ИКАР СРЫВАЕТСЯ В

Поделиться
Диалог на тему балетных праздников и будней В октябре в Киеве на сцене Национальной оперы Украины проходил Третий международный конкурс артистов балета им...

Диалог на тему балетных праздников и будней

В октябре в Киеве на сцене Национальной оперы Украины проходил Третий международный конкурс артистов балета им. С.Лифаря. В кулуарах его прозвали карманным конкурсом Украинской академии танца под крылом Министерства и управления культуры. Условия конкурса, требования к репертуару, премиальный фонд, наконец, достоверные сведения об участниках и многое другое так и не были обнародованы - такой информации просто нет в буклете, официальном паспорте любой подобной акции. В баталиях конкурса для антуража мелькнули представители регионов Украины, а для куража выступили «иностранцы»... из Киева. Распределение же наград происходило как бы по заранее намеченному плану...

Но как же те, кто надеялся получить непредвзятую оценку своим способностям и подготовке? Ведь им конкурс им. С.Лифаря - уже третий по счету - поначалу виделся праздником... Да, его открытие действительно было торжественным, ярким, и за это огромное спасибо надо сказать мастерам балета Национальной оперы. Затем начались будни.

Н.З. - На наших глазах конкурс обретает свою историю. Сравнивая нынешний с предыдущими, мы должны констатировать, что он стал условно международным и, увы, еще более далеким от настоящего творчества.

Г.П. - Да, всемирно известные балетные центры не были на нем представлены. Впечатление такое, что их даже не информировали, во всяком случае, в Интернете о Третьем международном конкурсе им. С.Лифаря в Киеве можно найти лишь то, что он состоится только в июне 2000 года! Так что участие двух учениц из Вены (Австрия - единственная страна дальнего зарубежья, представленная своей балетной школой) в настоящем конкурсе можно объяснять только приглашением в состав жюри их педагога - Эвелин Тери.

Н.З. - Кстати, в условиях международных конкурсов ЮНЕСКО особо оговорено, что член жюри не имеет права представлять своих учеников. Но у нас, в отличие от цивилизованных стран, по-прежнему норовят при любом удобном случае нарушать не только правила дорожного движения.

Г.П. - Первый тур конкурса как-будто не предвещал ничего худого, даже показалось, что женский танец был представлен более интересно по сравнению с мужским. Настоящим открытием первого тура стала пятнадцатилетняя воспитанница Киевского государственного хореографического училища Екатерина Шалкина (педагог Л.Обовская).

Н.З. - Казалось, ко второму туру мужской состав участников «проснулся», очевидно, вспомнив, что конкурс освящен именем знаменитого танцовщика. Это касается киевлян Евгения Узленкова, Сергея Егорова, Евгения Колесника и юного Евгения Лагунова из Донецка.

Г.П. - Чего не скажешь о балеринах, которые, за редким исключением, выступали явно слабее своих возможностей. К сожалению, было и остается постоянной проблемой однообразие репертуара. И почему-то на этот раз получилось так, что те, кто хотел уйти от этого однообразия, вдруг дружно выбрали «Классическое па-де-де» Чайковского-Баланчина.

Н.З. - Ну а дедушке Лифарю вообще не повезло. Его хореография в конкурсе совсем не была представлена.

Г.П. - Помнится, правда, на первом туре мелькнула вариация из «Сюиты в белом», но в очень уж слабом исполнении. Хоть об изучении творческого наследия легендарного украинца и говорилось многократно в самых высоких инстанциях, но в суете об этом как-то призабыли, и педагогам-репетиторам с трудом верится, что их когда-нибудь соберут на семинар «Балетные тексты Лифаря» с приглашением мастеров из «Гранд-Опера»...

Н.З. - А вот почтенного Георгия Мелитоновича Баланчивадзе (Джорджа Баланчина), конкурента и антагониста Сержа Лифаря, на конкурсе потерзали преизрядно. Хореография его была подана, можно сказать, в лучших провинциальных традициях. Начинаешь невольно думать, что киевский конкурс выбыл из числа конкурсов ЮНЕСКО, поскольку о дисквалификации участников за нелицензированное использование авторской хореографии без официального разрешения фонда им. Дж. Баланчина мы так ничего и не услышали.

Г.П. - Продолжая разговор о современном репертуаре конкурсантов, особо хочется сказать о том, как порадовала встреча с творчеством неиссякаемой Аллы Рубиной. Не одному участнику посчастливилось найти в ее лице своего балетмейстера, и эта в полном смысле слова эксклюзивная (то есть поставленная в расчете на конкретного исполнителя) хореография украсила конкурс.

Н.З. - Надо отметить, что в нынешнем конкурсе приняли участие представители многих «балетных» городов Украины - Одессы, Львова, Харькова, Донецка. Однако, судя по всему, повышение статуса региональных школ (в частности, предоставление им права выдавать дипломы артистов балета) мало повлияло на уровень подготовки танцовщиков. Не потому ли, что такие преобразования были недостаточно подготовлены? А как вы сами, Галина Константиновна, оцениваете новый музыкально-хореографический гибрид на одесской почве?

Г.П. - Становление отделения хореографии на базе музыкального училища идет, образно выражаясь, по пути форсированных отделочных работ вместо укрепления ползущего фундамента. Если бы строители, спасающие сейчас Одесский оперный театр, избрали такой путь, наш город вскоре оплакивал бы гибель этой жемчужины. А вот свой балет Одесса, увы, теряет. И создание хореографического училища при подобном положении дел - затея, к сожалению, бесперспективная, ведь подготовка каких-либо преобразований - это в первую очередь серьезная подготовка кадров.

Н.З. - Наверное, именно поэтому к третьему туру очень немногим представителям Украины удалось «не сойти с дистанции»...

Если же говорить о балетмейстерском конкурсе, то, положа руку на сердце, его следовало бы признать несостоявшимся. Еще пять лет назад, оценивая подготовку профессиональных балетмейстеров в Украине, можно было предвидеть эту ситуацию. Хотя восемь из двенадцати участников были из Киева и, казалось бы, от них следовало многого ожидать, никаких открытий не произошло. Единственным достойным внимания конкурсантом показал себя молодой постановщик Раду Поликтару, представлявший Беларусь.

Г.П. - Лауреаты прошлых конкурсов - Алексей Ратманский, Алла Рубина, Сергей Швыдкой - нынче стали мастерами. И если три года назад балетмейстерский конкурс явно был обязан своим успехом «университетам» бурлящего идеями Георгия Ковтуна, который, казалось, заряжал талантом всех окружающих, то теперь в Киеве, похоже, разучились внятно говорить на языке ритма и пластики.

Н.З. - Пожалуй, да. Представленные на конкурс сочинения оказались вторичными, а решения - до обидного примитивными. Удивительно, но даже мощный всплеск фантазий Мориса Бежара, гастроли труппы которого недавно всколыхнули Киев, не привел к, казалось бы, вполне закономерной и спонтанной реакции у его начинающих коллег!

Ведь далеко не все, что возникает в лаборатории первых балетмейстерских опытов, стоит выносить на сцену вообще, не говоря уже о международном конкурсе. А в Киеве это оказалось возможным!

Г.П. - И на этом фоне «Легенда про флейту Пана», «Беларусские причитания» и «Его музыка» Раду Поликтару выглядят чуть ли не шедеврами. По крайней мере, автор слышит музыку и пытается с помощью пластических средств найти образное решение. Сам же выбор музыки - превосходен.

Н.З. - В финал вышли девятнадцать танцовщиков и всего лишь три балетмейстера. Если жесткую позицию жюри относительно балетмейстеров легко понять, то спорность решений по отбору артистов, никак не способствует авторитету конкурса, более того, создает угрозу его профессиональному рейтингу. Особенно это видно на примере ярко одаренной Екатерины Шалкиной, ученицы КГХУ - честь открытия этой «звездочки» Киев просто отдал другим.

Г.П. - Что же происходит с Международным конкурсом им. Лифаря - нашей гордостью? Почему в среде наблюдателей и потенциальных участников нарастает скепсис по отношению к компрометирующей его «системе» раздачи призов и активной роли в этой практике организаторов действа, привившим ему стойкий привкус «местечковости? Не поэтому ли организаторы не были заинтересованы в сильной конкуренции? Нельзя же превращать событие национального масштаба, конкурс, проходящий под патронатом Президента страны, в мероприятие местного масштаба, обслуживающее чьи бы то ни было личные нужды!

Н.З. - К сожалению, награды нынешнего конкурса были обесценены. И нет в этом вины участников, им можно лишь посочувствовать: вместо честного и серьезного состязания они прошли школу двойных стандартов и цинизма. Конкурс балета - это движение вперед и ввысь, он должен выделить все самое яркое, новое, смелое, помочь юным, дав им хороший ориентир. Нынешний же конкурс шагнул в позавчерашний день, оставив после себя шлейф разочарования и недоумения.

А как красиво начинался полет Икара!..

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме