ИСПОЛНЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС

15 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 15 декабря-22 декабря

10, 12 декабря в Колонном зале Национальной филармонии состоялся сольный концерт, посвященный 20-летию творческой деятельности известного аккордеониста Игоря Завадского...

10, 12 декабря в Колонном зале Национальной филармонии состоялся сольный концерт, посвященный 20-летию творческой деятельности известного аккордеониста Игоря Завадского. Первое сольное выступление 14-летнего музыканта в пионерском лагере стало точкой отсчета его пути на сцену. Сегодня И.Завадский — обладатель четырех золотых медалей на международных конкурсах, «Кубка мира» (Португалия), Гран-при (Франция), «Золотой лиры» (Италия). Клодин Оше, президент Европейской ассоциации аккордеонистов, специально приезжала на один из концертов Завадского в Киев. А Бернард Тома — главный дирижер Европейского симфонического оркестра (Франция), который сам начинал как аккордеонист, три месяца назад сказал в своем интервью: «Настолько совершенного владения инструментом и такого потрясающего исполнения я раньше не слышал». Только за последние годы сольные концерты Игоря Завадского состоялись в России, Югославии, Польше, Венгрии, Словении, Италии, Испании, Португалии, Германии, Франции. По Украине — практически во всех областных центрах. В Киеве музыкант выступает с 1996 года. Прошлый приезд в столицу показал, что всех желающих попасть на концерт зал филармонии вместить не в состоянии, поэтому в канун третьего тысячелетия И.Завадский дал два концерта.

Совершенно разные стили — индивидуальные (композиторские) и стили целых эпох; стремление в одном вечере сконцентрировать всю историю музыкального искусства на кнопочном аккордеоне; на последок — собственная импровизация на «Либертанго» Астора Пьяццоллы, а после окончания — три «биса», — так вкратце можно охарактеризовать декабрьский концерт Игоря Завадского. Удивительная музыкальность позволяет ему сделать из аккордеона поддатливейший инструмент, звучание которого пленяет не только профессионалов, но и широкую публику. Это доказал аншлаг. Ведь для исполнителя главное — найти волнующий тембр, который заставит слушать не только Баха, Моцарта, Бетховена, но и его самого. Игорю Завадскому присуще еще одно редкое качество — он умеет создавать музыкальное произведение словно каждый раз заново. Для него исполнение — это непосредственный процесс. Исполненные им произведения живые, развивающиеся, стремящиеся, ищущие.

Игорь Завадский очень тонко понимает и ощущает стиль композитора. Пьесы Вивальди, Баха, Дакена прозвучали с объективной созерцательностью, нигде музыкант не дал прорваться непосредственному чувству. В динамике — сопоставления контрастов, по этому же принципу колоссальная нюансировка тембром, в интонировании — предельная точность, чистая атака звука. Исключением была фантазия Моцарта ре-минор, которая произвела едва ли не самое сильное впечатление. Завадский трактовал ее явно с позиций широкого знания творчества Моцарта в целом. В исполнении фантазии прежде всего ощущалось, что Моцарт — основоположник оперы характеров, что его искусство наполнено светом и молодостью, и что он — бесконечный экспериментатор в области стиля, жанра, формы. Завадский трактовал Моцарта как одного из первых романтиков. Личностное начало проявилось здесь и в открытости чувств, и в психологизме, и в персонификации музыкальных тем, которые взаимодействовали и развивались по принципу интригующего сюжета, а не по законам «чистой» инструментальной музыки.

Бетховен в исполнении Завадского был «переходным звеном» между двумя эпохами, синтезирующими в себе классицизм и романтизм. В Шопене подчеркнулась роль «поющей» гармонии и фактуры. А вариация на тему 24-го каприса Паганини Пальмеса Хугеса непосредственно подготовила слушателей ко второму отделению концерта. Аллюзии на искрометную цыганочку настроили на восприятие более легкой, эстрадной музыки, в исполнении которой Завадский с виртуозностью показал неудержимое остроумие и задор. Эти декабрьские концерты стали последними в нынешнем столетии и тысячелетии. Следующий концерт Игоря Завадского традиционно состоится в день его рождения — 20 января 2001 года. На сцену Международного центра культуры и искусств (бывший Октябрьский дворец) Игорь выйдет не один. В первом отделении — сольная программа, а во втором он будет аккомпанировать известным украинским и российским исполнителям разных жанров: джаз, рок, поп, оперное и народное пение.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно