КАК ЖАЛЬ, ЧТО ВАС НЕ БЫЛО С НАМИ

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 17 октября-24 октября

Подлинные явления искусства обладают поистине царским великодушием: они не отменяют другие вершины, а мирно соседствуют с ними...

Подлинные явления искусства обладают поистине царским великодушием: они не отменяют другие вершины, а мирно соседствуют с ними. Эта подзабытая аксиома вспомнилась мне на одном из концертов прошедшего «Киев-мюзик-феста» - международного фестиваля, усилиями инициаторов проводимого в столице уже восьмой раз. Для не меломанов скажу, что это авторитетный смотр академической музыки со своей аудиторией и традициями, достойным творческим уровнем и разнообразием жанровых форм.

В этот вечер в Колонном зале им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины была представлена программа, посвященная 115-летию со дня рождения Кароля Шымановского - выдающегося польского композитора, пианиста и педагога, к слову, уроженца бывшей Херсонской губернии. Исполнялись 3 пьесы в старинном стиле для струнных современного польского композитора Хенрика Гурецкого, симфонический триптих «Извечные песни», этюд и Второй концерт для скрипки с оркестром Кароля Шымановского. Последнее произведение, написанное под воодушевляющим влиянием гуральского фольклора, композитор считал одним из своих наивысших достижений. И неудивительно, что концерт стал несомненным украшением программы, её пленительной эмоциональной кульминацией. Дирижировал Януш Повольный - генеральный менеджер филармонии в Ополе, довольно молодой, но разносторонний музыкальный деятель. Его дирижерская манера может быть названа фирменно польской - плавная, выразительная, но, к счастью, далекая от небрежности. И самое главное - Януш Повольный совпал в прочтении Кароля Шымановского с солистом концерта - Германом Сафоновым. Тут нелишне заметить, что «Киев-мюзик-фест» в который раз демонстрирует - украинская исполнительская школа не проигрывает от любого сравнения. В данном случае и дирижер, и солист - набирающий концертирующую силу и признание Герман Сафонов подарили многочисленным слушателям и творческое взаимопонимание, и волнующее музыкальное послание давно ушедшего композитора. Концерт Кароля Шымановского - отнюдь не простая в своей структуре музыка, но главное её свойство в том, что она доверчива. И если позволительно в этой связи продолжить, то хотелось бы сказать вот о чем. Для многих из моего поколения кумирами были Альфред Шнитке и Софья Губайдуллина, Эдисон Денисов и Валентин Сильвестров, Мирослав Скорик и Леонид Грабовский - с их мучительным напряжением, отсутствием мелодии как знака душевной цельности, судорожным нащупыванием интонации, звука, обрывочным и бесконечным стремлением к свету через стоны и вздохи, взрывы и пустоту. Для меня и моих друзей эта музыка совершенна и гармонична. Такой была, такой и осталась. А музыка, которую мы в данном случае слушали в Национальной филармонии, была мелодичной и доверчивой. И ей также открывались чуткие сердца. Из всего вышеизложенного следует вывод. Он принадлежит Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Гений сказал гениально: «Музыка должна звучать!» При всем нашем почтении к библиотечным партитурам.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно