Как спасти Довженко от Вовкуна. Уникальный национальный киноцентр стал территорией частных интересов? - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

Как спасти Довженко от Вовкуна. Уникальный национальный киноцентр стал территорией частных интересов?

21 ноября, 2008, 15:17 Распечатать

В таинственных кабинетах Минкульта недавно созрел проект нового приказа, коим предусматривается ...

В таинственных кабинетах Минкульта недавно созрел проект нового приказа, коим предусматривается фактическая и юридическая ликвидация известного в стране предприятия в области кино — Национального центра Александра Довженко, действительного члена Всемирной федерации киноархивов (FIAF) — и создание за счет основных технических и финансовых средств центра нового образования под названием ГП «Кинотелесервис». Что означают такие «мероприятия» Минкульта? Неужели в Украине исчезнет уникальная киноячейка, с деятельностью которой связано рождение таких лент, как «Мамай», «Молитва за гетмана Мазепу», «Владыка Андрей» и многих других?

На собрании трудового коллектива 6 ноября 2008 года внештатный советник министра культуры и туризма С.Круценко и зам председателя Государственной службы кинематографии И.Зосимов, подтвердив существование проекта приказа, так и не смогли объяснить необходимость создания этой новой структуры вместо существующего цеха по изготовлению фильмоматериалов на нашем предприятии.

Единственное невнятное объяснение, прозвучавшее на собрании, — дескать, речь идет о предварительном проекте. Есть подозрение, что данная структура создается под бизнес-интересы С.Круценко, которого планируется назначить директором нового предприятия.

Доселе г-н Круценко занимался музыкальной деятельностью, поэтому не имеет ни теоретического, ни практического опыта управления кинопроизводством. К тому же кажется странной попытка руководства министерства, уничтожив наше предприятие, монополизировать кинопроизводство в Украине в пользу «Кинотелесервиса». Очевидно, что такие действия имеют признаки коррупции.

Вообще-то не было бы ничего зазорного от создания еще одной кинолаборатории в стране, если бы это происходило за счет других источников финансирования, а не за счет средств, полученных на модернизацию Национального центра Александра Довженко. Это является прямым нарушением п. 3 ст. 75 Хозяйственного кодекса Украины и условий, на которых ФГИ Украины дал согласие на отчуждение некоторых объектов недвижимости нашего предприятия (письмо ФГИ Украины №10-24-16583 от 18.10.2007 г.).

Указанные действия руководства Министерства культуры и туризма Украины, видимо, направлены не на защиту государственных интересов Украины в области кинопроизводства, а служат удовлетворению частных экономических интересов министра Вовкуна и его окружения.

Ведь таким решением фактически ставится на грань полного уничтожения единственное в стране действующее предприятие по обработке фильмоматериалов и тиражированию фильмокопий — Национальный центр Александра Довженко и закладывается шаткое будущее для Госфильмофонда исходных фильмоматериалов Украины, входящего в структуру нашего предприятия, поскольку он остается без технологической базы и источников финансирования. Сейчас архив и фильмофонд, являющиеся убыточными по определению, содержатся за счет производственной деятельности центра. В проекте госбюджета-2009 средства на содержание фильмофонда не предусмотрены.

А Минкульт Украины, нарушая действующее законодательство, вмешивается в хозяйственную деятельность нашего предприятия, чем наносит вред его имущественным правам на сумму около 40 млн. грн.

Об истории вопроса

ГП «Национальный центр Александра Довженко» был создан в 2000 году на базе Киевской кинокопировальной фабрики — в недавнем прошлом крупнейшего и современнейшего кинотехнологического предприятия Европы и бывшего СССР — путем ее объединения с Национальным центром Александра Довженко (фактически — Госфильмофондом Украины).

Это объединение создало необходимую технологическую базу для Госфильмофонда. Вместе с тем не прекратилось предоставление кинопроизводственных услуг и тиражирование фильмокопий для коммерческого кинопроката.

За истекшее время Национальный центр Довженко не получил ни одной гривни государственных инвестиций для обновления парка технологического оборудования, которое эксплуатируется уже около 20 лет.

При полнейшем равнодушии государства почти все тиражирование фильмокопий для отечественного кинопроката было перенесено в соседние страны, тем самым лишив госбюджет значительных поступлений и уничтожив и этот источник средств, необходимых для модернизации предприятия.

Руководство отрасли полностью провалило выполнение Закона Украины «Об Общегосударственной программе развития национальной киноиндустрии на 2003—2007 годы» (в части, касавшейся данного предприятия): из предусмотренных им 6 млн. грн. государственных инвестиций Национальный центр не получил ничего.

Только в 2007 году было якобы выделено 1,5 млн. грн. на приобретение новой негативной проявочной машины. Но эти средства должны были поступить двумя траншами в октябре и ноябре и практически не могли быть освоены предприятием до окончания финансового года. Поэтому Национальный центр был вынужден отказаться от этих средств, чтобы не быть обвиненным в нарушении бюджетной дисциплины или нецелевом использовании средств.

В середине 90-х были полностью ликвидированы цеха по обработке фильмоматериалов на украинских киностудиях — как тогда указывалось, «с целью концентрации всего кинотехнологического производства на нашем предприятии».

Следовательно, именно в Национальном центре Александра Довженко функционирует (хотя и на несколько морально устаревшем оборудовании) сегодня единственная в Украине кинолаборатория по изготовлению и тиражированию любых видов фильмоматериалов. Здесь были осуществлены все технологические операции при создании таких фильмов, как «Молитва за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко, «Мамай» Олеся Санина, «Железная сотня» и «Владыка Андрей» Олеся Янчука, «У реки» Евы Нейман, «Богдан-Зиновий Хмельницкий» Николая Мащенко и др.

Техническое и технологическое состояние значительной части оборудования стоимостью десятки миллионов гривен позволяет использовать его еще довольно длительное время.

В сложившихся условиях руководство центра во главе с В.Мандрыкой было вынуждено прибегнуть к отчуждению некоторых устаревших зданий предприятия путем продажи с дальнейшим использованием полученных средств для обновления кинотехнологического оборудования и создания на предприятии современной кинолаборатории, которая бы была способна обеспечить предоставление всего комплекса технологических услуг, существующих в современном кинопроизводстве.

Реализация указанного проекта могла создать условия для его настоящего прорыва в украинском кинопроизводстве и заложить краеугольный камень в возрождение предприятия, превращение его в высокоприбыльную государственную структуру. Планировалось не только приобрести новое оборудование, но и модернизировать имеющееся, которое еще возможно эффективно использовать.

В августе-сентябре 2007 года было разработано технико-экономическое обоснование будущей модернизации, которое одобрили тогдашний министр культуры и туризма Украины Ю.Богуцкий и председатель Государственной службы кинематографии А.Чмиль. Во исполнение указа президента Украины №868 от 13.09.2007 г. МКТ Украины издал приказ №1352/0/16-07 от 30.10.2007 г., положивший начало модернизации.

После отчуждения путем продажи некоторых зданий в декабре 2007 года специалисты центра составили перечень необходимого кинотехнологического оборудования, определили его параметры. Получился довольно сбалансированный, с учетом имеющихся средств, список оборудования. Были разработаны технические условия для тендерных предложений и выполнена вся подготовительная работа для проведения тендера.

Но после смены в МКТ Украины руководства В.Вовкун и С.Круценко в мае-июле 2008 года стали целенаправленно вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия, фактически отстраняя наших специалистов от переговоров с будущими вероятными поставщиками оборудования и настаивая на внесении необоснованных изменений в уже составленный и согласованный с будущими участниками тендера перечень оборудования, которое намеревались закупить.

Несмотря на это, тендер все-таки провели, и 21.08.2008 г. был подписан контракт №04/08 между ГП «Национальный центр Александра Довженко» и компанией «СТМ Дебри» (Франция), согласно которому компания «СТМ Дебри» в декабре 2008 года — феврале 2009-го должна поставить оборудование на сумму 3 млн. 600 тыс. евро по адресу: г. Киев, ул. Васильковская, 1.
12 сентября 2008 г. Центр осуществил первый платеж в размере 1 млн. 440 тыс. евро.

Но и после подписания контракта вмешательство со стороны министра не прекратилось.

Уже после проведения тендера, вопреки действующему законодательству, из списка оборудования была изъята технологическая линейка Telecine HD, крайне необходимая предприятию.

Потом МКТ Украины предложило для установки нового оборудования совершенно неприспособленные помещения на территории Национальной киностудии
им. А.Довженко (экспертное заключение об этом направлено Министерству культуры и туризма Украины в октябре 2008 г. — письмо №577 от 10.10.2008 г.) и «Укркинохроники». Эти здания имеют общую площадь по крайней мере вдвое меньшую минимальной, рекомендованной производителями оборудования, а, с учетом их технического состояния крайне нуждаются в аварийно-восстановительных работах.

Например, для размещения кинопроизводства было предложено здание недостроенного в 90-е годы прошлого века профилактически-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном. Кажется, тут все понятно, любые комментарии излишни...

Во время своей командировки во Францию в сентябре 2008 года С.Круценко, не являющийся стороной контракта №04/08, требовал от компании «СТМ Дебри», вопреки контракту, прекратить разработку технического дизайна лаборатории для Центра Довженко, мотивируя это тем, что никакого оборудования наше предприятие никогда не получит. Представители компании «СТМ Дебри» в письмах и по телефону неоднократно высказывали руководству центра свою обеспокоенность судьбой контракта и непонимание происходящего в Украине.

Генеральный директор ГП «Национальный центр Александра Довженко» В.Мандрыка неоднократно обращал внимание руководства МКТ Украины на ошибочность и вредность этих решений и действий министерства. Но все эти обращения были оставлены без внимания.

В свою очередь из-за позиции министра Вовкуна уже сорваны все сроки разработки дизайна лаборатории и ее технического проекта, до сих пор не начаты никакие работы (строительные и технические) по подготовке зданий к размещению нового оборудования, первая партия которого должна поступить уже в декабре 2008 года.

Запланированное создание «Кинотелесервиса» за счет отчуждения нового оборудования, приобретенного на средства ГП «Национальный центр Александра Довженко», весьма напоминает рейдерскую схему, и весьма удивительно, что за этим стоит уважаемое государственное учреждение — Министерство культуры и туризма...

Решение руководства МКТ, которым не предлагается никакой полноценной замены, просто медленно убьет единственное в Украине предприятие по обработке и тиражированию фильмоматериалов, на котором пока еще работают уникальные специалисты, которых не готовит ни один вуз страны.

Еще одной возможной причиной рейдерской атаки на предприятие трудовой коллектив считает попытки частных структур, не без покровительства некоторых государственных чиновников, за бесценок приобрести три производственных корпуса, еще остающихся в государственной собственности и хозяйственном ведении Национального центра. Одним из механизмов осуществления намерения может стать искусственное доведение предприятия до банкротства.

Грустное это дело жаловаться на министерство... Но надеемся, что Закон и Государственный Интерес в Украине — все-таки не пустой звук.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно