КАК СОЗДАТЬ ЛАУРЕАТА

17 декабря, 1999, 00:00 Распечатать

Говорят, в Украине наблюдается «взрыв талантов». Будущее родилось и растет. И наряду с бесчисленно...

Говорят, в Украине наблюдается «взрыв талантов». Будущее родилось и растет. И наряду с бесчисленной детской беспризорностью и среднестатистическим школьным аборигенством (помните, Пушкин - зарубежный писатель?) появилась достаточно заметная прослойка детей-вундеркиндов.

Например, конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Уровень музыкантов, «открытых» конкурсом, приводит в восторг мировое музыкальное сообщество. А поскольку в наше время из всего нужно уметь извлекать дивиденды, понятно, почему талантливые дети не остаются без присмотра. Для нашей, якобы «безкультурной», страны на молодых пианистов спрос достаточно высок. И уровень солидный: Владимир Крайнев, конкурс памяти Горовица, жена Президента…

Конечно, они делают благое дело, но мы не задумываемся о том, откуда берутся все эти вундеркинды? Не секрет, что талант у маленького ребенка нужно заметить, развить, воспитать, а уже потом «лепить» лауреата международного уровня. На последнем этапе подключается «тяжелая артиллерия». А весь изнурительный путь к успеху, как правило, остается за кадром. А с ними имена тех педагогов-энтузиастов, которые на самом трудном этапе формирования личности будущего музыканта ставят правильный «диагноз» - талант, вундеркинд, гений. Это они, безымянные педагоги, уговаривают родителей (стремящихся дать ребенку коммерчески оправдываемую в будущем профессию) купить хороший инструмент, не менять музыкальную школу на школу с изучением восточных языков и т.д.

Вот типичный пример такого пути. Алексей Гринюк - лауреат Первой премии и Золотой медали III Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица…

В музыкальную школу №19, которая «обслуживает» Академгородок, Беличи, Ново-Беличи и Святошино (ютясь при этом временно - уже 17 лет - в неэстетичном здании, арендуемом у местного жэка), он попал в 6-летнем возрасте, влекомый за руку своим папой, молодым аспирантом-математиком.

Бессменный директор школы Майя Александровна Величенко и первая учительница лауреата Елена Григорьевна Гураш вспоминают, что мальчик был застенчив и ничем особенно не выделялся. Правда, чувствовалась любовь родителей к музыке: дома имелись грамзаписи классической музыки, часто посещались филармонические концерты, папа-математик играл на аккордеоне, но в доме будущего лауреата еще не было фортепиано. Тем не менее, через месяц занятий Елена Григорьевна Гураш пригласила на урок с Гринюком директора школы. Алексей продемонстрировал прекрасный слух, отличную музыкальную память, необыкновенно точную для столь сжатого срока обучения читку нотного текста. А в скором времени пригласили папу-математика и объяснили, что такое чудо надо вести в специальную музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей им. Н.Лысенко. Хотя занятия с таким ребенком для каждого учителя-музыканта сладкая мечта: уже через год-два Гринюк мог бы прославить школу и своего педагога многочисленными наградами на конкурсах.

В десятилетке Гринюк попадает в руки прекрасного педагога - Гридневой Наталии Витальевны. Она научила Алексея, по его признанию, всему: великолепной пианистической оснащенности, высокому профессионализму, сценической выдержке, музыкальной образованности, артистизму. С первого года обучения в десятилетке Гриднева начала ездить с Алексеем по городам Украины с гастролями, на конкурсы. И вот первая престижная победа - конкурс им. С. Дягилева в Москве в 1991 году. После этого награды посыпались со всех сторон. Тем не менее инструмент родители Гринюка смогли приобрести, когда мальчик уже ходил в 5-й класс. Да и нормальную квартиру семья с двумя одаренными детьми (младший брат Алексея тоже уже лауреат) получила совсем недавно…

Известность в Украине Алексей Гринюк получил после победы в международном конкурсе памяти Горовица, когда ему «повезло» с соперниками: уровень старшей группы был настолько высоким, что у жюри и зрителей просто захватывало дух. Это сделало победу Гринюка еще более достойной. За этой победой также стоял тяжелый и «бесславный» труд педагогов. К этому времени Алексей уже закончил Киевскую консерваторию у Козлова Валерия Олеговича и третий год занимался в Лондонской музыкальной академии у педагога Хэмиша Милна (кстати, отъезд в Лондон оплатил Фонд «Відродження», постоянно помогающий не только Алеше, но и другим юным дарованиям).

Сейчас за плечами Гринюка гастроли на Мальте, в Германии, Польше, Хорватии, большое турне по Украине и крупным городам Америки. Но за напряженным гастрольным графиком зрелого музыканта Гринюк не забывает тех, кто открыл для него этот мир. В благодарность за это он дал концерт в музыкальной школе №19 (которая 1 сентября 2000 года, наконец, переедет в новое специально построенное здание), тем самым подарив своим первым учителям надежду и смысл их профессии. Кстати, впервые результат своих трудов педагоги музыкальных школ публично смогут презентовать общественности на вновь учрежденном городском конкурсе юных пианистов имени Владимира Пухальского (к 150-летию со дня рождения композитора, основателя киевской фортепианной школы, первого директора Киевской консерватории, директора Киевского музыкального училища им. Глиэра и учителя Владимира Горовица), который состоится в Киеве 15 декабря. Наверняка у очередного талантливого ребенка с него начнется путь к большой славе. А мораль сей басни такова, как говорят англичане: «You always get back to the bacis» - «Мы всегда возвращаемся к основе»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно