История церкви под сенью митрополичьих палат

14 мая, 2010, 15:26 Распечатать Выпуск №18, 14 мая-21 мая

Мечта главы Украинской греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого создать музей истории церкви в Галичине, хотя и с большим опозданием, все-таки осуществилась...

Митрополичий жезл
Митрополичий жезл
Мечта главы Украинской греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого создать музей истории церкви в Галичине, хотя и с большим опозданием, все-таки осуществилась. Недавно этот необычный научный, образовательный и культурный институт открыл двери для посетителей. Символично, что музей расположен вблизи Галича, в митрополичьих палатах, являвшихся летней резиденцией митрополита Андрея Шептицкого.

Но привязка нынешней коллекции церковных ценностей к Крылосской горе имеет значительно более глубокое содержание. В ХІІ — первой половине ХІІІ века Галич был не только княжеской столицей, но и крупным духовным центром. Судя по найденным фундаментам, в тогдашнем «мегаполисе» возвышалось 18 соборов и монастырей. Уже в 1156 году город был центром Галицкой епархии. А в 1303-м, во времена правления внука Данилы Галицкого Юрия Первого, Галич становится столицей Галицкой митрополии, непосредственно подчиненной Вселенскому патриарху в Константинополе. Состоялось это благодаря тому, что киевский митрополит перенес свою резиденцию на север, во Владимир-на-Клязьме. Галицкая митрополия, как могла, пыталась защищать политическую независимость украинских земель. Другой важный штрих религиозной истории Галича связан с образованием в 1807 году Галицкой митрополии УГКЦ. С тех пор и сохранилось до наших дней здание митрополичьих палат...

В Галиче и его околицах в различные периоды результативно работали археологи. Большой Успенский собор, построенный в ХІІ веке при княжении Ярослава Осмомысла, в более поздние времена превратился в руины из-за равнодушия уменьшившейся общины Галича. В музее о соборе напоминают фрагменты керамической плитки с пола. Они были обнаружены во время раскопок фундамента в 1936-м и 1980-х годах. Среди экспонатов и часть креста первого галичского епископа Косьмы, и крестики-энкалпионы ХІІ века, нательные крестики ХІІ—ХVI веков.

Несколько другим путем попали в музей религиозные атрибуты Успенской церкви, построенной на месте упомянутого собора. Скажем, кадильницу передал приходской священник Ярослав Жолоб, как и другие уникальные экспонаты — иконы известных украинских художников Арсения Монастырского и Василия Петровского, оставивших в храме часть своего таланта.

В музейном собрании нашлось место и более древним иконам (в том числе ХVI в.) из частных коллекций Богдана Човгана и епископа Николая Симкайла, а также редчайшему деревянному иконостасу (ХІХ в.) церкви села Межигорцы Галичского района. В иконописных произведениях хорошо заметны стилевые особенности. Например, икона св. Юрия, Варвары и Параскевы (ХІХ в.) — образец народного творчества, а одна из икон, переданных ректором Ивано-Франковской духовной семинарии УГКЦ Олегом Каськивом, — «Вознесение» (1882 г.) — выполнена в стиле импрессионизма.

Значительно пополнить экспозицию помогла и Государственная таможенная служба. В музее хранятся конфискованные у контрабандистов иконы ХІХ — начала ХХ века, а также изготовленные в монастырских мастерских кресты этого периода.

Ценности музею придают религиозные старопечатные книги, в частности «Евангелие» 1670 года и «Триод» ХVIІ века, изданные в типографии Львовского ставропигийского братства, «Служебник» (1905 г., Ставропигийский институт) и др.

А где вы найдете лучший материал для изучения истории УГКЦ в подполье, нежели ее религиозная атрибутика? В музее представлены вещи священников этой церкви, сосланных в Сибирь. Дарохранительница, коробок для хранения миро и елея, литургийная чаша, дискос для святого причастия — все в миниатюрных формах, чтобы поместиться в карманах. Владыки Павел Васылык, Софрон Дмитерко и Софрон Мудрый подарили музею отличия своего епископского сана.

Поучительна история и жезла митрополита Андрея Шептицкого. После запрета УГКЦ эту ценную вещь хранила семья епископа Павла Васылыка. Затем реликвия была передана Софрону Мудрому, а от него она попала в музей.

— Митрополичий жезл состоит из трех частей. В разобранном виде он помещается в футляре, (тот тоже в музее), — рассказывает младший научный сотрудник Национального заповедника «Древний Галич» Игорь Креховецкий. — Две змеи у верховья жезла символизируют земную мудрость, взвешенность, терпение. Но они не могут возвышаться над крестом, что означает мудрость небесную и духовную.

Собрание музея истории церкви в Галичине ныне насчитывает более 500 экспонатов. Но поисковые усилия Ивано-Франковской епархии УГКЦ, приходского священника села Крылос Галичского района Ярослава Жолоба и Национального заповедника «Древний Галич» продолжаются...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно