Иногда они появляются. Новые лица украинского театра (попытка рейтинга)

26 марта, 2010, 15:13 Распечатать

27 марта — Международный день театра. На вопрос «какие артистические персоны определяют день ныне...

27 марта — Международный день театра. На вопрос «какие артистические персоны определяют день нынешний украинской сцены?», как правило, слышишь ответ — «Ступка, Бенюк, Хостикоев, Сумская…» (кто-то, возможно, назовет Роговцеву).

Но эти мастера — уже золотой ресурс нашей сцены. Пик их карьеры пришелся на век ХХ. А украинский театр уж десять лет живет в веке ХХI! Время летит. И какие же молодые одаренные отечественные актеры могли бы — хотя бы в перспективе — составить эдакое коллективное «новое лицо» украинской сцены?

На этот вопрос — «коллективный ответ». Семеро смелых критиков, пусть и с трудом, но все-таки назвали некоторые имена… Выбор, разумеется, субъективен, а может, и спорен. Впрочем, каждый из названных артистов — и одарен, и потенциально перспективен (а если еще и фортуна окажется благосклонной, то…).

Евгений АВДЕЕНКО сыграл Жадова в «Доходном месте» А.Островского на сцене столичной Русской драмы. Роль оказалась одной из интереснейших в постановке Аркадия Каца. Женя на сцене всегда выразителен. Его сценическое обаяние — действенно. Чаще его воспринимаешь как «вещь в себе», которая со временем раскрывается-раскрывается, выдавая какие-то непредвиденные фокусы… Авдеенко — одно из самых ярких приобретений труппы за последнее время.

Руслан ГОФУРОВ — тюзовец из Театра на Липках. Кажется, период зайчиков-кроликов для этого артиста закончился. И он уверенно надел гоголевскую «Шинель» (постановка Олега Мельничука). Эта работа не прошла мимо критиков — заметили. Да и роль Башмачкина — едва ли не мистическая. Относительно недавно этого гоголевского героя в «Современнике» сыграла сама Марина Неелова. У Руслана, естественно, мужская версия. В его багаже (а в театре он с 1998 года) также «Фигаро», «Вкус меда», «Ромео и Джульетта», «Чайка», «Мой бедный Марат». Актер говорит: я — ремесленник! Предполагая, что умение искусно владеть ремеслом особо важно для артиста. Он — один из любимчиков прекрасной половины юных зрителей, являющихся завсегдатаями этого театра.

Екатерина КАЧАН – «актриса Богомазова», узкий круг киевских ценителей отметил ее в спектаклях театра «Вільна сцена». Катя окончила хореографическую школу и харьковский университет искусств. В Харькове же работала в спектаклях Жолдака (роли были небольшие, зато спектакли «аховые»). Говорят, в Киев приехала помочь подруге прослушаться в театр «Вільна сцена», только подругу не взяли, а Екатерину – пригласили… Сама она – из семьи актерской, поэтому «пот и кровь» этой профессии ей известны с детства. Поклонники актрисы говорят: «Помимо чарующей внешности, Катя обладает таким же чарующим голосом и очень любит петь…». И играть она очень любит! И очень мечтает встретиться на сцене с героинями Чехова, Шекспира, Ануя.

Екатерина КИСТЕНЬ — звезда Театра на Печерске. Участница практически всех проектов коллектива. Актриса — с «лица необщим выраженьем». Кое-кто (то ли в шутку, то ли всерьез) называет ее «украинской Юппер» или же «украинской Дусей Германовой». Екатерина снялась в десятке малоизвестных фильмов. Но локальная известность пришла только в театре — мест, эдак, на сто… Она интересно играет в «Распутнике» по пьесе Эрика Эммануэля Шмитта, игриво перевоплощаясь, дразня зрителя характерностью, комедийностью и обольстительностью. В «Украденном счастье» (на сцене театра «Сузір’я») играет классическую Анну — но… совсем «не классически», хотя очень здорово. В недавнем антрепризном проекте «Опасный поворот» (по драме Пристли) легко вошла в ажурные кружева английского психологического детектива, став украшением спектакля. Работа на большой площадке доказала: разные пространства, как и разная драматургия, этой артистке по силам.

Ахтем Сеитаблаев и Ольга Лукьяненко
Ахтем Сеитаблаев и Ольга Лукьяненко
Ольга ЛУКЬЯНЕНКО — актриса Театра драмы и комедии, еще одна ученица Э.Митницкого, она же — Джульетта, она же — Лолита. И она же… Ксюша в нашумевшем сериале «Кадетство». За Джульетту в спектакле Алексея Лисовца получила «Пектораль». Эта актриса — лирическая краска в палитре «левобережцев». Играть на профессиональной сцене начала еще студенткой. Говорит, что очень любит свой театр, поскольку он — семейный, в нем нет интриг, а в труппе она… ни с кем не конкурирует.

Татьяна МИХИНА — актриса театра имени Ивана Франко — в последнее время обитает «между» Харьковом и Киевом. В Харькове — семья, а в Киеве — служба. Запомнилась как острохарактерная Наталка Полтавка в одноименном спектакле режиссера Александра Анурова. Был экстренный и успешный ввод на Катарину — в «Укрощении строптивой» (старый спектакль Сергея Данченко, к счастью, в репертуаре). Дополнительным открытием актрисы стала Эдит Пиаф в мюзикле режиссера Игоря Афанасьева и композитора Виктории Васалатий (драматургия — Юрия Рыбчинского). Премьерные спектакли актриса играла на пределе эмоций… В планах Татьяны — сотрудничество с культовым львовским режиссером Владимиром Кучинским.

Игорь РУБАШКИН — уверенно заявивший о себе артист Театра на Печерске под руководством Александра Крыжановского. Столичным сценолюбам хорошо известен как неугомонный философ Дени Дидро — в «Распутнике» (за эту роль снискал городскую театральную премию). Рубашкин — мастак и умница в умении стремительной смены разнообразных психологических реакций и настроений (образ Дидро —подтверждение). Запоминающийся типаж, пластичность и органика выделяют его из общего ряда. К сожалению такую «фактуру» пока особо не выделяет кино.

Ахтем СЕИТАБЛАЕВ сегодня, скорее, свободный художник. Раньше работал в Крыму, но большой сценический успех пришел в киевском Театре драмы и комедии на Левом берегу, когда – в 2005-м сыграл Ромео. Тогда же в нем увидели «новое лицо» и «настоящего мужчину на сцене». Сценический рисунок Ахтема всегда отличается сдержанностью и предельной внутренней наполненностью. Его шаг «за горизонт» — в спектакль Русской драмы «Завещание целомудренного бабника» — оказался не очень удачным… Затем последовали его же кинопроекты — в качестве режиссера (в одном из них, «Че Гевара», снимался Валентин Гафт). Однако о художественном своеобразии этой режиссуры говорить не приходится. Сценическая же стезя у Ахтема в последнее время связана с местной антрепризой: он стал одним из любимых сценических
партнеров Роговцевой, с которой сегодня играет три спектакля.

Виталий САЛИЙ — еще одно открытие Театра драмы и комедии на Левом берегу. Довольно лихо представил публике классического Ивана Чонкина. Его герой — как бы солнечный мальчик: добрый, открытый, трогательно наивный, внутренне контрастирующий с миром совдеповского абсурда (описанного В.Войновичем в романе). Не Иван — традиционный «дурак» в политсаркастической «сказке», а дураки — все, кто его окружает. Молодому артисту удалось протянуть эту мысль. В театре с 2004 года. Активно снимается: «Только любовь», «Городской романс», «Охота на Вервольфа».
И, естественно, «Мухтар»: куда же без него нашим артистам?

Леся САМАЕВА — одна из наиболее задействованных актрис в Театре драмы и комедии. Сегодня репетирует Машу в «Трех сестрах». Но активно играть начала еще в конце
90-х. А в 2000-х особо выделилась в постановках Д.Богомазова по пьесам А.Марданя — «Очередь», «Последний герой». На удивление, сумела «полифонично» соединить различные оттенки амплуа — в одном образе. Ее игра чуть «на грани»: драмы, пародии, мелодрамы, даже стеба. В одной из постановок она откровенно пародирует Ренату Литвинову. Интересна и ее роль в «Чонкине»: настоящий русский женский характер.

Елена ТОПОЛЬ, сыграв всего лишь одну роль в премьере Русской драмы «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей» (пьеса Л.Берфуса), уже запомнилась критикам. Выделилась нестандартной индивидуальностью, а также оригинальной внешностью (а-ля молодая Оксана Мысина). В современной западной пьесе показала «больную девочку», проявив, на самом деле, болезни взрослого циничного мира. Чистота, самоуглубленность и трогательность — такой она и предстает на сценическом пятачке в двух шагах от зрителя. Конечно, для таких своеобразных дарований и своеобразный репертуар нужен, но тут уж — как повезет.

Александр ФОРМАНЧУК недавно получил звание заслуженного. В кои веки артиста и наградили — заслуженно. У Саши довольно любопытные перипетии судьбы. Мальчик с Житомирщины первый раз приехал в Киев в 17 лет. И после учебы в театральном — сразу же приглашение в Национальный театр имени Ивана Франко. На этой сцене играет весьма разноплановые роли. Одна из первых работ — «Саломеа», играл… Голос. Одна из лучших — «Голодний гріх»: в монодраме по мотивам новеллы В.Стефаника показал и «физиологию» голода, и душевные терзания героя. Органичен и в мюзикле «Эдит Пиаф». Одна из недавних ролей — Гриць («У неділю рано зілля копала»). В театре актер уверенно занял нишу «молодого героя».

Роман ХАЛАИМОВ — в Киевском театре на Подоле с 2004-го. Виталий Малахов сразу же поручил ему ответственную миссию в драматургии Теннесси Уильямса: спектакль «Не могу себе представить, что будет завтра…». А «завтра» Руслан начал играть в разных спектаклях театра: «Сто тысяч», «Игроки», «Трактирщица», «Шесть персонажей в поисках автора». Даже Оверка сыграл в старой соцреалистической «гендерной» комедии «Фараоны» (когда-то у франковцев в этой роли блистал Н.Яковченко). Критик Виталий Жежера с восторгом говорит о Романе: «І звідкіля він такий? Іноді дивуєшся — і як він це робить?»

Георгий ХОСТИКОЕВ — не только сын Анатолия Георгиевича, не только звезда утреннего эфира ICTV и не только красавец Грыць из популярного телемюзикла «Сорочинская ярмарка»… Он еще и серьезный, вдумчивый актер Театра на Подоле, где работает с 2009-го. И весьма удачно играет в «Количестве» («Отец и дети»). Перед этим ученик Юрия Мажуги трудился у франковцев, в антрепризе «Бенюк—Хостикоев», в Свободном театре.

Дмитрий ЯРОШЕНКО, судя по всему, альтер-эго режиссера Влада Троицкого, актер-премьер театра «ДАХ»… Родился Дима на Днепропетровщине, в Желтых Водах. В 2007-м окончил курс Леся Танюка — в Киевском театральном. С 2004 года — в «ДАХе». Среди его спектаклей — «Пролог до «Макбета», «Coffe and Cigarettes», «Человек-подушка», «Сексуальные неврозы наших родителей», «Король Лир. Пролог», «Женитьба». В поисках «искреннего театра» обращался к князю Мышкину — спектакль «День восьмой… Идиот» (по проекту Клима). В тексте Натальи Катериненко о Дмитрии: «Он играет как интеллектуальный актер… Отдается не эмоциям, а словесному потоку, в который вошли реплики из романа, соприкасающиеся с авторским текстом Клима… Это мятущийся, порой неуверенный в своих суждениях человек с болезненным восприятием окружающего мира».

P.S. Станут ли они «лицами поколения» или «светочами сцены»? Как правило, на подобный вопрос отвечают: будущее покажет. Вот пусть оно и «показывает». Но все же есть и «нечто» объединяющее их всех (помимо одаренности). Это их истинный сценический альтруизм. Это и «невписанность» в наш окружающий поп-пейзаж. И еще – искренность в глазах, которую… не сыграешь.

Актерские имена
рейтинговали
театральные критики:
Виталий ЖЕЖЕРА,
Анна ЛИПКОВСКАЯ,
Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ,
Юлия БЕНТЯ,
Олег ВЕРГЕЛИС,
Людмила ОЛТАРЖЕВСКАЯ,

Марина НИКОЛАЕНКО

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно