсами — основным, документальным (коротким и полным метрами) и приобретшим официальный статус и собственное жюри «На Восток от Запада».

Жюри последнего конкурса возглавлял известный российский критик Андрей Плахов, и ему нетрудно было лоббировать широко представленное там российское кино. Но если «Удаленный доступ» Светланы Проскуриной и «Город без солнца» Сергея Потемкина (об этих работах «ЗН» писало в «кинотаврских» обзорах) остались без призов, то кинодебют Кирилла Серебренникова «Рагин» получил в этом конкурсе главный приз. Кирилл Серебренников — модный и много работающий на телевидении и в театре режиссер, удостоенный многочисленных наград — «Тэффи» за телефильм «Раздетый» и получивший «Чайку» с «Триумфом» за свои театральные работы, — обратился в кино к классике. «Рагин» (в главной роли Алексей Гуськов, который одновременно является продюсером картины) — новопрочтение чеховской «Палаты №6». Режиссерская трактовка вызвала невероятный энтузиазм у жюри, каковой обычно вызывают его весьма спорные, на мой взгляд, театральные постановки — «Сладкоголосая птица юности» и «Голая пионерка» в «Современнике», «Лес» во МХАТе. Вокруг картины аура скандальности. В ее основе — конфликт режиссера и продюсера. В титрах Серебренников значится как «режиссер съемочного периода». Фестивальному зрителю была представлена продюсерская версия монтажа, сделанная в Австрии. Приз получал Алексей Гуськов, но по регламенту денежный ее эквивалент должен отойти режиссеру.

В документальном конкурсе, жюри которого возглавлял израильский оператор Дэвид Фишер, в коротком метре премию получила режиссер из Белоруссии Галина Адамович за картину «Мой Бог». В длинном метре специального упоминания жюри удостоилась работа американского режиссера Мерлин Агрело «Сверхсексуальные бальные танцы», а «Глобус» получил бразильский фильм Маркуса Прадо «Эстамира».

Президентом жюри основного конкурса был известный продюсер, актер и режиссер из Великобритании Майкл Редфорд. Не мудрствуя лукаво жюри отдало предпочтение двум картинам, которые и собрали букет призов в основном конкурсе.

Главный приз и 20 тыс. долларов получила польская лента Кшиштофа Краузе «Мой Никифор». Он же получил приз за режиссуру. Об этой удивительной истории художника-примитивиста Епифана Дворняка, известного под именем Никифор Криницкий, «ЗН» уже рассказывало подробно, когда картина была показана на фестивале в Польше (см. публикацию Андрея Халпахчи). А 80-летняя актриса Кристина Фельдман, блестяще сыгравшая Никифора, получила из рук голливудской звезды Майкла Медсена приз за… лучшую женскую роль.

Три истории, рассказанные израильтянином Эалем Хальфоном в фильме «Эта прекрасная страна» получили специальный приз жюри. А исполнитель главной роли заблудшего полицейского Ури Габриэль стал обладателем приза за лучшую мужскую роль, который он разделил с итальянцем Люком Зингаретти («Выйди в свет»).

Впечатлениями о карловарском кинолете можно делиться бесконечно, не говоря уже о том, что отдельного разговора заслуживает эта благословенная земля — Карловы Вары. Что же касается кино, то не можем не упомянуть об активно работающем на фестивале Центре кино. Именно такие центры, давно уже созданные во многих странах, а не министерства культуры занимаются популяризацией и продвижением своего кино в мире.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно