ИСКУССТВО МОДЫ И МОДНОЕ ИСКУССТВО

22 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Открытие выставки «Современное искусство Украины» (муниципальная галерея «Лавра», 15 октября), проводимой в рамках «Славянского базара», сопровождалось феерическим показом мод...

Открытие выставки «Современное искусство Украины» (муниципальная галерея «Лавра», 15 октября), проводимой в рамках «Славянского базара», сопровождалось феерическим показом мод. А все дело в спонсоре. Проблема его поиска, глобальная и вечная, особо актуальна для искусства здесь и сейчас. На сей раз отечественную культуру материально поддержал Благотворительный фонд содействия развитию моды.

Совместными усилиями фонда, его председателя Людмилы Черватюк и куратора проекта Тамары Ли был репрезентирован некий «авторский» срез современного искусства, издан каталог весьма приличного уровня полиграфии.

Коллекции юных модельеров, «неиспорченных профессионализмом», умиляют. Оторванным пока от земли талантам великодушно дают возможность парить в заоблачных высотах своих иллюзий - флористические импровизации, блестки на дерюгах, кривляющиеся манекенщицы в кошачьих «прикидах». Как ни странно, это наивное зрелище наводит на грустные мысли.

Очевидно, что проект «Современное искусство Украины» задуман, как очередной художественный рейтинг. Отфильтровываются наиболее достойные представители различных течений, направлений в живописи, скульптуре, прикладном искусстве. Составление рейтингов, и официально названных таковыми и неформальных, на грани тысячелетий стало интересным всем. Вспомним национальный рейтинг IV арт-фестиваля проект «20 художников Украины. Конец столетия» Е.Карася.

Ничто человеческое не должно быть нам чуждо. Я считаю совершенно нормальной ту исторически сложившуюся ситуацию, в которой основными критериями рейтингового отбора художников являются вкус куратора, его собственное видение процесса и круг личных связей. О вкусах не спорят, о связях - тем более. Как сказал бы Ортега-и-Гассет, абсолютная истина состоит из бесконечного множества субъективных точек зрения…

А.Агафонов, С.Гай, Б.Буряк, А.Валиев, А.Балакин, Б.Данилов, М.Демцю, А.Клименко, П.Лебединец, В.Бовкун, В.Михалевич, Д.Нагурный, О.Петрова, О.Пинчук, С.Поярков, И.Романко, С.Савченко, А.Сухолит, И.Твердун, А.Дубовик и др. - подбор имен достаточно внушителен (выставочный вариант проекта и каталог не вполне идентичны по составу участников). Т.Ли во вступительной статье каталога предупреждает возможные упреки в эклектичности - это необходимое зло, с которым приходится мириться ради полноты охвата явлений.

И несколько слов о самих явлениях. Более всего меня озадачили живописные работы Д.Нагурного с металлическими позолоченными накладками в новоукраинском державном стиле. «New-ампир» Нагурного перенасыщенный древнерусскими реминисценциями, идеально встроится в особняк и менталитет национально комплексующих нуворишей - как подтверждение их стопроцентной полноценности. У этого стиля есть коммерческое будущее. Кресты, престолы, епископские облачения, ангелы - полный комплект расхожих архетипов у кого угодно пробудит дремлющую национальную гордость.

Эта нарочитость, маскирующая пустоту, явно проигрывает рядом с работами А.Дубовика. Узнаваемый иконный прототип одной из его геометрических абстракций - ореол фаворского света, окутывающий Бога. Энергетика иконы, трансформируясь, сохраняется в новом качестве, не прерывается эстафета духа.

Живописная манера А.Агафонова - изящнейшее «кубистическое рококо» - статична, но не скучна. Темпераментное варьирование одних и тех же галантных тем в одной и той же небесно-голубой тональности не утомительно для зрителя.

С.Савченко - счастливое исключение из правила, о котором говорилось выше. Этот молодой адепт живописания весьма популярен. Его специфически самодостаточная «живопись в себе» привлекает любителей сладостей и красивостей.

На этом стоит остановиться.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно