«ИДЕАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ УТОПИЯ?

14 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Национальный художественный музей Украины сегодня на пороге больших перемен. В 1998 году Президент Кучма подписал указ о его реконструкции...

Национальный художественный музей Украины сегодня на пороге больших перемен. В 1998 году Президент Кучма подписал указ о его реконструкции. Дабы реализовать идею «Музей — культурный центр нации», начата серьезная работа по выработке новой музейной концепции, его реконструкции, модернизации и расширению. В рамках этого проекта разработана программа «Идеальный музей», где термин «идеальность» следует воспринимать скорее как виртуально-философский, с оговоркой, что к идеалу всегда стоит стремиться, но достичь его практически невозможно.

В истории первого общедоступного городского музея Киева (его изначальное название — Городской музей древностей и искусства), которому в августе 1999 года исполнилось 100 лет, как в капле воды сфокусировались культурные коллизии украинской нации в целом и искусства в частности. Великий и жестокий ХХ век, казалось, непостижимым образом, созидал и разрушал одновременно.

На проекте фасада музея значится подпись «Проектировал архитектор Городецкий по эскизу архитектора Бойцова. Февраль 1898 года». Когда благородные формы здания, более известного киевлянам как «Музей со львами», были найдены на бумаге, городская дума занялась тщательным подбором подходящего места. Но действительно подходящей площадки не нашли. Высокие грунтовые воды, отсутствие возле музея рекреационной зоны, оживленное движение транспорта по ул. Грушевского, практически вплотную прилегающей к зданию, очень сильно его амортизируют. И на сегодняшний день музейные стены требуют неотложного капитального ремонта.

У истоков музея стоял Николай Биляшивский, первый директор, разработавший и опубликовавший в 1900 году программу его развития, которая является образцом серьезного научного подхода к музейному делу и не утратила актуальности и сегодня.

В 1904 году Киевский художественно-промышленный и научный музей им. Николая ІІ (на протяжении всей его истории музей переименовывали десять раз) был торжественно освящен. К столь знаменательному событию император выделил 100 тыс. рублей.

Постепенно музей становился крупным культурным и научным центром, включающим художественно-промышленный, художественный, археологический, исторический, нумизматический, этнографический, фотоархивный отделы, библиотеку с собраниями старопечатной книги, рукописями, автографами. В конце 1920-х годов при музее была организована аспирантура.

Современное ядро музея составляет бывший художественный отдел, основанный в 1903 году. Николаю Биляшивскому, Даниилу Щербакивскому, Федору Эрнсту принадлежит идея создания коллекции украинского профессионального изобразительного искусства. По замыслу специалистов украинскую изобразительную культуру представляли художники, которые родились и работали в Украине, те, которые оказались за пределами Родины, и иностранные мастера, творившие на нашей земле.

Первые экспонаты начали поступать с художественных выставок, проходивших в музейных залах. К слову, рейтинговый отбор художников и произведений был достаточно строг. Традиционно в год проходило не более десяти выставок.

Как отмечает Ольга Жбанкова, заведующая отделом искусства ХІХ века, в 1904 году семья сахарозаводчиков Терещенко подарила музею девять рисунков и эскизов Михаила Врубеля. С тех пор начался процесс формирования коллекции за счет подарков, поступавших от частных лиц. Собственных средств на приобретение экспонатов музей не имел.

С 1922 года происходит болезненный процесс рассредоточения коллекции по другим музеям Киева. Из художественного отдела изъяли произведения Ильи Репина, Николая Ге, Михаила Врубеля, Тараса Шевченко и многих других, оставляя так называемую «украинистику».

Но произведения искусства — это всегда больше, чем немые свидетели истории. С их «разбреданием» по иным адресам начинается процесс жестокого вторжения государственных структур в судьбы музейщиков. Увольняют с должности директора Николая Биляшивского, оканчивает жизнь самоубийством Даниил Щербакивский, немца по происхождению Федора Эрнста отправляют на строительство Беломор-Балтийского канала (после долгих унижений и мытарствований он был расстрелян в 1942 году в Уфе). В коллекции выделился «спецфонд», где судьба арестованных картин напоминала судьбу их создателей.

На десятилетия в музее воцарился период государственно-партийных чиновников, «слишком далеких» от искусства, а роль музейного работника низвелась до переписчика инвентарных карточек и экскурсовода для официальных делегаций. Как отмечает доктор искусствоведения Людмила Миляева, приложившая большие усилия для «реанимации» послевоенного музея, в 1950-х годах приходилось сталкиваться с колоссальными трудностями, чтобы выставить икону, открыть выставку Федора Кричевского, впервые показать украинское искусство 1920-х годов. Но это уже был колоссальный прорыв вперед, зиждившийся на молодости и энтузиазме его сотрудников.

В конце 1960-х — начале 1970-х годов музей значительно достраивают. 1970 — 1980-е годы вошли в его историю огромными очередями на ажиотажные выставки — от «Сокровищ Тутанхамона» до Ильи Глазунова.

С обретением Украиной независимости начала меняться концепция музея, но в связи с резко сократившимися возможностями закупочной деятельности стали возникать существенные трудности по продолжению комплектования коллекции. Минимизация заработной платы поставила музейных работников в унизительное социальное положение. Эта элитная профессия перестала быть престижной.

За последние пять лет наиболее видными художественными проектами в стенах музея были «Украина — миру», в рамках которого состоялись выставки и конференции, посвященные Давиду Бурлюку и Александру Архипенко (последний проект НХМУ). Своеобразным полигоном для обкатки несколько противоречивого с концептуальной и эстетической точки зрения, но при этом бесспорно неординарного проекта «Украина ХХ века», многократно становились залы музея. Наиболее значимым событием 2001 года, вероятно, стала выставка Абрама Маневича, подтвердив мысль, что в истории многое возвращается «на круги своя». Образ провинции Маневича, унесенный временем на 92 года, вернулся в те же залы.

К концу ХХ века коллекция музея стала самым большим и полным в мире собранием украинского изобразительного искусства, насчитывающим более 30 тыс. единиц хранения. Но демонстрируются фонды только на 1,2%.

Новое тысячелетие Национальный художественный музей Украины встретил грандиозными планами возрождения и преображения в подлинно современный музейный комплекс.

Чтобы разговор о нынешней музейной политике был конкретным, я попросила сотрудников музея оценить его роль и место в современном обществе.

Лариса Членова, заведующая отделом древнего искусства Национального художественного музея Украины, проработавшая в нем более 50 лет:

— Трудно переоценить значение музея в современном обществе. Это не только «связь времен», это прежде всего то прекрасное, что возвышает душу, приподнимает над повседневностью и воспитывает эстетические идеалы. Все это подпитывает искусство разных эпох, собранное в музее, воздействие которого неотразимо. Главные задачи современного музея — найти достойную форму экспонирования произведений искусства, пропагандировать их в прекрасных изданиях и пополнять и расширять коллекцию.

Галина Беликова, главный хранитель НХМУ:

— Основная роль музея — хранение сокровищ культуры и передача их из века в век. Исполнив функцию собирания, хранения, научного изучения, можно переходить к популяризации, что подразумевает эстетическое и патриотическое воспитание.

Татьяна Грущенко, руководитель службы информации НХМУ:

— Музей — идеальное место для эстетического отдыха, но активного, где должны чувствовать себя комфортно и посетители, и сотрудники, и экспонаты.

Анатолий Мельник, генеральный директор НХМУ:

— Музей — это национальный символ величия, показывающий историю народа. Он является визитной карточкой государства и тем незыблемо вечным, во что следует поверить власти и народу. Я готов сотрудничать с различными политическими партиями, которые разбираются в искусстве и дают ему возможность развиваться, занимая при этом государственную национальную позицию.

В 2001 году по распоряжению главы Киевской городской госадминистрации Александра Омельченко в собственность НХМУ передано долгострой по ул. Институтской (д. №3). Впоследствии там планируется разместить Музей украинского современного искусства, где предполагается использовать самые современные технические средства для создания достойных условий хранения, охраны и экспонирования коллекции.

Государством выделены приличные средства на реконструкцию (5 млн. долларов). Также создан Фонд содействия развитию музея, призванный привлечь небюджетные деньги. Практика привлечения спонсорских денег очень активно используется многими ведущими музеями мира, в том числе музеями России. Понятие «друзья музея» довольно основательно закрепилось на Западе, являясь престижным и почетным. Одна из задач Фонда содействия развитию НХМУ — привести украинских бизнесменов к мысли, что время «коммерческих филантропов» уже на подходе.

В рамках комплексной программы предусмотрено создание филиала НХМУ в Каменец-Подольском, с проведением в одном из живописнейших городов Украины круглогодичных международных симпозиумов. В историческом центре города выделяются помещения общей площадью 2800 кв. м. Это позволит расширять и пополнять коллекцию современного искусства с привлечением иностранных художников.

Казалось бы, условия для развития настолько блестящие, что в них даже трудно поверить. Но впереди — самое трудное. Предстоит пройти путь грандиозного строительства и связанного с ним переезда всех экспонатов, очень капризных к любым внешним воздействиям. Освоить новые огромные залы под музейное пространство, которое предполагает определенную степень камерности. Предстоит из блестящей коллекции украинского изобразительного искусства создать не менее блестящую экспозицию, что абсолютно не тождественно одно другому. Для разработки новой концепции и плана экспонирования создается творческая рабочая группа.

Предстоит возродить музей как национальную гордость, вывести его на почетное место в «туристической тропе» Киева, вернуть всем нам утраченную привычку посещать музеи семьями, с детьми. Но начатый список с ключевым словом «предстоит» можно продолжать достаточно долго.

И здесь очень многое будет зависеть от человеческого фактора, кто будет проводить начатую реорганизацию, кто будет стоять у истоков возрождающегося музея. В этой связи роль музейных сотрудников, чей тихий, но подвижнический труд невозможно переоценить, приобретает общегосударственное значение.

Открытие обновленного комплекса Национального художественного музея Украины запланировано на 2005 год. Чтобы к этому времени музей действительно стал культурным центром нации, разработана программа «Идеальный музей», в рамках которой предусмотрена комплексная профессиональная подготовка музейных сотрудников Украины.

Все эти шаги вперед даются совсем нелегко, но приближают «идеальный музей» к его реальному воплощению.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно