ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯТЬ

28 сентября, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 28 сентября-5 октября

С 8 по 16 сентября в зале Харьковской филармонии впервые проходил международный конкурс дирижеров «Вахтанг Жордания — новое тысячелетие»...

С 8 по 16 сентября в зале Харьковской филармонии впервые проходил международный конкурс дирижеров «Вахтанг Жордания — новое тысячелетие». Организатор и председатель жюри конкурса Вахтанг Жордания — грузин по происхождению, американец по месту проживания и гражданин мира по призванию. Впрочем, особенно представлять его украинской публике нет необходимости. Это музыкант, хорошо известный широкому кругу любителей музыки в Украине и во всем бывшем Советском Союзе. Но с Харьковом отношения у маэстро особые хотя бы потому, что в течение нескольких лет он проработал в этом городе в качестве главного дирижера симфонического оркестра областной филармонии. Того самого оркестра, о котором он напишет в программе конкурса: «Я действительно горжусь возможностью провести этот первый конкурс в Харькове, с оркестром мирового класса — оркестром Харьковской филармонии». Уехав за рубеж в период, когда этот поступок воспринимался как смелый вызов строю, Жордания дождался новых времен и стал периодически возвращаться в Харьков — раньше с довольно регулярными концертными выступлениями, в новом тысячелетии — с конкурсом. И надо сказать, что город отвечает ему полной взаимностью.

Шесть дней подряд приехавшие в Харьков восемнадцать музыкантов более чем из десяти стран мира боролись за право в новом веке возглавить список лучших из лучших. Впрочем, сам маэстро Жордания неоднократно подчеркивал, что участников конкурса могло быть несколько больше, если бы их не отпугнули неизбежные контакты с украинскими государственными чиновниками. Обидно, что неожиданные проблемы с визами могут влиять на развитие музыкальной культуры Украины, лишать слушателей, ежедневно собиравшихся в небольшом филармоническом зале, более богатых и разнообразных художественных впечатлений.

Несмотря на эти осложнения, которые не зависели от самих организаторов, в остальном конкурс проходил очень активно, вызывая у харьковчан неподдельный интерес. Все три тура за соревнованием наблюдали заполнявшие зал музыканты, студенты вузов культуры, музыкального училища, получив уникальную возможность непосредственно наблюдать за работой конкурсантов с оркестром, приобщаться к тому, как делается «живая» музыка. Известно, что современное общение с музыкой в вариантах видео и аудиозаписи, с одной стороны, повышает слуховую культуру, образуя привычку к восприятию идеального, «очищенного» исполнения. С другой стороны, это же ограничивает контакты современных слушателей с музыкальными произведениями в их становлении и непосредственном звучании, где не только одновременность процесса исполнения и восприятия, но даже огрехи и динамические неровности создают живую музыкальную ткань. Поэтому конкурс дирижеров «Вахтанг Жордания — новое тысячелетие» был отличной школой не только для самих конкурсантов, но и всех, кто так или иначе был к нему приобщен.

Все участники конкурса были для своей профессии достаточно молоды, а конкурсная программа — далеко не простой. В первом туре в качестве «обязательных композиторов» прозвучали Л. ван Бетховен и П.Чайковский, во втором — Д.Шостакович и М.Равель, в заключительном — Дж.Россини, И.Стравинский, К.М.Вебер и современный американский композитор Линда Уорсли, бывшая при этом членом жюри конкурса. И конкурсанты, и оркестр филармонии как бы прошли за неделю основные этапы развития симфонической музыки уходящего тысячелетия. Поэтому и польза от этого общения с огромными пластами культуры очевидна даже при отсутствии наград и призовых мест. Любопытно было наблюдать, как дирижеры выстраивали драматургию своих выступлений, как они, в основном иноязычные, общались с оркестром, порой путая английские и немецкие выражения. В результате — положительные отзывы многих оркестрантов. Отмечая естественные трудности, связанные со столь насыщенной программой, они говорили о конкурсантах: «все хороши, все молодцы».

И все же конкурс — это соревнование, в котором кто-то обязательно побеждает. Одной из отличительных особенностей харьковского международного было большое количество дирижеров-женщин, а также и то, что две из них вышли в финал. Четвертую поощрительную премию завоевала гречанка Мария Макраки, работающая в Германии, а на второе место конкурсного пьедестала взошла Сандра Дакоу из США. То, как она продирижировала на заключительном концерте произведение Линды Уорсли «SANDANSE», вызвало в переполненном зрительном зале самую восторженную реакцию.

Но, конечно, самые бурные овации достались лауреату первой премии, обладателю специальной премии жюри за исполнение современного произведения и премии от оркестра — Георгию Жордании. Не исключено, конечно, что особый интерес к нему был обусловлен любовью харьковчан к его отцу, Вахтангу Жордании, но и без этого молодой грузинский дирижер продемонстрировал достаточно качеств, необходимых дирижеру: умение работать как детально, так и над произведением в целом, внутренний покой в сочетании с темпераментом и безусловной доброжелательностью.

Итак, конкурс окончен, лауреаты определены. Харьков надеется, что и в дальнейшем Вахтанг Жордания останется ему творчески верен. В один из конкурсных дней на мир обрушилось страшное сообщение о трагических событиях в Америке. Комментируя эти события по харьковскому телевидению, Жордания сказал, что участники конкурса, многие из которых были американцами, приняли решение продолжать соревнование. Они считают, что миру насилия и терроризма может и должна противостоять музыка — как искусство, объединяющее людей, очищающее их чувства и эмоции, возвышающие дух.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно