ИСТОРИЯ ДЛЯ ВСЕХ

Поделиться
В харьковском научном издательстве «Акта» увидел свет первый в Украине учебник «Загальна церковна історія»...

В харьковском научном издательстве «Акта» увидел свет первый в Украине учебник «Загальна церковна історія». Его автор — управляющий делами Патриархии УАПЦ, архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь Исиченко, кандидат филологических наук, доцент Харьковского национального университета.

— Уважаемый владыка, как появился замысел этого труда?

— В основу учебника легли лекции, которые мне пришлось читать после преобразования в 1994 году харьковского филиала Львовской духовной семинарии УАПЦ в самостоятельную духовную школу — Коллегию Патриарха Мстислава. Примерно на две трети книга была дополнена новыми материалами.

Руководствуясь педагогической необходимостью дать возможно более полное изложение базовых событий в истории Церкви, в ряде случаев я не считал нужным повторять все то, что можно прочитать в доступных сегодня трудах зарубежных, прежде всего русских, богословов. При этом я старался подробнее остановиться на событиях и тенденциях, определяющих современное положение Церкви. Скажем, уделить большее внимание нехристианским тоталитарным учениям ХХ столетия, истории секуляризации общества в XVIII—XIX столетиях, новейшей истории поместных православных церквей, антихристианскому террору в СССР и других странах с тоталитарной идеологией.

— Чем объясняется тот необычный факт, что этот проект осуществлен совместно церковью и научным издательством?

— В Украине еще не решена проблема юридического признания теологии одной из фундаментальных наук, равной другим научным дисциплинам. Соответственно, не защищаются диссертации, не аккредитуются духовные школы. Кстати, в России специальность «Теология» внесена в Государственный стандарт высшего образования
2 марта 2000 г. под № 020500. Я надеюсь, что выход «Общей церковной истории» в одном ряду с учебниками по другим дисциплинам сможет как-то стимулировать преодоление анахронического подхода к богословию с позиций «диалектического материализма» в системе национального образования.

— Ваш труд обогащает образ Харькова, одного из крупнейших научных и культурных центров Украины, новой гранью. Можно ли сказать, что наш город становится новым центром богословского образования наряду со Львовом и Киевом?

— Наверное, говорить так было бы преждевременно. Пока еще харьковские духовные школы — и наша коллегия, и харьковская семинария Московского Патриархата — остаются в Украине периферийными. Правда, и украинское богословие в целом принадлежит сегодня далеко не к ведущим национальным ареалам теологической науки. Если мы хотим надеяться на реальное становление фундаментальной богословской науки и основательного духовного образования в Харькове, надо быть достаточно самокритичными и объективными, побольше учиться у других, налаживать интердисциплинарные и международные связи. А главное – освобождаться от конъюнктурности и церковно-политической заангажированности, бича современного украинского богословия.

Продолжение традиций

— Вообще-то традиция изучения истории религии была присуща и советской, и постсоветской культуре, — говорит кандидат философских наук Харьковского национального университета Яна Боцман. — В первую очередь традиция академическая, то есть в той или иной степени ангажированная институтами, которые ориентированы на трансляцию знаний, на обучение. Однако при высочайшем уровне осмысления фактологического материала работы этого направления зачастую грешили сухостью, нарочитой «объективностью», отсутствием авторской позиции. Наряду с этими направлениями, существовали также и учебники по истории религии, издававшиеся для несветских учебных заведений. Их авторами, как правило, были духовные лица и предназначались они «для внутреннего пользования». Соответственно, они не входили в круг чтения массового читателя и были ему практически не знакомы.

Наше время — это время диалогов, время компромиссов. В этом смысле учебник по общей церковной истории является очень современной книгой. Исиченко удалось совместить в одной работе достоинства всех трех упомянутых выше направлений — академической, популяризаторской и несветской литературы. Авторское изложение отличается вниманием к религиозно-философским аспектам истории христианства, бережной работой с фактами и аккуратным обращением с современной научной терминологией, что свидетельствует о безусловной академической состоятельности работы. В то же время Исиченко не прячется за казенными формулировками, отчетливо выражает собственное видение и понимание традиции и новаций.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме