«І СНИТЬСЯ ЇМ ЯКИЙСЬ ЗАБУТИЙ СОН…» ИСПОЛНИЛОСЬ 80 ЛЕТ УКРАИНСКОМУ ХУДОЖНИКУ ВАЛЕНТИНУ ЗАДОРОЖНОМУ - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

«І СНИТЬСЯ ЇМ ЯКИЙСЬ ЗАБУТИЙ СОН…» ИСПОЛНИЛОСЬ 80 ЛЕТ УКРАИНСКОМУ ХУДОЖНИКУ ВАЛЕНТИНУ ЗАДОРОЖНОМУ

27 июля, 2001, 00:00 Распечатать

Первая персональная выставка Валентина Задорожного (июль 1991 года, Государственный музей украинского изобразительного искусства) вызывала такие же ощущения, как встречи с картинами Екатерины Билокур...

Иван-Валентин Задорожный в мастерской. 1988
Иван-Валентин Задорожный в мастерской. 1988

Первая персональная выставка Валентина Задорожного (июль 1991 года, Государственный музей украинского изобразительного искусства) вызывала такие же ощущения, как встречи с картинами Екатерины Билокур. Произведения органичные, естественные, словно не рождены творческой свободой и усилиями художника, а существовали всегда. Вместе с тем, их естественность и открытость не свидетельствуют об эстетической бедности, наоборот, они роскошны, пробуждают ассоциации, мысли энергией, которую излучают. Лаконизм и условность изображения не упрощают произведений, а делают их изысканными, элегантными, благородными, похожими на картины японских художников, на которых, благодаря эстетическому вкусу и совершенству исполнения, один стебелек камыша вбирает в себя всю вселенную, становится выразительным. Плоскостность вызывает ассоциации с иконописью, где господствуют совсем не такие законы пространственного решения перспективы, как в реалистической живописи.

Сравнения можно продолжить, но достаточно и этих, чтобы понять —Задорожный творил в системе координат, совершенно отличающейся от обозначенной идеологией советской страны. Поэтому его холсты и монументальные произведения (витражи, гобелены) во времена застоя воспринимались как протест против серой действительности и официозного псевдоискусства. Рассмотрев ценности, из которых возникло творчество художника, нетрудно убедиться, что они вписываются в параметры творчества украинских шестидесятников. Развитие искусства шестидесятников в значительной степени стимулировало открытие своего, украинского народного искусства.

Шестидесятники не имитировали народное искусство. Это было его субъективное осмысление и переосмысление, тем более что этому способствовало осознание национальной идентичности. И вместе с тем это было особенностью видения, его, так сказать, онтологическое свойство.

Как и в народном искусстве, в произведениях Задорожного господствуют статичность, композиционная вариативность и, что особенно характерно, — первенство отдается стихии цвета, который сам по себе становится содержательным. Но с народными традициями совпадает не только эстетическая платформа, но и смысл, цель творчества. Его холсты принципиально жизнеутверждающие.

У Задорожного было еще два источника творчества — иконопись и дохристианское мировоззрение. Далекую от реализма портретную живопись Задорожного можно назвать современной модификацией живописи. Он модифицировал национальную иконопись, максимально приближаясь к народному выражению. Об этом свидетельствует и откровенная декоративность, насыщенный колорит, наличие орнаментов, созданных собственным воображением, некоторые композиционные особенности. Как и у древнеукраинских иконописцев, самым любимым у него является образ Богородицы — «Оранта», «Сын, обогати мир».

У Валентина Задорожного была нелегкая судьба. Родился он 7 июля 1921 года в Ржищеве на Киевщине. Рано осиротел и, спасаясь от голода, отправился в Киев. Там его, беспризорного, подобрала и усыновила милосердная семья. Юность пришлась на годы войны, которую он прошел, чудом уцелев. А вернувшись в Киев и стремясь рисовать, успешно закончил в 1951 году Киевский художественный институт (мастерская К.Елевы и А.Петрицкого). Первое десятилетие его творчества было регламентировано методом социалистического реализма. Но в начале 60-х произошло чудо — Валентин Феодосиевич резко разрывает с предыдущим творчеством, сжигает почти все свои предыдущие работы и становится на новый путь, принесший ему признание, но ставший для него крестным из-за преследований за работы и убеждения. Это подорвало ему здоровье — он умер в 1988 году.

Валентин Задорожный искал идеал красоты и он его воплотил. Его работы — это прежде всего гимн человеку. Он считал выдающихся украинцев — Нестора, Алимпия, Марусю Чурай, Роксолану, Петра Могилу, Максима Березовского, Льва Симиренко — наиценнейшим сокровищем своей земли. Наверное, поэтому галерея эта воспринимается как семейный портрет. Ибо это и вправду род украинский. Его произведения — панно «Праздник Лады», гобелен «Кий» и пантеон языческих богов, выполненных для отеля «Лыбидь», оформление мемориального музея Михаила Коцюбинского в Чернигове, витраж «Наша песня — наша слава» во Дворце культуры в Кременчуге, «Скифия» — дышат историей, настраивают на величественный лад, на душевную уравновешенность. В них созвучность цвета, линий, пластики, композиции. Неправильность и причудливость линий — из фольклора. Вместе с тем живописный язык Задорожного современен. Так может творить человек, влюбленный в народное искусство и владеющий секретами современной живописи, условной, обобщающей манерой. Возможно, потому и избрал художник монументальное искусство, что увлекал его язык образных обобщений, присущий фрескам, народной росписи. Кроме того, произведения Задорожного, как видно сегодня, противостоят вульгаризации вкуса, поспешности, утверждают веру в непреходящие художественные ценности. Вообще, украинские шестидесятники немало сделали для того, чтобы наши предки не потерялись во мраке веков, чтобы предстали перед современниками в портретном подобии. Поэтому произведения Задорожного имеют не только художественную ценность, но и общественную, ведь они питали дух национального возрождения.

Своеобразность художника Задорожного состоит не только в том, что он последовательно, шаг за шагом углублялся в историю, творил изобразительную летопись. Он необыкновенен и в творческой эволюции. От его картины «Богдан Хмельницкий оставляет в залог крымскому хану своего сына Тимоша», освещавшей драматическую страницу национально-освободительных движений Украины, к «Моим землякам» — длинный путь. Перелом наступил закономерно. С развенчанием культа личности были только приоткрыты двери к истине, а художник иными глазами посмотрел на мир — иная форма просилась для воплощения мыслей о судьбе народа. Картина «Мои земляки» (1964) и засвидетельствовала появление этой новой формы, стала утверждением народа и одновременно протестом против бездумного воспевания «счастливого труда на благо страны». Люди стоят с почерневшими от работы руками, инвалид войны опирается на костыль.

Художнику выпало творить во времена, когда в нашем обществе господствовал произвол беспамятства, добивавшийся, чтобы сознание человека было чистой доской, на которую бы идеологи писали свои догмы. Но Задорожному было присуще достоинство художника, он умел отстоять свои позиции, даже атаковать своих идеологических противников. Его творчество — это реализация еще не полностью уничтоженного народного мировоззрения. Обращаясь к мифологии, к периоду щедрых фантазий и светлых впечатлений, он помогает душе стать светлее, очиститься. Человек, способный видеть сквозь исторические пространства, обеспечил себе пространства грядущие, и с его холстов, музыки цветов мы сегодня черпаем энергию и светлую гармонию.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно