ИЗ ЖИЗНИ ГРАФИКОВ

27 августа, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 27 августа-1 сентября

Когда бьется посуда, нужно быстренько сказать: «На счастье», чтобы не случилось наоборот... Когда, при работе над спектаклем, на пол падает текст пьесы, необходимо тут же сесть на него, а то спектакль провалится.....

Когда бьется посуда, нужно быстренько сказать: «На счастье», чтобы не случилось наоборот... Когда, при работе над спектаклем, на пол падает текст пьесы, необходимо тут же сесть на него, а то спектакль провалится... Когда разбивается зеркало - тут уж ничего не поделаешь: жди беды... А вот когда со стены выставочного зала падает картина - это, оказывается, к удаче, к распродаже работ художника, и в первую очередь упавшей, к успеху. «Так чтоб вы и не сомневались - она-таки упала», - хочется мне сказать с неподражаемой одесской интонацией. Прямо во время пресс-конференции, наполнив звоном стеклянных осколков пространство Центра современных искусств «Брама», сорвалась со стены картина американской художницы. И на этой счастливой ноте начался в Киеве I Украино-американский симпозиум художников-графиков.

- Идея проведения такого симпозиума возникла у меня во время пребывания с выставкой работ в США, - рассказывает Екатерина Корнейчук, график, куратор симпозиума с украинской стороны. Я подумала, что было бы хорошо, если бы работы американских графиков могли увидеть коллеги в Украине. Американцы, с которыми я общалась, в свою очередь выразили горячее желание поближе познакомиться с произведениями украинских художников, а заодно и побывать в нашей стране, посетить памятники истории и культуры, пообщаться с людьми. Отбор участников мы старались производить таким образом, чтобы каждый из них представлял какую-то свою технику (офорт, литографию, линогравюру, шелкографию и т.д.), чтобы не было повторов и вырисовывался спектр уровней и возможностей графиков наших стран. Большое внимание уделялось поиску новых техник, приемов и тенденций. Это то, что касается задач творческих. Однако, как известно, в проведении подобных мероприятий не последнюю роль играют материальный и организационный моменты. И тут мы нашли полное взаимопонимание и поддержку со стороны нового творческого объединения «ART NEWS PROJECT», салон-галерея которого находится в павильоне №19 Национального выставочного центра.

Вышеназванная компания возникла весной 1995 г. Она поставила перед собой задачи: «...проанализировать современный художественный процесс, определить его главные направления, поддерживать новые актуальные явления, содействовать творчеству молодых художников и одаренных детей, создать для них возможность реализовать свои планы и войти в художественный процесс страны». Основателями этого проекта являются: Центр современного искусства «Совиарт» (президент В.Хаматов), на счету которого проведение более 20 выставок, среди них: советско-американская выставка современного искусства (1988), программа украино-датских выставок (более 10 выставок произведений живописи, графики и скульптуры), выставка произведений украинских художников в Мюнхене (1922) и др.; корпорация «IPIC» (президент Б.Яценко) - многофункциональная фирма, соединяющая организацию и проведение международных и национальных промышленных и научно-технических выставок с издательской деятельностью и промышленным производством; частная галерея современного искусства «ОБРІЙ», г. Хуст (ректора Й.Блецка и Т.Петренко), которая организует на своей пленерной базе международные симпозиумы, выставки, обменные пленеры с западными базами Румынии, Венгрии, Югославии, Словакии. Здесь уже побывали художники из Польши, России, Финляндии, Франции, Германии, Чехии, Голландии, Колумбии.

- Мы полностью берем на себя содержание наших гостей на территории Украины, устраиваем для участников симпозиума экскурсию по Закарпатью, - говорит Татьяна Петрова, - они будут жить на нашей базе и ознакомятся с коллекцией нашей картинной галереи в г. Хусте. (Кстати, город Хуст - третья в Украине столица, он являлся столицей Закарпатской Украины в 1939 - 1940 гг., и современный украинский гимн был принят именно в то время в Хусте.) По совместной выставке участников симпозиума мы издаем каталог. Надеемся, что в будущем у нас хватит сил, средств и возможностей продолжить наши контакты и провести обменные симпозиумы.

С украинской стороны в симпозиуме принимают участие Роман Романишин, работающий в технике офорта, Александра Прахова (шелкография), Владимир Любый (литография), Наталья Мироненко (компьютерная графика), Екатерина Корнейчук (оригинальная графика с использованием коллажной техники). Свои работы на выставку также представили Андрей Чебыкин (рисунок), Василий Чабанник, владеющий совершенно уникальным мастерством рукотворной книги, и Петр Фелдаши (авторская техника акварели по мокрой бумаге). Старейшина американской группы Лайла Эшер (линогравюра), ей 74 года, работы художницы находятся во многих американских и зарубежных коллекциях. Перси Мартин - владелец печатной мастерской, где работают в технике офорта, акватинта, акварели и мешаной техники. Терри Пармели работает с деревом и японской бумагой. Очень интересны урбанистические работы Майкла Плэтта: в своих литографиях автор использует наложение рисунка на фотографию, употребляя при печатании ксерокопировальные чернила. Пастель Патрика Крэга, преподавателя графики и живописи Вашингтонского университета, рассчитана на творческое сотрудничество со зрителем, на богатство его фантазии. Именно в беседе с ним возникла у меня мысль о том, что, пожалуй, действительно современное искусство, оставляя зрителю простор для воображения, как никакое другое, требует от него же момента сотворчества, апеллируя к его личным творческим качествам и способствуя их развитию. Несомненно, привлекают к себе внимание работы Бобби Лаудон, а также пяти художников, не принимающих непосредственного участия в работе симпозиума, а только приславших свои произведения: Тома Накашима, Мари Энн Рэйли, Яноса Энеди, Криса Фолея, Джедда Споулдинга. Философичны в своей основе и обращены к душе человека «геометрические» пастели Аллы Роджерс. Алла - куратор американской стороны. Это ее энергии симпозиум обязан тем, что американская сторона представлена плеядой таких блестящих графиков.

- Это мой четвертый приезд в Украину - землю, где родились мои отец и мать, - говорит Алла. - Сама я появилась на свет в Германии, а живу в США. В Вашингтоне у меня своя картинная галерея, где я выставляю художников из Центральной и Восточной Европы, в том числе и украинских. Для нас сейчас открываются огромные возможности творческого сотрудничества, обмена информацией, знакомства с культурой друг друга и просто человеческого общения. Члены нашей группы были поражены тем, что, претерпевая такие экономические трудности, украинская сторона тем не менее протянула руку американским художникам, выступила инициатором симпозиума и материально обеспечила наше здесь пребывание. Это говорит о вашем глубоком уважении к искусству и культуре. Мы побывали в киевских музеях и соборах, в мастерских художников, что дало нам огромный творческий заряд. Мы вам очень благодарны.

...Шампанское, любезно предоставленное Американским домом, и музыка лауреата конкурса «Червона рута» Олега Путятина еще более оживили и без того активное общение. «Графика во всем мире уже давно перестала быть Золушкой, - сказала Александра Прахова, - и только у нас художники-графики вынуждены жить с продажи живописных работ. Может быть, нынешний симпозиум привлечет к нам внимание... и покупателей». На что Алла Роджерс ответила, что действительно в США графика пользуется гораздо большим спросом, потому что она широко используется в коммерции: оформление интерьеров, упаковка, реклама, печать. И графические работы продаются там за сотни, а то и за тысячи долларов. «Но, с развитием рынка, вы несомненно к этому придете», - добавила она... Патрик Крэг, посетовав на то, что в Киеве нельзя пить водопроводную воду, и поудивлявшись обилию красивых женщин в Украине, стал восторженно рассказывать о реставраторах Киево-Печерской лавры, владеющих неизвестными американцам секретами... Весьма колоритный в своей соломенной шляпе, с бородой, заплетенной в две косички, темнокожий Майкл Плэтт неожиданно извлек откуда-то губную гармонику (настоящий талант всегда многообразен) и тут же сымпровизировал с Олегом такое... Затем он переместился со своей гармоникой на улицу, где собрал прохожих, с удовольствием внимавших звукам американского блюза. Из публики даже поступила заявка, которую Майкл незамедлительно исполнил. На первом плане ему молчаливо внимала юная овчарка, периодически отхлебывавшая с ладони хозяина пиво, которым тот делился с ней, наливая из своей бутылки...

Спустя некоторое время, уже собираясь уходить, я неожиданно заметила в зале помахивание знакомого хвоста. Овчарка переходила от картины к картине и в глазах ее светился неподдельный собачий восторг. «Права Алла, - подумалось мне, - тяга к искусству в нашей стране - неистребима».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно