КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В ОДЕССЕ

15 декабря, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 15 декабря-22 декабря

В сборнике «Одесская старина» 1869 года издания написано: «Ришельевская улица начинается театром, п...

В сборнике «Одесская старина» 1869 года издания написано: «Ришельевская улица начинается театром, построенным начально в 1804 году по плану архитектора Томона, но переделанном впоследствии архитекторами Торичелли и Моранди; от этих переделок здание утратило первобытный вид. Это необходимое общественное учреждение в начале своем имело целью выполнение русских комедий и трагедий, исполнявшихся странствующею труппою князя Шаховского».

Из своих двухсот лет существования семьдесят красная Одесса хотя и не была в культурном запустении, но в основном являлась «кузницей» кадров для 1/6 части света. Областной город никто, конечно, не мог назвать захолустьем, но некая культурная местечковость ощущалась во всем. И яркие звезды сцены, экрана, эстрады, вспыхнув тут однажды, светили уже другим городам и странам. Хотя, естественно, были исключения - доброй памяти Михаил Водяной. Много писано о великих одесситах - Ойстрахе, Утесове, Багрицком, Бабеле, но сам город отходил как бы на второй план. В постсоветские незаидеологизированные времена культуру затмили политические шоу. Сегодня же Одесса снова вошла в активное культурное строительство. Это не значит, что она живет богаче, чем вся наша страна. Просто городом управляет команда, которая, обеспечивая быт и социальную сферу, не меньшее значение придает и культуре. Создавая новые муниципальные творческие коллективы - такие, как духовой оркестр, театр «Ришелье», Театр песни под руководством народного артиста Украины Яна Табачника, - власти не только решают проблему «хлеба» для артистов, но и «зрелищ» для горожан, к сожалению, не всегда имеющих деньги, чтобы купить билеты на концерты заезжих звезд. Однако подобная позиция руководства... подвергается жесткой критике!? Например, организация празднования 200-летия Одессы, получившая широкий резонанс не только в Украине, но и за рубежом, довольно долго была предметом обсуждения местной прессы. Причем обсуждалась не столько художественная сторона акции, сколько финансовая. Но на наш вопрос, что заставляет его при скромном городском бюджете удерживать на плаву мощную культурную систему, мэр Одессы господин Гурвиц ответил: «Через 10 - 20 лет люди вряд ли вспомнят о ценах на «Привозе», какую колбасу ели в тот день, но ощущение праздника, память о нем останется навсегда. Невозможно забыть радостные, довольные, счастливые лица десятков тысяч людей, заполнивших Потемкинскую лестницу, ставшую на время большого концерта амфитеатром зрительного зала».

Работающие на перспективу городские власти не забывают и об истории. Так, в ноябре 1995 года провели совместно с одесским отделением Союза кинематографистов Украины Международный симпозиум «Одесская альтернатива-95». И хотя сам факт рождения кино не в Париже на бульваре Капуцинов, а в Одессе, относится к непроверенным данным, известно точно: именно из этого теплого приморского города луч кинематографа впервые проник на территорию Российской империи. Мероприятие почтили своим присутствием народные артисты России Савва Кулиш, Ирина Мирошниченко, Зиновий Гердт, народные артисты Молдовы Светлана Тома и Николай Гибу, заслуженные деятели искусств Украины, кинорежиссер, секретарь правления Союза кинематографистов Украины Борис Данченко и директор фонда «Сто лет кинематографу» Борис Шеменко, кинокритик Александр Рутковский. Говорили, конечно же, об общей для всех стран бывшего Союза серьезной экономической ситуации, о том, что в некоторых развитых европейских странах, кстати, национальный кинематограф в борьбе с американским поддерживают муниципальные власти. Переключаясь с общих проблем, мэтры вспомнили, что именно на Одесской киностудии начинали свой творческий путь режиссеры Петр Чердынин, Иван Кавалеридзе, Василий Шукшин, Станислав Говорухин. Здесь же впервые снимались Наталья Ужвий, Людмила Гурченко, Зиновий Гердт, Владимир Высоцкий, Анатолий Папанов. Размышляя о тяжелейшем состоянии Одесской киностудии, Савва Кулиш предложил, чтобы руководство предприняло существенные меры в отношении налоговых льгот. Правда, проблема эта - общая для всех студий Украины, и решать ее нужно на законодательном уровне. Страшно, когда опустевшие павильоны превращаются в складские помещения. Режиссеры и операторы переходят работать в рекламу. А фамилии украинских актеров все чаще появляются в титрах зарубежных лент. И не важно, что фильмы выпускаются не в дальнем зарубежье, а страны еще недавно назывались республиками. Нельзя ждать, пока раскошелится на кино отечественный бизнес. Быть может, как и сто лет назад, признав общественную необходимость кинематографа, городские власти Одессы возьмутся за поддержку самой молодой из муз. И в титрах фильмов, выпущенных на местной киностудии, будет писаться: киношедевр профинансирован за счет муниципальных средств. Утопия? Не столь редко самые несбыточные проекты воплощаются в жизнь. Время сейчас такое. Не упустить бы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно